Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать развитие франчайзинга как формы малого бизнеса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга; описать виды франчайзинга; систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга; исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом; оценить значение франчайзинга для предприятия.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 57.80 Кб (Скачать)

           По данным американских экспертов,  международный франчайзинг уже дал России более $600 000 000 инвестиций. Обычно зарубежные франчайзеры находят в нашей стране надежного партнера, которому продают мастер-франшизу и поручают продвигать ее на российских просторах. В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейного бюджета на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг у нас наиболее активно развивается в розничной торговле и сфере общественного питания: здесь быстрее оборачиваемость денег, получение прибыли и возврат инвестиций.

          Осваивает российский рынок французская компания TATI, в фирменных магазинах которой представлены недорогие одежда, косметика и товары для дома. TATI планирует довести сеть своих магазинов у нас до 50, и половина из них будет открыта по франчайзингу. Аналогичную работу проводит в России немецкая компания Olsen, специализирующаяся на продаже женской одежды. Из зарубежных брендов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, можно назвать крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara, которая принадлежит компании Industria de Diseсo Textil.  С 1997 года в Москве работает представительство итальянской компании Benetton, владеющей разветвленной сетью магазинов одежды по всему миру. У нее тоже есть свои франчайзинговые технологии, и она успешно применяет их в России, в основном в Москве, где продает 60% всего российского объема своих товаров. Есть франчайзинговые планы и у известного американского производителя одежды Tommy Hilfiger (джинсы, спортивная одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия). В России эта компания работает с 2000 года. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка Жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке Жизни» помог хорошо раскрученный бренд, сверхнизкая цена и очень мягкие условия для партнеров - это самая свободная франшиза в России, построенная на принципе бесконфликтной экономики. Петербургская корпорация SELA шьет одежду для детей и взрослых, которую продает через 270 сетевых фирменных магазинов, 200 из которых сотрудничают с ней по франчайзингу. Ростовская швейная фабрика «Глория Джинс» создала собственную розничную сеть. Ее руководство поставило перед собой амбициозные планы: открыть в России за пять лет до 3000 магазинов, часть которых будет работать по франчайзингу.

          Ведущие операторы российского  топливного рынка считают расширение  сетей АЗС под собственным  брендом важным фактором повышения  сбыта нефтепродуктов. Широкий размах  получил торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС (этот игрок сошел с дистанции - 2005г.), ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».

    В сфере производства и распространения  продуктов есть свои лидеры. Компания  «Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним фирмам проект по использованию собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold», а так же их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов. 

1.4 Перспективы использования   франчайзинга

           Являясь удобным и эффективным способом управления бизнесом и умножения доходов, франчайзинг не собирается уступать своих позиций на рынке систем ведения бизнеса.

           По какому пути будет развиваться  франчайзинг, зависит от ряда факторов. Существует ряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективы будущего развития франчайзинговой индустрии. Некоторые из этих тенденций являются внешними по отношению к франчайзингу, другие действуют изнутри, будучи присущими, функционированию и организации франчайзинговой системы как таковой.

     Первый  благоприятный внешний фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций  развивать свой бизнес путем продажи  франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.     Оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста сферы обслуживания, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг, несомненно, подтолкнут развитие франчайзинговой системы.

С другой стороны, возрастание конкуренции  во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных  профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса.

          Прогнозируя развитие франчайзинга  в РФ, следует отметить, что в  нашей стране в ближайшее время  следует ожидать увеличения интереса  к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса. 3

     Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей  продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются  сбытовыми подразделениями нефтяных компаний. Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных  дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин  и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом  НК «ЮКОС» в данном направлении стало  приобретение части пакета акций  торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.

     Другой  нефтяной компанией, имеющей намерения  заняться оптимизацией сбытового направления, стала НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству руководства компании, в ближайшие 2-3 года численность автозаправочных комплексов на территории РФ, действующих на условиях франчайзинга, возрастет.

     Помимо  вышеизложенных сфер, по нашему мнению, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности: услуги в области спорта и здоровья; розничная реализация товаров длительного пользования; услуги в сфере информационных технологий; гостиничный бизнес; игорный бизнес; туристический бизнес; услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

          Кроме того, в ближайшее время  ряд компаний, активно использующих  коммерческую концессию в центральном  регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. 

Глава 2 Франчайзинговая модель бизнеса на примере компании «SELA»

     2.1 Характеристика деятельности  предприятия 

          Sela в переводе с иврита означает “скала”. Эту компанию в 1991 г. основали двоюродные братья Аркадий Пекаревский и Борис Остроброд, эмигрировавший в Израиль. Свой бизнес они начали, как и многие коммерсанты в те годы, с импорта в Россию самых разных товаров и в конце концов остановились на китайском ширпортебе. На покупку первого контейнера одежды братья взяли ссуду у знакомого западного бизнесмена.   Потом были кредиты банков, и даже деньги случайного знакомого.

          Питерские универмаги, которым компания  сдавала товар на реализацию, рассчитывались за него нерегулярно,  и к 1996 г., когда оборот Sela стал приближаться к $100 000 в месяц, братья открыли первую торговую точку. Собственные модели компания начала создавать уже в конце 90-х. А то, что дизайн-студия располагалась в Израиле, а производственный офис — в Китае, позволило Sela позиционироваться в качестве международной корпорации. В то время это было важно: доверие к иностранным маркам было гораздо выше, чем к российским.

     Выйти за пределы Петербурга компании помог  кризис 1998 г. В августе, несмотря на трехкратное подорожание доллара, Sela на месяц заморозила цены в рублях. Вся одежда была сметена с прилавков. Компания потеряла какие-то деньги (Sela вернулась на докризисные показатели только через год), но взамен она получили армию лояльных покупателей.     После кризиса Sela первой среди российских конкурентов решилась на открытие франчайзинговых магазинов. Благодаря франчайзингу Sela несколько лет подряд удваивала обороты и число новых магазинов. С 1999 по 2003 г. ее продажи выросли с $6 млн. до $80 млн., а ее сеть превысила 230 магазинов.    Совладелец компании считает крайне важным, что Sela с самого начала сформулировала корпоративные принципы франчайзинга. В них были четко прописаны стандарты торговли и кредитно-финансовая политика. При этом Sela не брала с партнеров роялти, рекламные сборы и паушальный платеж (покупка лицензии).

          На этот год Sela планирует продажи в $120 млн. По этому показателю она уступит лишь ростовской “Глории Джинс”, рассчитывающей получить $130 млн, и итальянской Benetton, оборот которой в России, по оценкам конкурентов, превысит $120 млн. Зато по количеству магазинов Sela вне конкуренции — под ее маркой в России, на Украине и в Эстонии работает около 500 магазинов, из которых 90% — франчайзинговые, а собственные расположены только в столицах и Петербурге. У ближайшего конкурента — Benetton 120 магазинов.

     С 2000 г. Sela начала меняться, столкнувшись с привередливостью москвичей — в первый столичный магазин компании целый год почти не заходили покупатели. Компания изменила цветовую гамму, логотип и в шесть раз увеличила среднюю площадь магазинов. 4

      Кроме того, с 2000 г. Sela начала перепозиционироваться от одежды для всей семьи к одежде для людей, ведущих активный образ жизни. С тех пор ее основная целевая аудитория — молодые люди 18-30 лет — самый массовый сегмент спроса. При этом стоимость и качество одежды выросли: сейчас товары под маркой Sela стоят около $35-70 за единицу.

      Sela никогда не пользовалась услугами консультантов при разработке стратегии. “Мы просто делали так, как нам подсказывал здравый смысл, — говорит владелец корпорацией «SELA».

      У Sela три центра управления: возглавляемые вице-президентом Пекаревским офисы в Петербурге и Москве отвечают за продажи и продвижение марки, а разработку и производство одежды курирует израильский офис, которым руководит президент Sela Борис Остроброд. “Преимущество нескольких центров — внутренняя конкуренция идей”, — отмечает Пекаревский.

           Иногда SELA прибегает к услугам  внештатных дизайнеров, если их  идеи пришлись по душе. В 2006-м  сотрудничали с итальянским дизайнером  Тори Горанезо. Есть дизайнер в Гонконге — Вильям Ченг, с которым также вместе работаем. Но все же SELA стремится воспитывать своих дизайнеров и мастеров. Компания финансирует это направление деятельности, предоставляя стипендии, например, новым эмигрантам из стран СНГ, обучающимся в известном Институте дизайна в Тель-Авиве «Шенкар».

     К слову, и дизайнеры SELA тоже востребованы на этом непростом рынке. Например, один из воспитанников и стипендиатов SELA сегодня работает с Роберто Кавалли.

           Основанная в 1991 году Корпорация SELA – один из признанных лидеров  по созданию коллекций одежды  в стиле casual. SELA – это комфортные, модные коллекции для уверенных в себе людей, имеющих свой стиль, стремящихся получать удовольствие от современной жизни, и быть привлекательными для окружающих. SELA стремимся к ещё большему пониманию желаний, устремлений и стиля жизни своих покупателей и помогает им реализовать себя с помощью одежды и аксессуаров SELA. SELA  видит свою задачу в создании международной фирменной сети торговых предприятий, максимально удовлетворяющих требованиям покупателей по уровню обслуживания, качеству представленных коллекций и ассортименту.

           Ежегодно в коллекциях SELA представлено  порядка 1800 моделей. Фирменная  сеть SELA - это система унифицированных  торговых предприятий, развивающаяся  по системе франчайзинга. Сегодня  сеть SELA насчитывает более 550 фирменных  магазинов, открытых в 14 странах.      Первый фирменный магазин SELA был  открыт в России в Санкт-Петербурге  в 1997 году.

      Сегодня ежегодный оборот компании составляет около 220 млн долларов, из них более 17 млн долларов приходится на украинский рынок. Сеть магазинов SELA насчитывает 550 магазинов в 14 странах, среди которых  наиболее емкие рынки — в России, Украине, Казахстане, Польше.

      Предложив в начале 90-х годов  массовому рынку доступную и  качественную одежду, в дальнейшем SELA обеспечила возможность предпринимателям  в регионах эффективно инвестировать  средства в открытие фирменного  магазина SELA.

     15 лет развития компании полностью  отражают тенденции формирующегося  цивилизованного fashion- ретейла в России - от тотального дефицита качественной одежды в эпоху торговли на вещевых рынках до высоко- конкурентной торговли модными товарами в современных торговых комплексах сегодня. Концепция фирменного розничного предприятия предполагает представление полного ассортимента марки SELA: женская, мужская, подростковая и детская одежда, единую концепцию мерчандайзинга, системы управления товародвижением, программы по стимулированию продаж и дисконтные программы.

      Компания  первой реализовала на российском рынке  собственную концепцию фирменной  розничной торговли, основанную на четком описании всех бизнес-процессов  и стандартов. В последующем, опыт SELA по организации фирменной торговли был заимствован многими fashion-компаниями на территории России. Компания SELA является лидером российского рынка торговли модной одеждой в среднем ценовом  сегменте.

     Сегодня SELA является международной  вертикально интегрированной корпорацией  по производству и продаже  одежды в стиле casual в среднем ценовом сегменте. Статус интернационального брэнда сегодня обеспечивают торговые офисы SELA в России, Украине, Эстонии, Казахстане, Китае и торговая сеть, открытая в 14 странах. Мы продолжаем развитие и готовы к сотрудничеству с партнёрами в новых географических сегментах.

    Достигнув предельных показателей  по сети SELA, Корпорация приступила  к расширению портфеля брендов.  В 2006 году Корпорация выводит  на российский рынок новый  бренд – французский бренд  модной женской одежды KOOKAI.

Информация о работе Франчайзинг