Коммуникативное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организации.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
Рассмотреть понятие коммуникационного поведения.
Охарактеризовать способы организационной коммуникации.
Проанализировать коммуникационные особенности управления в организации.
Понятие коммуникационного поведения

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие коммуникационного поведения…………………………………4
Способы организационной коммуникации ………………………………8
Коммуникационные особенности управления в организации ………...12
Заключение ………………………………………………………………………22
Список используемой литературы ……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

ПО реф.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Альметьевский  государственный  нефтяной  институт

Кафедра  менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 

          по курсу: «Организационное поведение»

на тему: «Коммуникативное поведение» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил студент: гр.48-81

                                                                                     Загородская Т.С.

                                                                                     Проверил:

                                                                                     Фадеева А.В. 

                                                                                      Дата выполнения:

                                                                                      «___»____________2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск2011

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..3

  1. Понятие коммуникационного поведения…………………………………4
  2. Способы организационной коммуникации ………………………………8
  3. Коммуникационные особенности управления в организации ………...12

Заключение  ………………………………………………………………………22

Список  используемой литературы ……………………………………………..24 
 

 

Введение 

       Коммуникации   являются   важнейшей   составляющей   в    деятельности руководителя, поскольку коммуникации -  это обмен информацией между  людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи  и решать их.

       Коммуникации  – важнейший элемент обеспечения  эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации.  Не только слово, цифра и другая информация,  которая  может  быть  представлена письменно или графически, занимает основное место  и  является  важнейшим  в коммуникационном процессе, но  и  другие  элементы  (жесты,  мимика,  паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.

       В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать,  каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть  искусством  устного  и письменного общения.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации, а это влияет на психологический климат в организации, на результат деятельности самой компании.

       Цель  курсовой  работы  –   определить   коммуникативные   особенности управления организации.

       Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:

  1. Рассмотреть понятие коммуникационного поведения.
  2. Охарактеризовать способы организационной коммуникации.
  3. Проанализировать коммуникационные особенности управления в организации.
  4. Понятие коммуникационного поведения
 

     Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.

     Коммуникативное поведение характеризуется определенными  нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение  как нормативное или ненормативное.

     Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения1:

     1. Общекультурные нормы коммуникативного  поведения отражают принятые  правила этикета, вежливого общения.  Они связаны с ситуациями самого  общего плана, возникающими между  людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации.

     2. Ситуативные нормы обнаруживаются  в случаях, когда общение определяется  конкретной экстралингвистической  ситуацией. Такие ограничения  могут быть различны по характеру.  Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.

     3. Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, гуманитариев, технарей и т.д.

     4. Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

     Коммуникации  занимают важнейшее место в жизни  организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Обмен информацией между сотрудниками в организации приводит к достижению намеченных целей.

     Коммуникации  – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей  идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

     Цель  коммуникации – добиться от принимающей  стороны точного понимания отправленного сообщения.

     В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица – отправитель  и получатель Отправитель – это  любой индивид (сотрудник), имеющий  определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Получатель –  индивид, воспринимающий сообщение получателя. Сам коммуникационный процесс сложен и представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя.

     Чтобы обеспечить четкие и эффективные  коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления.

     Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между  собой и взаимозависимы.

     Отправитель – любой индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель формулирует  смысл, передаваемый получателю.

     Кодирование – перевод информации отправителя  в комплекс коммуникационных символов.

     Сообщение – информация, формирующаяся в  результате кодирования, которую отправитель  передает желаемому получателю. Сообщение  выражается в вербальной и невербальной форме.

     Канал коммуникации – путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные  записки и т.п.

     Получатель  – индивид, которому адресовано сообщение.

     Декодирование – процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Коммуникация успешна, если получатель воспринял смысл, заложенный в сообщение отправителем. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, ожиданий, культурного и интеллектуального уровня получателя.

     Обратная  связь – демонстрация получателем  реакции на полученное сообщение. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение, насколько понятен  его смысл и какую реакцию  получателя оно вызвало. Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.

     Характеристики  эффективной обратной связи2.

     Направленность. Цель эффективной обратной связи  – улучшение качества работы, определения  уровня усвоения полученной от отправителя информации, сонастройка отправителя и получателя. Она не должна снижать самооценку работника, затрагивать его личность.

     Конкретность  и конструктивность предполагают обеспечение  получателей конкретной информацией  о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, а также исправить ситуацию.

     Описательный  характер. Эффективная обратная связь  должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать ее и ее результаты.

     Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которая может быть использована для изменения трудового поведения работника и принятия своевременных управленческих решений.

     Своевременность. Обратная связь должна предоставляться  прежде, чем существующая в ней  информация станет неактуальной.

     Желание и готовность работников воспринимать обратную связь – навязанная обратная связь оказывается малоэффективной.

     Ясность, четкость, понятность. Обратная связь  должна доноситься в форме, понятной получателю. Степень понимания обратной связи отправитель может отследить при визуальном контакте по невербальным проявлениям реакции получателя и в вербальной форме, при задавании уточняющих вопросов.

     Надежность  и достоверность характеризуют, то, насколько можно доверять обратной связи, насколько верно она отражает реальное положение дел. 

 

  1. Способы организационной  коммуникации
 

     Способы коммуникации:

-разговорный  (устный, вербальный);

-письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);

-невербальный   (тон    речи,    пауза,    акцентирование    внимания, телодвижения)3.

     Вербальная  коммуникация  использует  в  качестве   знаковой   системы человеческую речь, естественный звуковой  язык,  т.е.  систему  фонетических знаков,  включающих  два  принципа:  лексический  и   синтаксический.   Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при  передаче информации при помощи речи менее всего  теряется  смысл  сообщения.  Правда, этому должна  сопутствовать  высокая  степень  общности  понимания  ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.  Известно,  что использованию речи  сопутствуют  процессы,  препятствующие   достижению   взаимопонимания: возможность использования  двух  типов  значений:  денотативных  (формальные определения, дефиниции: «молоток» -  инструмент  для  забивания  гвоздей)  и коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями:  «молоток»  -  нечто тяжелое, холодное); полисемия (многозначное  толкование  одного  и  того  же слова) и синонимия (использование разных слов для обозначения одного и  того же явления).

     Обмен  информацией  возможен  не  только  посредством   речи,   но   и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности  составляют средства невербальной коммуникации.

     В современной социальной психологии  предлагается  полная  схема  всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные  из  них следующие:

1. оптико-кинетическая;

2. пара- и экстралингвистическая;

3. организация  пространства и времени коммуникативного  процесса;

4. визуальный  контакт4.

     Совокупность  этих  средств  призвана  выполнять  следующие   функции: дополнение  речи,  замещение  речи,  репрезентация  эмоциональных  состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Информация о работе Коммуникативное поведение