Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Во-вторых, в современных условиях
наряду с демократизацией и
В-третьих, уменьшается значение государственного принуждения изменяются его формы, возрастает роль государства-организатора, государства — социального арбитра. Государство, его органы стремятся гасить конфликты путем консенсуса и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения. Однако государство всегда остается (реально или потенциально) не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом легализованного и легитимного принуждения. Оно может приобретать весьма жесткие формы (разгон демонстраций, смертная казнь и др.), но и такое принуждение может использоваться в интересах общества, для выполнения «общих дел».
В-четвертых, практика свидетельствует о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление регулирующей роли в экономике (а следовательно, в сфере социальных отношений и в определенной степени в политике и сфере личных отношений) достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиями (тоталитарные социалистические государства). С другой стороны, излишние социальные гарантии со стороны государства, для которых у общества не было достаточных ресурсов, приводили в Швеции, Испании, Норвегии к «бегству» капитала из страны, замедлению темпов развития. Снижение социальных льгот восстанавливало активность, но порождало недовольство населения и приводило к поражению правящей партии на выборах. Такие циклы повторяются.
В-пятых, все более отчетливо
проявляется тенденция к
Наконец, в-шестых, в настоящее время все более резкими становятся «взлеты» и «падения», контраст в развитии государственности в древнем мире и в Средние века были свои деспоты, абсолютные монархи и свои относительные демократии (для свободных), свое «полицейское государство» и городская республика, но такого «полюсного» противопоставления государственно-организованных форм демократии и диктатуры мир, пожалуй, до XX в. не знал. Социально-политический тоталитаризм — это изобретение нашего времени.8
3.2 Характеристики современного Российского государства
Конституция РФ содержит характеристики
российского государства как
демократического, социального, правового,
федеративного. Фактически же российское
государство из-за объективных причин
трудного переходного периода не
в полной мере удовлетворяет некоторым
этим характеристикам (на уровне современных
стандартов). Доминирование исполнительной
власти и недостаточный контроль
за ее деятельностью, частые силовые
санкции по наведению конституционного
порядка (что само по себе необходимо),
принижение роли парламента и законодательных
органов субъектов Федерации, слабость
судебной системы, малое влияние
общественного мнения на государственные
дела — все это снижает демократичес
Россия не является развитым социальным, государст
Российское государство не является полностью правовым. Правовые
акты субъектов Федерации часто не соответствуют
федеральным законам, а конституции некоторых
субъектов Федерации — Конституции РФ.
Престиж судов низок. Многое в этом отношении
исправлено, Но еще далеко не все.
Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.
Россия — федерация. Однако ее федеративная организация несовершенна, число субъектов Федерации велико (89), субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (девять из Ю автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ).Форма правления в России сочетает черты парламентарной республики (например, возможность вынесения вотума недоверия Правительству РФ, необходимость согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ) и президентской (назначение министров по воле Президента РФ, возможность увольнения Председателя Правительства по усмотрению Президента). Юридически это смешанная форма правления, полупарламентарная, полупрезидентская республика. Однако в реальной жизни доминируют признаки президентской республики.
Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года. Субъектами федерации в России являются:
Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта.9
Федеративное устройство России основано на ряде принципов:
Заключение
Таким образом, изучив литературу по теме, можно прийти к выводу, что государство — это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общность постепенно сменилась населением — более высокого уровня общностью этнографической, территориальной. Государство — это политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок.
Единая государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти.
Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества — партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д. при решении общих дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство можно признать как важнейший элемент, составную часть политической системы общества.
Политическая система решает важную задачу общества: выделение из всего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке проблем в рамках политического процесса. Правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
В качестве
одной из важнейших задач,
связанной с формированием
Список использованной литературы
1 Бакаев С.В. Широкое и узкое значения «государства» // Журнал российского права. – 2004. - №2. – С. 42-44.
2 Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 551 с.
3 Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций. -М.: - Экзамен,2006.-248 с.
4 Котельникова Е.А., Экономика фирмы. –М.: Эксмо, 2009
5 В.Я.Поздняков, С.В.Казаков Экономика отрасли. –М.: ИНФРА-М, 2010
6 Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИНФРА-М, 2007
7 Горфинкель В.Я. Экономика предприятия.- М.: Юнити-Дана, 2007
8 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004
9 Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2011.