Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:58, курсовая работа
Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Развитие организации шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций.
Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.
Третий тип формальной группы - комитет. Это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого - либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Но во всех случаях здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур.
Говорят, что, по крайней мере, три из каждых четырех шуток о плохом управлении содержат слово «комитет». И все же мода на комитеты определенно не прошла и даже продолжает распространяться. Это частично объясняется тем, что комитет совместим с любой крупной организационной системой, а также тем, что деловые решения все больше приобретают технический характер. Но основной причиной того, что комитеты не вышли из моды, является тот факт, что правильное использование комитета – весьма эффективное средство достижения определенных целей. Имеются два основных типа комитетов: специальный и постоянный [3, c.89].
Специальный комитет – это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели. Руководитель отделения банка может образовать специальный комитет для выявления проблем в обслуживании клиентов, а также альтернативных способов их корректировки. Конгресс часто создает специальные комитеты для изучения особых проблем или для решения деликатных вопросов.
Постоянный комитет – это перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Чаще всего постоянные комитеты используются для предоставления организации консультаций по вопросам непреходящей важности. Известный и часто приводимый пример постоянного комитета – это совет директоров. Совет директоров большой компании может быть поделен на постоянные комитеты, такие как ревизионная комиссия, финансовая комиссия и исполнительный комитет. Президенту большой компании часто бывают подчинены такие комитеты как комиссия по выработке политики, группа планирования, комиссия по рассмотрению жалоб сотрудников, комиссия по пересмотру зарплаты.
На более низких уровнях организации комитеты могут быть образованы для таких целей как снижение себестоимости, совершенствование технологии и организации производства, решение социальных вопросов или для улучшения отношений между подразделениями.
Руководство делегирует полномочия комитету таким же образом, как и отдельно лицу. Как и отдельные лица, комитеты должны отчитываться о выполнении порученных им заданий перед тем, кто делегировал им полномочия. Однако, поскольку комитет – это группа, персональная отчетность здесь ослаблена.
Иногда управление с помощью комитетов может быть предпочтительным. Например, когда проблема требует большого опыта в какой-то определенной области, можно использовать такой инструмент как комитет для оказания лицу, ответственному за данный вопрос, консультативной помощи для принятия решения. В сегодняшней сложной и быстро меняющейся обстановке вряд ли можно ожидать, что главный руководитель диверсифицированного предприятия будет обладать знанием всех факторов, влияющих на организацию. Мнения членов комитета относительно всех «за» и «против» в новой и сложной области, особенно если фирма никогда до этого ею не занималась, могут быть чрезвычайно полезны. Примерами таких ситуаций могут служить решения выйти на новый рынок, создать производство новой продукции, приобрести другую компанию или осуществить слияние с ней, найти источники больших кредитов для развития компании и внести существенные изменения в политику фирмы, чтобы удовлетворить социальные или законодательные требования. Или, когда предлагаемое решение наверняка окажется весьма непопулярным в организации, использование комитета для принятия решения может способствовать ослаблению недовольства в отношении действий конкретных ответственных лиц. Когда есть необходимость координировать работу разных подразделений организации, комитет может явиться форумом для высказывания точек зрения руководителей и помочь им понять свое место в общем деле.
Необходимо помнить, что комитеты – это группы, поэтому все характеристики, процессы и проблемы групп относятся также и к ним.
В дополнение ко всему вышеперечисленному во многих организациях имеются неформальные группы. Это группы, организованные внутри формальной организации для решения возникших проблем. Например, четыре техника могут собраться вместе для обсуждения проблем, возникающих в лаборатории в процессе испытания прибора или оборудования. Как и все неформальные рабочие группы, они могут способствовать или мешать работе формальной организации. В любом случае они действуют только потому, что сами обрели какую-то власть, а не потому, что они имеют полномочия.
Таким образом, формальная организация
— организация, характеризующаяся строго
предписанными и документально зафиксированными
целями, правилами и ролевыми функциями,
рациональностью и безличностью отношений
между ее членами, наличием органа власти
и аппарата управления. Такая организация
состоит из командной группы руководителя,
рабочей (целевой) группы и комитета.
3. Банк России как пример
формальной организации
В повседневной жизни функционирует огромное количество формальных организаций. Современную организацию называют формальной потому, что она строится на основе формализации и рациональной координации существующих в ней отношений между людьми с присущей им специализацией деятельности, субординацией, четкими должностными обязанностями. Координация усилий множества специалистов в рамках одной крупной организации позволяет решать громадные по своей сложности технические задачи (например, строительство космической техники и запуск космических кораблей), осуществлять управление сложными общественными процессами, как это делают органы государственного управления, совершать грандиозные научные открытия крупными научно - исследовательскими институтами и т. д.
Центральный Банк Российской Федерации является примером функционирования организации с формальной схемой построения и работы.
Центробанк России — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций). Банк России — экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Банк России является юридическим лицом [1, ст.1], то есть это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Капитал и имущество Банка России являются федеральной собственностью. Подотчётен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает его Председателя, по представлению Президента Российской Федерации.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Центробанк осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.
Этот Банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Служащим Банка, занимающим должности, перечень которых утвержден Советом директоров запрещается [1, ст.90]:
1) работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности);
2) занимать должности в кредитных и иных организациях;
3) приобретать ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций), по которым может быть получен доход, если это может привести к конфликту интересов, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Банке России, если иное не предусмотрено Федеральным законодательством и другими федеральными законами.
Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России. Они не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.
Органами управления Банка являются:
1) Общее собрание акционеров — это высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
2) Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
3) Правление Банка. Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из
– данный Банк зарегистрирован в качестве юридического лица;
– имеет свою структуру управления (центральный аппарат, территориальные учреждения, учебные заведения и т.д.);
– имеет выраженную иерархию должностей и обязанностей;
– осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами;
– имеет определенные органы управления (Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление Банка). Эти органы формируются на основании устава и в соответствии с законами РФ;
– деятельность работников Банка основывается на строгой служебной дисциплине и полежит контролю (вплоть до внешнего вида).
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что организация - это социальная категория и одновременно средство достижения целей. Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.
Организация является местом, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой организации существует сложное переплетение более мелких организаций - групп, которые образовались без вмешательства руководства. Однако основой функционирования таких групп является формальная организация.