Концепции макроэкономического равновестия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:57, лекция

Описание работы

В данной лекции рассматриваются альтернативные взгляды относительно того, способна ли рыночная система хозяйствования к саморегулированию или нет. Эти альтернативные взгляды представлены классической и кейнсианской концепцией макроэкономического равновесия. Каждая из упомянутых концепций имеет свои исходные посылки, располагает соответствующей аргументацией и дает практические выводы для разработки экономической политики. Эти выводы различаются между собой относительно решения таких сложных проблем как инфляция и безработица, а также степень взаимосвязи их между собой.

Содержание

Вступительная часть
1.Классическая концепция макроэкономического равновесия.
2.Кейнсианская концепция макроэкономического равновесия.
3.Альтернативные взгляды на проблемы инфляции и безработицы.
Заключительная часть

Работа содержит 1 файл

КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСТИЯ.rtf

— 279.50 Кб (Скачать)

     Однако с момента достижения объемов производства, соответствующих полной загрузке производственных мощностей и занятости, дальнейший рост совокупного спроса приводит к росту цен без реального увеличния совокупного общественного продукта. Тогда начинает раскручиваться инфляционная спираль, в которой рост зарплаты (номинальных доходов) толкает вверх цены, а возрастание уровня цен приводит к необходимости увеличения зарплаты. Чем выше будут темпы роста номинальных доходов и цен, тем быстрее будет раскручиваться инфляционная спираль. Выход из инфляционной спирали заключается в устранении инфляционного разрыва посредством уменьшения темпов роста номинальных доходов относительно темпов роста цен.

     Мероприятия, направленные на устранение инфляционного разрыва, осуществляются в рамках так называемой политики доходов. Мероприятия могут быть направлены на установление ориентиров роста зарплаты и цен для предпринимателей и носить добровольный характер (увязка темпов роста ставок зарплаты с темпом роста производительности труда, рекомендации по изменению уровней цен так, чтобы они могли компенсировать прямо пропорционально изменение удельных издержек). Политика доходов помимо добровольных рекомендаций для предпринимателей может включать в себя мероприятия обязательного характера, заключающиеся в административном контроле над ценами и зарплатой.

     Реализация политики доходов приводит к искажению информационной функции цен и тем самым нарушению оптимального распределения экономических ресурсов по отраслям. Помимо этого стремление предпринимателей нарушить административный контроль над ценами и зарплатой. Может привести к ухудшению качества производимой продукции, развитию «чёрного рынка»  снижению объёмов производства.  

     Основная идея классической концепции функционирования рынка труда заключается в утверждении, что в условиях свободной конкуренции существует тенденция саморегулирования рынка труда, характеризующаяся полной занятостью. Безработица, с их точки зрения, является добровольной.

     Основная идея классической концепции функционирования рынка труда была развита в шестидесятые годы нашего столетия их последователями монетаристами (М. Фридман в числе их наиболее видных представителей). Так же, как и основатели классической теории макроравновесия, они утверждают, что в экономике существует тенденция к саморегулированию рынка труда. Однако если традиционная теория отождествляет состояние равновесия на рынке труда с полной занятостью, то монетаристы допускают при существовании равновесия на рынке труда так называемой естественной безработицы. Причину естественной безработицы они усматривают в несовершенстве функционирования рынка труда, особенно в неполноте информации о свободных рабочих местах и рабочей силе недостаточной мобильности рабочей силы, ограничении конкуренции (действие профсоюзов, наличие чрезмерных пособий по безработице, законов, регулирующих уровень минимальной зарплаты). Естественную безработицу монетаристы рассматривают как оптимальное состояние (соответствующее равновесию на рынке труда), возникающее в условиях существования ограничений и несовершенства в функционировании рынка труда.

     Если речь идет о рекомендациях классиков относительно экономической политики в вопросе борьбы с безработицей, то они считают, что активное вмешательство государство, заключающееся в регулировании совокупного спроса, нежелательно. Государство должно только создавать условия развитию рыночных механизмов, устраняя ограничения в их функционировании и способствовать совершенствованию инфраструктуры рынка труда.

     Классическая концепция инфляции находит отражение в количественной теории денег. В соответствие с этой теорией покупательная способность денег и уровень цен находятся в зависимости от количества денег в обращении. Чем выше объем денежной массы, находящейся в обращении, тем выше средний уровень цен и ниже покупательная способность денег. Эта теория своим ренессансом обязана Милтону Фридману - видному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии 1976 г. Он значительно модифицировал традиционный подход и обосновал свои положения обильным статистическим материалом.

     Суть количественной теории денег можно представить в виде следующей формулы: 

     М ґ V = Р ґ Y или в виде  ,

     где

     М - количество денег в обращении;

     V - скорость обращения денег, показывающая, сколько в среднем раз денежная единица  обращается в течение года;

     Р - средний уровень цен (индекс роста цен);

     Y - реальная величина ВВП в неизменных ценах.

     Монетаристы, опираясь на это уравнение, формулируют ряд положений, имеющих важное теоретическое и практическое значение.

     Во-первых, они считают, что скорость обращения денег изменяется медленно и ее возможно прогнозировать.

     Во-вторых, монетаристы рассматривают предложение денег как экзогенный (внешний) фактор экономики, находящийся под контролем государства.

     Эти два положения означают, что вышеприведенное уравнение приобретает следующий вид:

     M ґ V    =   P ґ Y

     Это означает, что при относительной стабильности скорости обращения денег (ее символизирует черточка над V) денежная политика государства предопределяет величину ВНП в номинальном выражении (это отражено в уравнении стрелочкой над знаком равенства).

     В-третьих, монетаристы утверждают, что экономика совершенной конкуренции обладает внутренней динамикой, обеспечивающей ее функционирование в условиях полной занятости и полной загрузки производственных мощностей. Если даже в краткосрочном периоде имеют место циклические колебания, то в долгосрочном периоде темп экономического роста определяется тенденцией развития производительности труда. Иначе говоря, экономика развивается в соответствие с определенным естественным темпом экономического роста. Если это так, то Y является стабильной величиной, растущей, например, 3% ежегодно. Рост среднего уровня цен (Р) имеет место тогда, когда количество денег в обращении (М) растет быстрее, чем производство (Y), т. е. причиной инфляции выступает чрезмерное количество денег в обращении. Поскольку М находится под контролем Центробанка, постольку в конечном счете причина инфляции заключается в ошибочной денежной политике государства.

     Что же произойдет, если попытаться все-таки снизить уровень естественной безработицы? Предположим, что в прошлом был стабильный уровень цен и это обусловило отсутствие инфляционных ожиданий в будущем. Размеры безработицы соответствуют ее естественному уровню. Пусть в силу каких-то обстоятельств стали считать этот уровень чрезмерно высоким. Наиболее удобным способом его ограничения выступает увеличение денежной массы в обращении.

     Расширение денежной массы означает, что дополнительные деньги, поступившие в распоряжение субъектов, обусловят расширение их расходов на приобретение продукции. Это приведет к росту объемов производства и через некоторое время к росту зарплаты и цен. Возрастет также занятость, и безработица сократится.

     Экономический рост является,  однако, временным явлением. Рост занятости был возможен вследствие денежной иллюзии, при которой население рассчитывало на то, что цены в экономике, будут по-прежнему стабильны, а рост номинальной зарплаты, стимулировавший дополнительную занятость, воспринимался как рост реального вознаграждения за труд. Однако цены вследствие возрастания удельных издержек начали расти. Столкнувшись с падением реальной покупательной способности номинальной зарплаты, рабочие потребуют ее увеличения. Удовлетворение их требований приведет к сокращению временно возросших прибылей предпринимателей и устранит стимулы к поддержанию дополнительного выпуска продукции и дополнительной занятости. Экономика вернется к естественному уровню занятости, но уже при более высоком уровне инфляции. Если государство будет стремиться вновь снизить естественный уровень безработицы, то достижение временного успеха будет возможно опять за счет нового повышения цен. Из вышеприведенной концепции проистекают следующие выводы для экономической политики:

     - попытки стимулировать занятость посредством увеличения совокупного спроса в долгосрочном плане обречены на неуспех;

     - для ограничения темпов инфляции необходимо ограничить темпы прироста денежной массы в обращении. Временно это приведет к увеличению безработицы сверх ее естественного уровня  Но вся экономика затем вернется к естественному уровню безработицы при более низком уровне инфляции.

     В конкретной ситуации перед государством стоит, следовательно, проблема сопоставления социально-экономических последствий продолжения инфляции - с одной стороны, и преходящего, но длящегося в течение определенного времени экономического кризиса. Монетаристская дилемма отражает не кейнсианский выбор оптимального уровня безработицы (в том числе так же с точки зрения социально-экономических издержек нестабильности цен), а выбор темпа инфляции.

     В монетаристской концепции существует возможность временного снижения безработицы. В основе этой возможности лежит денежная иллюзия. Денежная иллюзия проистекает из допущения предположения что люди формируют свои представления о будущем исключительно исходя из прошлого опыта. В вышеприведенном примере допускалось, что инфляционные ожидания формируются на основе предшествующих и настоящих уровней инфляции, а изменение этих ожиданий происходит медленно.

     Теория рациональных ожиданий предполагает, что при формировании своих ожиданий экономические субъекты используют любую доступную информацию, анализируют курс государственной экономической политики и адекватно могут интерпретировать экономические явления. Если, следовательно, изменение темпа инфляции зависит от предшествующего изменения темпа роста предложения денег, то экономические субъекты могут относительно быстро и точно предвидеть уровень будущей инфляции. В теории рациональных ожиданий отсутствует временной лаг, при котором рост номинальной зарплаты отстает от роста среднего уровня цен. Из теории рациональных ожиданий вытекает, таким образом, утверждение, что невозможно даже временное ограничение естественного уровня безработицы.

     Общее между монетаризмом и теорией рациональных ожиданий заключается том, что в долгосрочном периоде государственное регулирование спроса не может повлиять на объемы производства и занятость, провоцируя лишь колебания уровня цен. Современные кейнсианцы утверждают, что приведение в соответствие темпов роста номинальной зарплаты и роста цен происходит болезненно медленно. Может пройти несколько лет, прежде чем экономика самостоятельно достигнет состояния полной занятости и полной загрузки производственных мощностей.

     Несмотря на очень серьезные различия между монетаризмом и кейнсианским подходом к трактовке инфляции, обе концепции считают, в конечном счете основным фактором инфляции прирост совокупных расходов.

     После второй мировой войны наблюдался медленный, но неуклонный рост цен независимо от снижения использования производственных мощностей и уровня безработицы. Цены не снижались, несмотря на периодическое снижение объемов производства и степени использования производтвенных мощностей. Такой рост цен трудно было объяснить в рамках категорий инфляции спроса. Поэтому с конца шестидесятых годов усилилась критика концепций инфляции спроса и расширилась популярность концепций инфляции издержек (экономики предложения).

     В соответствии с различными течениями теории экономики предложения инфляция является следствием действия различных неценовых факторов совокупного предложения (опережающего роста номинальной зарплаты по сравнению с ростом производительности труда, увеличения налогов, процентной ставки, удорожания энергоносителей, роста цен на импортное сырье вследствие обесценения национальной валюты и т. д.)

     К наиболее распространенным версиям теории инфляции издержек относят инфляцию зарплаты и концепцию административных цен.

     Основным аргументом сторонников концепции инфляции зарплаты является утверждение, что профсоюзы действуют как группы давления, которые реализуют тарифную политику независимо от ситуации на рынке труда. Это означает, что даже в условиях безработицы заработная плата неэластична вниз, а рост спроса (в том числе и на рабочую силу) еще больше увеличивает требования профсоюзов. Существование профсоюзов развивает систему поддержки безработных, которая уменьшает опасение перед безработицей, а ее финансовые средства опосредованно могут быть использованы для обеспечения проведения забастовок.

     В семидесятых годах, когда давление профсоюзов на повышение зарплаты было особенно сильным (например, в Великобритании) было популярно утверждение, сформулированное Дж. Хиксом, что ключевую роль в стимулировании инфляционной спирали играет экономическая политика государства, которая отказывается от попыток ограничения темпов роста зарплаты (и цен) в пользу поддержки полной занятости. Рост заработной платы, вызванный действием профсоюзов и приводящий к увеличению издержек, обусловливает необходимость стимулирования совокупного спроса с целью сохранения прежнего уровня занятости. В результате развивается инфляция. Дж. Хикс утверждал, что экономическая политика развитых стран основана на «трудовом стандарте» - за главную цель принимается поддержание уровня занятости, в противоположность «золотому стандарту»,  при котором основным ориентиром политики правительства было бы количество денег в обращении и поддержание их покупательной способности

Информация о работе Концепции макроэкономического равновестия