Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:11, реферат
Критерии,типы и понятия управленческого труда.
При оценке качества и эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна строиться и система критериев оценки.
Многовариантность решений как условие обеспечения их качества
Одним из условий повышения качества и эффективности управленческих решений является обеспечение их многовариантности. Исходя из этого, следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели. Например, два металлических листа можно соединить следующими технологическими способами: сваркой, склеиванием, заклепками, болтовыми соединениями и т.п. Задача специалиста заключается в выборе такого способа соединения, который выполнял бы требуемые функции качественно и, одновременно, с минимальными затратами на разработку проблемы, изготовление, эксплуатацию и утилизацию конструкции. Следует при этом учитывать, что разные технологические решения невозможно реализовать с абсолютно одинаковым уровнем качества. Поэтому при сравнении эффективности вариантов решения проблемы следует обязательно приводить их в сопоставимый вид по уровню качества.
Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам:
фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);
фактор качества объекта;
фактор масштаба (объема) производства объекта;
уровень
освоенности объекта в
метод получения информации для принятия управленческого решения;
условия применения (эксплуатации) объекта;
фактор инфляции;
фактор риска и неопределенности.
Технология
обеспечения сопоставимости вариантов
по перечисленным выше факторам заключается
в том, что количество учитываемых
факторов определяется конкретной ситуацией.
Критерии эффективности управленческой деятельности
Для
измерения эффективности
Итак, критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.
Критерии
экономической эффективности
а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);
б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;
в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;
г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;
д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;
е) экологическая чистота.
С точки зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей системы критериями экономической эффективности могут быть:
-
быстрый сбор необходимой
-
способность принимать
-
оперативность доведения
-
обеспечение четкого
-
осуществление комплексного
Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.
Одним из наиболее важных критериев экономической эффективности можно назвать деловую оценку персонала. Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
На основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:
• выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
• разработка программы его развития;
•
определение степени
• определение способов внешней мотивации работника.
Кроме
того, деловая оценка персонала может
помочь в решении некоторых
К сожалению, практически любая организация допускает ошибки деловой оценки персонала, т.е. имеет место нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка усреднения, ошибка пристрастия и т.д. Очевидно, что устранить полностью ошибки деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки.
Этот процесс предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
• разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;
• формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
• определение времени и мест; проведения деловой оценки;
• установление процедуры подведения итогов оценивания;
• проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
• консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:
1)
сбор предварительной
2) обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
3)
подготовка руководителя к
4) проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;
5)
формирование руководителем
6)
принятие решений экспертной
комиссией по существу
Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором — соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
Итак,
понятие «эффективность»
При оценке эффективности используются различные критерии.
Общий же критерий экономической эффективности отражает осуществление предприятием (или организацией) его миссии при наименьших затратах.
Для оценки экономической эффективности используется ряд показателей. Наиболее распространенные из них на уровне предприятия (организации) являются производительность труда, материалоемкость, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капитальных вложений и рентабельность.
В
условиях формирования рыночных отношений
существенно расширяются
Информация о работе Критерии эффективности и качества управлеческого труда