Цикл развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Исследования в развитии организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда.

Содержание

Введение 2
Глава I. Жизненный цикл организации 4
1.1. Этап предпринимательства. Становление. 4
1.2. Стадия развития. 5
1.3. Стадия зрелости. 6
1.4. Этап реструктуризации 6
1.5. Стадия старости. Этап спада 7
Глава II. Методика анализа жизненного цикла организации 8
Глава III. Современные теоретические подходы к развитию организаций 9
Глава IV. Частный случай развития организации на примере РАО «Газпром» 23
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

черновой вариант №2.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Рис.2. Модель организационного развития Л.Грейнера.

 

3.3. Концепция Б. Ливехуда

Концепция органического  эволюционного развития описана  в 70-х годах прошлого столетия голландским  исследователем и консультантом  Бернардом Ливехудом.

В основе концепции лежит  утверждение о том, что человек  и организация развиваются по одним и тем же законам, имеющим биологическую основу. В своей модели развивающейся организации Ливехуд рассматривает организацию как совокупность трех подсистем: экономической, социальной и технической.

Все три подсистемы - это  равные по своей значимости части единого целого - организации, но это целое становится целеустремленным только благодаря и через социальную подсистему. Все изменения в организации можно начинать с любой подсистемы, но проводимые изменения должны затронуть все три подсистемы одновременно.  
       По Ливехуду, в своей жизни любая организация проходит объективно закономерные и последовательные фазы эволюционного развития, начиная с пионерной или первопроходческой фазы. По мере развития предприятия его структура меняется, превращаясь из изначально простой и плоской во все более разветвленную и многоуровневую. На каждой новой стадии доминирующей становится новая подсистема, которая и определяет впоследствии структуру и характер действий в отношении клиентов компании, персонала, маркетинга и менеджмента. 
1) Пионерная фаза.

Доминантной в это  время является экономическая подсистема, энергия и энтузиазм, неиспользуемые ресурсы социальной и технической  подсистем. Смыслом существования  организации в этой фазе выступает  максимально полное удовлетворение требований конкретного и немногочисленного клиента. Организация при этом остается насколько возможно простой - она приспособлена под личностные качества руководителя и зависит от тех нужд потребителей, которые он намерен удовлетворить. Успешное нахождение в этой фазе может продолжаться довольно длительное время, пока между учредителями не начнутся разногласия по поводу будущего развития и управления бизнесом. В `перезревшей` пионерной организации начинается процесс ее дезорганизации, либо такая компания реорганизуется для перехода в следующую фазу своего развития.  
2) Фаза дифференциации.

По мере роста организации  следующим естественным периодом в  жизни предприятия станет фаза дифференциации, т.е. формализации и рационализации всех `стихийных` процессов. Доминантной становится техническая подсистема, внимание сконцентрировано на создании и совершенствовании структуры управления. В дальнейшем такое предприятие либо `исчезает` и его ресурсы будут использованы для создания `пионерных` предприятий, либо оно переходит в следующую фазу - `интеграции`.

3) Фаза интеграции.

Доминирующая роль в  этой фазе переходит к социальной подсистеме, которая находится в  гармонии с уже эффективной экономической  и совершенной технической подсистемами.

Определяющим фактором развития становится коллектив совместно работающих людей, являющийся источником творческой энергии, необходимой для обновления организации и достижения целей.

4) Ассоциативная фаза.

В этой фазе все три  подсистемы находятся в своей  высшей точке развития и гармонии. Это фаза социального партнерства и кооперации. Главным процессом в такой организации становится ассоциированный процесс индивидуального обучения и развития человека.

Как можно видеть, концепция  Ливехуда, так же, как и рассмотренные  ранее теории и модели жизненного цикла, предусматривает однонаправленный характер развития. Границы фаз развития, как и у Адизеса, нечеткие. Данная концепция попадает в русло более общей эволюционной теории организации.

 

3.4. Основные  аспекты концепции коррекции  бизнес-систем

Рассматривая процесс  развития с позиций жизненного цикла, метод коррекции бизнес-систем ставит под сомнение необратимость стадии `смерти` бизнес-системы. `Стареет` и `умирает` только первоначальная бизнес-идея (или  одна из бизнес-идей).             Главным способом сохранения бизнес-системы является ее способность управлять процессом преобразования первоначальной бизнес-идеи. Другими словами, наследуя основные постулаты эволюционной теории, данная концепция во главу угла ставит наличие управляемой адаптации системы к внешней среде.

Преобразование изначальной  бизнес-идеи производится на основании разработанных нормативных параметров бизнес-системы:

- календарной продолжительности жизненного цикла;

- основных этапов развития (консервативного и новаторского);

- критических точек  развития;

- основных периодов  развития;

- контрольных точек  развития;

- календарных сроков  этапов, периодов, критических и  контрольных точек развития бизнес-системы. 
       Данные нормативные параметры используются для построения нормативной модели жизненного цикла бизнес-системы. Модель формируется с использованием метода коррекции бизнес-систем и предназначена для определения нормативных календарных сроков тех или иных действий, связанных с управлением бизнес-системой.

Рассмотрим некоторые из параметров нормативной модели.

Основу организации  нормативной модели жизненного цикла  составляют два дополняющих друг друга этапа - количественный и качественный. Количественный этап - консервативный этап развития. Все ресурсы направляются на увеличение объемов производства, основная цель - максимальное их увеличение. Возможные изменения организации бизнес-системы не носят радикального характера.  
Качественный этап - новаторский этап развития. С началом этого этапа начинается активное и очевидное `старение` бизнес-идеи. Иными словами, с началом качественного этапа намечается существенное различие между первоначальным представлением о том, какой должна быть бизнес-система, и тем, какой она стала. Появляется необходимость инноваций (комплекса взаимосвязанных мероприятий, приводящих к плановым этапным структурно-функциональным изменениям бизнес-системы). 
        Кроме двух основных этапов в модели можно выделить восемь основных периодов развития - периодов предрасположенности к инновации конкретного признака. Предназначение периодов - обозначить временной отрезок развития, в рамках которого бизнес-система демонстрирует готовность к осуществлению строго определенных инноваций.

Критическая точка развития - это момент преобразования количественного  характера развития бизнес-системы  в качественный. В данном случае возникает противоречие между желанием сохранить сложившийся порядок  функционирования бизнес-системы и  необходимостью его изменения и корректировки в соответствии с существующими этапами развития.

Контрольная точка развития бизнеса - это дата окончания каждого  периода в жизненном цикле  бизнес-системы. Эти точки завершают  определенный период или этап развития. В контрольной точке проводится анализ достигнутой цели и ставится цель для следующего периода развития.

Развитие бизнес-системы  прерывается кратковременными периодами, в которых возникают непредвиденные негативные события и ситуации; предсказать  такие периоды невозможно. Метод  коррекции бизнес-систем утверждает, что основой таких ситуаций является разница между сложившейся организацией бизнес-системы и ее процессов и той организацией, которую описывают нормативные параметры. Эти ситуации получили название периодов особой чувствительности (ПОЧ).

 
Рис. 3. Механизм появления ПОЧ бизнес-системы.

Кривая 1 отображает эталонное  состояние системы (нормативная  структура пространства). 
Кривая 2 - реальное состояние системы.

Кривая 3 - разница состояний.

Полная информация о  периодах особой чувствительности позволяет  своевременно предпринять необходимые  меры для предотвращения возникновения  негативных ситуаций. 
       Теоретическая ценность и новизна концепции состоят в следующем. Продолжая рациональные идеи Грейнера о кризисных точках развития, разработчики концепции устанавливают четкое разграничение этапов развития на количественный и качественный, разделяются понятия роста и развития (рост - всего лишь одна из стадий трансформации бизнес-системы на каждой из фаз жизненного цикла).              Катализатор качественного этапа развития - противоречия внутри системы, вызванные динамикой внешней среды. Трансформировалась и сама концепция жизненного цикла: развитие больше не носит монотонно-эволюционного однонаправленного характера, определяющего непременное разрушение организации, а может продолжаться сколь угодно долго, проходя несколько раз одну и ту же фазу жизненного цикла. Это связано с тем, что подобный жизненный цикл характеризует бизнес-систему, ограниченную комплексом нормативных параметров. При корректировке параметров, а следовательно, и изменении бизнес-системы, может формироваться новый жизненный цикл. Концепция коррекции бизнес-систем органично соединяет эволюционные подходы к развитию с синергетическим подходом, соединяя в себе черты обеих теорий. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Частный случай развития организации на примере РАО «Газпром»

За годы перестройки  экономических отношений в стране газовая отрасль не только сохранилась  как единый централизованно управляемый  и эффективно работающий производственный организм, но и стала важнейшей опорой национальной экономики. Наряду с существующим мощным производственным комплексом, включающим несколько сот предприятий, за последние пять-семь лет в отрасли были сформированы эффективно действующие коммерческий комплекс в составе компаний по реализации газа на внутреннем (Межрегионгаз) и внешнем (Газэкспорт) рынках, а также банковско-финансовый комплекс. Последний включает группу контролируемых предприятиями газовой отрасли банков, страховую компанию «Согаз», негосударственный пенсионный фонд «Газфонд», лизинговую компанию «Энергогазлизинг», а также ряд инвестиционных компаний. Все они являются дочерними организациями РАО Газпром.

Российское акционерное  общество Газпром является крупнейшей компанией в России и крупнейшей газовой корпорацией в мире. По всей стране на предприятиях Газпрома работают 250 тысяч человек. Филиалы Газпрома (крупнейший – Уренгойгазпром) расположены на всей территории России и в 70 городах Европы и Америки. Являясь фактическим монополистом по добыче газа на территории России, Газпром контролирует 95% российского газа и 25% всей газодобычи в мире, поставляя газ в 24 страны. [7]

 Как предприятие по газодобыче, Газпром был основан в 1934 году под названием «Советская газодобывающая компания». В 1992 году компания была переименована в РАО Газпром, а управление было поручено министру газовой промышленности В.С. Черномырдину. В 1994 году Черномырдин был выбран председателем правительства Российской Федерации, что позволило Газпрому «удержаться на плаву», в то время как другие российские компании переживали жестокий кризис.

Газпром не является полностью  коммерческой организацией. Контрольный  пакет акций Газпрома принадлежит государству. Такое положение вынуждает руководство Газпрома поддерживать приемлемые цены, достаточно низкие по мировым меркам. Например, стоимость газа в России – 1,9 рубля за кубометр пропана (примерно 10 центов), не сопоставима с среднемировыми ценами – 50 – 70 центов за кубометр того же газа. Разумеется, следует отметить, что себестоимость газа в России ниже среднемировой и составляет примерно 80 копеек (4 цента). Но и добыча газа в Северном море обходится иностранным компаниям не более, чем в 8-12 центов, так что сравнение актуально. Итак, Газпром не завышает цены на национальном и мировом рынках. Теперь о научно-технических достижениях.

Основные задачи в  области научно-технической политики сформулированы в одобренной Правлением РАО Газпром Концепции, которая была разработана ведущими учеными и специалистами. Она предусматривает достижение следующих целей:

- обеспечение энергетической безопасности России;

- удовлетворение потребностей страны в природном газе, расширение газификации;

- укрепление сырьевой базы газовой промышленности;

- обеспечение высокой надежности поставок газа;

- оздоровление экологической обстановки;

- повышение прибыльности и конкурентоспособности РАО Газпром на внутреннем и международном рынках.

Более того, программа  развития научно-технического потенциала организации заслуживает самого тщательного изучения.

Самым непосредственным образом на основные направления научно-технического прогресса влияют особенности современного этапа развития газовой промышленности, связанные со структурой и размещением сырьевой базы, состоянием основных фондов, прогнозируемыми темпами развития отрасли и т.д.

В связи с высокой степенью реализации начальных потенциальных ресурсов и последовательным уменьшением размеров вводимых в разведку объектов, ростом глубин залегания продуктивных пластов, растущим преобладанием нетрадиционных форм газовых скоплений прогнозируется снижение эффективности поисково-разведочных работ.

Для поддержания высокой  степени обеспеченности запасами газа необходимо на основе современных достижений науки постоянно совершенствовать методы геологоразведочных работ. В частности, по таким перспективным направлениям как внедрение трехмерной сейсмики, новые технологии геофизических и гидродинамических исследований пластов, переход на прямые поиски залежей газа, совершенствование методов построения геолого-промысловых моделей и др.

В целом можно сказать, что компенсация падающей добычи газа и ее прирост будут обеспечиваться за счет ввода в эксплуатацию более сложных месторождений, сопровождающегося ростом капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Сдержать эту неблагоприятную тенденцию возможно на основе новых технических и технологических решений, например, широкого внедрения горизонтальных скважин. К настоящему времени на объектах РАО Газпром завершено строительством 113 горизонтальных скважин, а в ближайшие годы предстоит увеличить их фонд более чем в 5 раз.

Параллельно с наращиванием объемов строительства скважин  уже проводятся работы по совершенствованию  технологии бурения, созданию отечественного комплекса по контролю и управлению процессом бурения горизонтальных скважин.

Информация о работе Цикл развития организации