Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:48, курсовая работа
Управленческую деятельность можно считать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, кибернетика и др.
Введение
Управленческую деятельность можно считать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, кибернетика и др.
Общая характеристика истории управления начинается с Древнего мира и заканчивается концом ХХ века.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Целью курсовой работы является изучение истории развития менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и зарубежных ученых.
Для достижения этой цели, поставим следующие задачи:
- Определить этапы эволюции менеджмента в России и других странах;
- Изучить разнообразие моделей менеджмента;
- Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления;
- Выявить наиболее важную концепцию теории управления.
В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ века концепции научного управления.
Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить перво-источники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии.
1 Развитие менеджмента в России и других странах
1.1 Донаучный и научный периоды менеджмента
В развитии менеджмента выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.
Донаучный период был наиболее длительным с 9-го — 7-го тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII века.
Первые, самые простые, зачаточные формы управления и организации совместного труда существовали на стадии первобытного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности этого периода.
Примерно 9-7тысяч лет до нашей эры в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов- их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государст-венным хозяйствам. В этот период ( 3000-2800 гг. до нашей эры) сформи-ровались достаточно развитый для этого времени государственный управлен-ческий аппарат и его обслуживающая прослойка.
Сократ (470-399гг. до нашей эры) был одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Он проана-лизировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до нашей эры) дал классификацию форм государст-венного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
А. Македонский (356-323гг. до нашей эры) развил теорию ипрактику управления войсками.
Научный период — 1776г.— до нашего времени.
Научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.
Индустриальный
период (1776-1856гг.) наибольшая заслуга
в развитии представлений о
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а так же признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в управлении связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины»- прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
Период систематизации (1856-1950гг.). В этот период наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются взгляды исследователей.
Информационный период 1950 - по настоящее время. Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как «теория принятия решений»и «количественный подход» (появление ПК), «системный подход», «ситуационный подход» и «процессный подход».1
Начало развитию менеджмента в России было положено в XVII веке, когда начался процесс слияния областей, земель, княжеств.
Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.
В развитии систем государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин - Нашокин (1605-1680гг.). Он считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического менеджмента.
Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой - особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческий действий весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. В период правления Петра I, можно выделить следующие преобразования:
- Развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
- Содействие развитию сельского хозяйства;
- Укрепление финансовой системы;
- Активизация развития внешней и внутренней торговли.
Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I.
Так же можно выделить появившиеся в этот период управленческие идеи И.Т. Посашкова (1652-1726гг.). К оригинальным идеям И.Т. Посашкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное.
Под первым он подразумевал богатство государства и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.
Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740гг.). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н.Татищев (1686-1750гг.). Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.
Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».
К началу XIX века сложилась невозможность управления Российским государством старыми методами. Основные преобразования в управлении экономикой в начале XIX века произошли в период царствования Александра I. В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.
Особую роль в развитии менеджмента в России отводится М.М.Спе-ранскому (1772-1839). Систему власти М.М.Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, вопросы суда- в ведении Сената, управление государством- в ведении министерств, ответственных перед Думой.
В 1864 году Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» которым утверждалось всесословное самоуправление.
В начале ХХ века большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С.Ю.Витте (1849-1915) и П.А.Столыпиным (1862-1911). Программа реформ П.А.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.
Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 года. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всерос-сийских центральный исполнительный комитет осуществил ряд мер, основ-ными из которых являются следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов эконо-мического управления.
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Кержен-цев, Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совер-шенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внед-рением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значи-тельный вклад в создание теории социалистической рационализации. Кон-цепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической орга-низации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-после-довательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.
В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим обра-зованием для предприятий и органов управления.
В годы Великой Отечественной войны система управления промыш-ленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принци-пиальных изменений.
В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприя-тиями начала постепенно расширяться.
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промыш-ленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.