Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:58, курсовая работа
Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Развитие организации шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций.
Таким образом, организация - это
объединение людей, которое создается
ради выполнения определенной цели, с
присущей ей социальной структурой, иерархией
позиций, нормативной регуляцией поведения,
строгим разделением функциональных обязанностей
(специализацией), системой управления
и координации деятельности, каналами
коммуникации и, наконец, собственной
системой социального контроля. Главная
отличительная черта любой организации
заключается в том, что она есть рационально
скоординированная и упорядоченная деятельность
множества подготовленных специалистов,
что позволяет эффективно решать стоящие
перед ней задачи.
2. Формальные организации.
2.1 Характеристика формальной
организации
В литературе существует множество подходов к построению типологий организаций. В традиционном подходе выделяют три вида: предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие); учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские); общественные организации (религиозные, профсоюзные, добровольные). В зависимости от присущих организации общественных отношений выделяют экономические, социальные, культурные и управленческие (государственные, политические и общественные) организации. В отечественной литературе широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно - хозяйственные, финансовые, административно - управленческие, научно - исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др. Кроме того, представляется возможным типологизировать организации по масштабам деятельности: крупные, средние и малые. По признаку собственности: государственные, частные, общественные и организации со смешанной собственностью.
Наконец, в зависимости от характера внутренних связей можно разделить все организации на формальные и неформальные.
Формальная организация строится на основе извне установленных связей, иерархии позиций, нормативной регуляции поведения, распределения функциональных обязанностей. Такие организации формируют отношение власти, сферы ответственности за принятое решение и его выполнение. Они определяют порядок прохождения информационных потоков для прямых и обратных связей управления. Формальные организации, как правило, зарегистрированы (чаще всего это - юридические лица), для них характерно наличие официального руководителя (начальника). Такие организации являются результатом запланированных действий и усилий.
Первым условием успешного
Неформальная организация зачастую функционирует внутри формальной, поддерживает и усиливает ее. В ней открываются более продуктивные каналы коммуникаций, чем это возможно в официальной иерархии. Многие члены организации находят в ней таких людей, с кем они чувствуют себя более свободно, ощущают защиту. В данном случае такие организации называют неформальными. Во главе такой группы чаще всего стоит общепризнанный лидер. Неформальные организации чаще всего не зарегистрированы и, как правило, возникают стихийно [9, c.199].
На рисунке 2.1 отображен механизм
образования формальный и
Немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864-1920) описал идеальную модель формальной организации - бюрократии (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть, господство, сила) [7, c.248]. Бюрократия - это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию. Согласно Веберу, бюрократия, возникшая в начале XIX века, способствовала четкости в принятии решений в организациях и требовала от чиновников высокого профессионального мастерства. Можно выделить следующие отличительные признаки бюрократии, в том числе и формальной организации:
– индивиды, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации;
– ярко выраженная иерархия должностей и обязанностей;
– индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;
– людям, занимающим должности в организациях, выплачивают заработную плату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;
– бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;
– должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или, по крайней мере, главное занятие;
– деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.
Эффективная (идеальная) бюрократия имеет свои особые характеристики, а именно:
– вся деятельность организации расчленяется на простейшие операции, выполнение которых поручается специалистам, полностью отвечающим за выполнение своих обязанностей, и формально закрепляется за отдельными ее звеньями;
– каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют только внутри организации. В построении организации должен четко проявляться принцип иерархии.
– деятельность организации регулируется "последовательной системой абстрактных правил" и состоит в применении этих правил к частным случаям;
– любой руководитель организации должен сохранять необходимую "социальную дистанцию", должен быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным, что способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам;
– служба в бюрократической организации основывается на соответствии квалификации занимаемой должности. Члены организации должны быть ограждены от возможности произвольного увольнения. Система продвижения кадров может быть построена по принципу старшинства, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.
Макс Вебер, таким образом, разработал идеальный тип управления формальной организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.
Такая организация - это модель поведения и отношений, которая намеренно и на законных основаниях планируется для членов организации. Два момента в определении формальной организации нуждаются в объяснении: "намеренно" и "на законных основаниях". В некоторых простых ситуациях организация может быть совершенно не спланированной. Когда автомобиль застревает в рытвине на проселочной дороге, пассажиры, скорее всего, выйдут из автомобиля и будут его толкать без какого бы то ни было "намеренного" планирования своего поведения. С другой стороны, в большинстве организаций и, конечно, во всех правительственных организациях существует несколько служащих, которые тратят все свое время или часть его, планируя систему поведения в организации - разделение труда и распределение обязанностей, отношения субординации, каналы обмена информацией и т.д.
Конечно, кто угодно в организации (или вне ее) может составить такой план. Может быть составлено несколько планов, и они могут вступить в конфликт друг с другом. Формальная организация начинает свое существование тогда, когда появляется согласованная и общепризнанная процедура «узаконивания» одного из таких планов. Для правительственных организаций это «узаконивание» принадлежит к исключительной компетенции законодательного органа, создающего организацию (или более широкую структуру, частью которой она является) законодательным актом и разрабатывающего процедуру, на основе которой назначается управляющий или правление для руководства организацией. Законно назначенный управляющий в свою очередь утверждает более детализированные структурные планы своей организации и назначает основных подчиненных на официальные властные должности в ней. Этот процесс может быть несколько раз воспроизведен на все более низких уровнях организационной структуры. В результате целого ряда подобных шагов мы можем обнаружить, что человек был "законно" назначен на должность заведующего отделом и в свою очередь "законно" (то есть в соответствии с формальным планом организации в целом) распределил обязанности среди сотрудников своего отдела.
2.2 Структура формальной
организации
Организация любого размера (в том числе и формальная) состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.
Помимо неформальных групп, входящих в формальную организацию, имеются группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, так называемые формальные группы. Как бы малы они ни были, это – своеобразные малые формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.
В организации существует три основных типа формальных групп [11, c.169]:
– группы руководителей;
– производственные группы;
– комитеты.
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице - президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как «Моторола», «Техас Инструментс», «Дженерал Моторс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании «Техас Инструментс» (89 с лишним тысяч человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня [4, c.311].