Государство как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Закон, впрочем, всегда оставляет  «свободное поле» для административной власти, возможность действовать  по усмотрению. Злоупотребление полномочиями, самоуправство — деформация государственной  власти, которая может привести к  административной власти.

Именно в силу огромного  влияния на жизнь общества исполнительная власть во всех республиках имеет  статус подзаконной, т.е. действует  на основе и в рамках законов, принимаемых  представительной властью, выступает  как вторичная власть.

1. Парламентская республика  предусматривает приоритетную роль  парламента в конституционно-правовом  отношении. Парламент формирует  правительство и в любой момент  может отозвать его вотумом  недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями. Если влиятельных партий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степень стабильности и способности* к принятию управленческих решений. Многопартийная система может способствовать дестабилизации, частой смене правительства, министерской чехарде. Существует дуализм исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства — президента или монарха. Президент в парламентской республике — «слабый» президент, т.е. избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что он усваивает функции монарха: царствует, но не правит. Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом. Чтобы не допустить сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов.

2. Президентская республика  возникла в США на основе  учета опыта британского парламентаризма  и была законодательно закреплена  в Конституции 1787 г. Широкое  распространение получила в Латинской  Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай  и т.д.). Президентской республике  присущи следующие отличительные  признаки.

Президент и парламент  в равной степени легитимированы народом. Президент — «сильный», избран народом и к нему может  апеллировать в случае конфликта  с парламентом. Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует  дуализм исполнительной власти. Президент  нуждается в согласии парламента на формирование правительства, нов выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров. Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия. Чтобы не допустить сверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента.

3. Смешанная форма президентского  и парламентского способов правления  предусматривает ослабление позиции  исполнительной власти правительства  и сбалансирование властных полномочий  президента и парламента. Используется  как в странах с устойчивой  демократией (Франция), так и в  республиках, создающих новую  государственность и стремящихся  учесть недостатки и адаптировать  преимущества той и другой  формы правления. Для нее характерны  следующие отличительные признаки.

Президент и парламент  в равной степени легитимированы народом. Оба института участвуют  и в формировании, и в отстранении  правительства. Правительство, таким  образом, несет «двойную» ответственность. Парламент может выразить недоверие  правительству (его главе, продолжающему  исполнять обязанности до решения  президента). Очевидно большое значение политического фона для стабильности правительства. Многопартийная система, разногласия между фракциями  в парламенте затрудняют работу правительства  и вынуждают его обращаться за поддержкой к президенту. Предусматривается  механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной  власти: президент имеет право  вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

 

 

2.2 Политико-административное устройство государства

 

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует  способ политической и территориальной  организации государства, систему  взаимосвязей людей, проживающие в  центре и различных регионах, и  распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной  власти.

Государство объединяет разнородные  в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность  обеспечить взаимодействие этих общностей  и целостность государства. К  тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и  многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация  и конфедерация, каждой из которых  свойственны свои принципы организации  территории и взаимосвязей между  центром и местами.

1. Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом. На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

2. Принцип федерализма — это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло  бы осуществлять общие цели и при  этом сохранять самостоятельность  частей.

К сущностным признакам федерализма  относятся: государственно-подобный характер объединенных в единое государство  территориальных единиц — субъектов  федераций; конституционное разграничение  компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без  их согласия.5

К основным принципам федерализма  относятся: добровольность объединения  государств и подобных образований  в единое государство; принятие федеральной  конституции и конституций субъектов  федерации; однопорядковый конституционный  статус субъектов федерации и  их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации  и суверенности ее субъектов; общие  территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная  армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование  и функционирование.

Федерализм как принцип  стал этимологической основой для  производного от него и более узкого по смыслу понятия — федеративное государство.

Федеративное государство, федерация — одна из основных форм организации государства, сложная  структура которой состоит из нескольких государств или государственно-подобных образований, обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Теоретической основой федерализма  является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном  суверенитете.

Суверенитет — политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного  субъекта (монарха, народа, государства  и его составных частей) независимости  и самостоятельности в решении  своих внутренних дел и во внешних  отношениях.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих  принципов, концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки: неотчуждаемость; неограниченность; верховенство власти; неделимость; неабсолютность власти; юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов; приоритет народного  суверенитета.

3. Принцип конфедерализма  объединяет самостоятельные государства  для решения общих актуальных  проблем. Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного  устройства. Это временный межгосударственный  союз, образованный на основе  международного договора, члены  которого полностью сохраняют  свой государственный суверенитет.  Основные признаки конфедерации: отсутствие единой территории; неограниченное  право выхода из союза; центральное  правительство зависит от правительств  независимых государств, поскольку  содержится на их средства; финансовые  средства на общие цели, единую  политику формируются из взносов  членов союза; вооруженные силы  конфедерации находятся под общим  командованием; общая согласованная  международная политика не исключает  самостоятельной позиции членов  конфедерации в конкретных вопросах; юридически все члены равноправны,  но реально приоритетную роль  в конфедерации играет государство  с более высоким военно-экономическим  потенциалом.

 

2.3 Политический режим

 

Политический режим представляет собой форму государство осуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений как самостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов; это характеристика способов и методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Условно выделяют три типа политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный. Главный  критерий такого деления — наличие  в стране выбора и плюрализма: политического  — многопартийность, наличие оппозиции; экономического — существование  разных форм собственности, конкуренции; идейного — сосуществования различных  идеологий, мировоззрений, религий  и т.д.

1. Демократический режим  проявляется в следующих чертах: признание и гарантированность  на конституционном и законодательном  уровне равноправия граждан; широкий  перечень конституционных прав  и свобод личности; реальное участие  населения в организации государственной  власти, управлении делами государства;  признание и гарантированность  на конституционном и законодательном  уровне равенства всех видов  собственности, религиозных конфессий,  политических идеологий и программ.

2. Авторитарный режим  предполагает: ограничение плюрализма  политического. Государственная  власть сосредоточивается у политической  и административной элиты, не  контролируется народом, политическая  оппозиция существует, но в условиях  давления и запретов; государственное  управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при  преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть — общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства; существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества; конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.6

3. Тоталитарный режим  воспроизводит политический, идейный  и экономический монополизм. Его  основные черты: государственная  власть концентрируется у незначительной  группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты  демократии, если и существуют, то  формально, как декоративное украшение  правления; государственное управление  — сверхцентрализовано, государственные  должности занимаются не конкурсным  отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия  в управлении; полное огосударствление  общества — этатизм; тотальный  идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная  идеология, одна правящая партия, одна религия; допускается террор  в отношении собственного населения,  режим страха и подавления.

 

 

3. Анализ развития современного государства

3.1 Тенденции развития современного государства

 

Развитие современного государства  характеризуется, во-первых, процессамидемократизации и социализации, созданием правового и светского государства основе общечеловеческих ценностей (власть народа, справедливость, Права человека и т.д.). В современных условиях эти ценности «мучили новое звучание: социальная справед ливость, достойное человека существование и т.д. Формирующееся на их основе демократическое государство означает, что это государство народа, для народа посредством народа, представляющее большинство населения и «раняющее интересы его меньшинства. В таком государстве власть осуществляется демократическими методами (смена партий у власти осуществляется путем выборов, принципиальные решения принимаются референдумом — голосованием избирателей, в деятельности органов государства огромное значение имеет учет общественного мнения). Когда говорят о социальном государстве, то предполагают его активное участие в предоставлении социальных услуг населению, в охране здоровья людей, заботу о матери и ребенке, бесплатное общее образование,  установление   необходимого  минимума  заработной платы и прожиточного минимума, справедливое законодательное регулирование отношений труда и капитала. Концепция социального государства в последние годы претерпевает определенные изменения Все чаще выдвигается положение о «государстве труда»: государство должно обеспечивать основные нужды человека, но и он сам должен заботиться о себе и своей семье. Правовое государство означает связанность государства правовыми нормами, не только буквой, но и общими принципами права на основе общечеловеческих ценностей. Это взаимные права и обязанности и взаимная ответственность личности, коллективов и государства. Светское государство означает свободу религии и атеизма. Даже в ряде мусульманских стран при сохранении государственной религии действуют христианские церкви, буддийские храмы.

Информация о работе Государство как общественное явление