Ценностные ориентации современных руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности (группы ценностей), имеющие индивидуальную направленность.
Единая система ценностей и морально-этических норм у современных руководителей не сформирована.
Задачи:
Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций.
Изучить ценностные ориентации современных руководителей.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 79.08 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ценностные ориентации –  не просто одно из важнейших проявлений массового сознания. Это его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой  степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс.

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Г. П. Выжлецов, описывая онтологический, гносеологический и собственно аксиологический этапы развития философии, выделяет для каждого из них основные анализируемые ценности и идеалы – благо, счастье и духовную свободу 1. Не только наука, - каждая историческая эпоха отмечена значимыми ценностными ориентациями. В изменяющемся мире мировоззрение человека не может быть статичным: появляются новые приоритеты, применяется иерархия ценностей.

Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей  остается актуальной. Во-первых, нет  единого подхода к трактовке  понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные  изменения в ценностных ориентациях  и поступках людей, что особенно ярко выражено у современных руководителей. Особую остроту сегодня приобретает  изучение изменений, происходящих в  сознании современных руководителей. Неизбежная в условии ломки сложившихся  устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в  сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций современных руководителей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы (И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие).

В социально-психологических  исследованиях изучается структура  и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме  социальной регуляции поведения, взаимосвязи  ценностных ориентаций с индивидуально-типическими  и характерологическими особенностями  личности, с профессиональной направленностью.

Объект исследования - современные руководители.

Предмет исследовании – ценностные ориентации современных руководителей.

Гипотеза исследования:

В иерархии ценностей современных  руководителей доминируют отдельные  ценности (группы ценностей), имеющие  индивидуальную направленность.

Единая система ценностей  и морально-этических норм у современных  руководителей не сформирована.

Задачи:

    • Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций.
    • Изучить ценностные ориентации современных руководителей.

Теоретической базой  работы явились основополагающие исследования по изучению ценностных ориентаций (Д.Н.Узнадзе, М. Рокич, А.Г. Асмолов, Ф. Б.Березин, Д.А. Леонтьев), состава и структуры ценностных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, В.Краус, А.И. Яценко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Т.А. Махрабян), динамики ценностных ориентаций (Д. Б. Эльконин, В. В. Собольников, Л. И. Анцыферова), проблем духовных ценностей (А.С.Панарин, И.Н.Ионов, Т.Гоббс), типов индивидуальной иерархии ценностей современных руководителей (К. Рихтер, В.Я. Цветов и В.В. Овчинников, С. Агафонов, А. А Радугин, К. А Радугин.) и т.д.

Наиболее важным для понимания  особенностей ценностных ориентаций современных  руководителей явились исследования, проведенные И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, В.М. Кузнецовым, И.С. Коном, А.В. Мудрик, А.С. Шаровым.

Методическая  база исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались:

Теоретические методы – анализ литературных источников по проблемам ценностных ориентаций, в том числе работ Д. А. Леонтьева, Л. М. Смирнова, О. А. Тихомандрицкой и Е. М. Дубовской, И. Г. Сенина, В. Г. Морогина, анализ состава, структуры и формы существования ценностей, анализ динамики ценностных ориентаций и их роли в профессиональной деятельности современных руководителей.

Практическая значимость работы. Работа представляет практическую значимость, прежде всего, для руководителей  разного уровня, для менеджеров по персоналу, в целях набора высококвалифицированной (производительной) команды, способной  решать задачи любой сложности. Исследование позволяет выявить ценности и  проследить изменения, которые в  данный момент присутствуют в организации, что в свою очередь даст возможность  эффективно управлять изменениями. Типичные проблемы действительности: нехватка временных ресурсов, повышающаяся сложность рабочих процессов, глобализация со всеми вытекающими последствиями, вынуждают предприятие быстрее реагировать на изменившиеся условия. Для этого необходимы планы и мотивация сотрудников. В результате во многих компаниях возникают довольно сложные производственные циклы: изменившиеся условия вынуждают компанию изменяться, что в свою очередь вызывает необходимость разработки плана и дополнительной мотивации, а также активации лидеров. Становится очевидным, что сотрудники являются решающим фактором в успешной реализации инновационных проектов, причем, на всех уровнях иерархии компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

 

1.1. Теоретические  подходы к определению понятий  ценностей и ценностных ориентаций

 

Как самостоятельная научная  проблема, вопрос о ценностных ориентациях  стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители  обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось  много различных точек зрения на сущность ценностных ориентаций, от чисто биологических, до социально-экономических  и философских.

Истоки концепции ценностных ориентаций усматривают в работах  У. Томаса и Знанецкого (Znanieski, 1882-1958) , которые впервые категориально  употребили сам термин «ценностные  ориентации», иную интерпретацию понятию attitude (отношение): как переживание  личностью значимости какого-либо явления. Произошло это в 1918 г. Знанецким  в соавторстве с У. Томасом  была издана работа “Польский крестьянин в Европе и Америке”. Он полагал, что вводимое им понятие может  стать центральным для новой  дисциплины – социальной психологии, которую он рассматривал как науку  о том, как культурные основания  проявляются в сознании человека.

В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентаций называют также учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии.

В качестве разработки проблематики ценностных ориентаций могут быть рассмотрены  работы Д.Н.Узнадзе по фиксированным  социальным установкам.

Наиболее богатым и  методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений  можно считать исследования, проводившиеся  в конце 60-х - 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах  на основе разработанного им метода прямого  ранжирования ценностей.

В отечественной социологии большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "это ведущий  мотив - цель возвышается до истинно  человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь  с жизнью людей, их благом... такие  жизненные мотивы способны создать  внутреннюю психологическую оправданность  его существования, которая составляет смысл жизни"2. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабатывалась в работах ряда других авторов, среди которых можно выделить прежде всего исследования В. Я. Ядова, И. С. Кона, Н. И. Лапина, С. Г. Климовой, В. П. Вардомацкого и др.

Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области. По словам В. Дильтея, главным предметом анализа «описательной» или «понимающей» психологии является «душевная жизненная связь», включающая «как основные отношения наших представлений, так и постоянные определения ценностей, навыки нашей воли и господствующие целевые идеи» и содержащая, таким образом, «правила, которым, хотя мы часто это и не сознаем, наши действия подчиняются»3. Содержанием душевной жизни, по В. Дильтею, являются эмоции, чувства, представляющие собой личностное выражение ценности: «для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах... ценность не отделима от чувства»

Критикуя это положение, Э. Шпрангер подчеркивает, что содержание человеческой души не может быть сведено  к субъективным ценностям, определяемым как таковые посредством эмоциональной регуляции. По его словам, душа человека отражает и объективные ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Ценностная сфера личности, таким образом, в психологии духа имеет двойственный характер, включая как субъективные оценки, так и существующие в общественном сознании нормы и представления.

В австрийской психологической  школе (А. Мейнонг, X. Эренфельс, И. Крейбиг) ценности понимаются как исключительно  субъективный феномен. По X. Эренфельсу, ценность объекта определяется его  желаемостью, которая, в свою очередь, определяется возможностью получения удовольствия. Иерархия ценностей, таким образом, выстраивается исходя из способности объектов приносить удовольствие либо неудовольствие. А. Мейнонг сводит понятие ценности к возможности переживания некоего субъективного «чувства ценности». По его словам, ценность приписывается какому-либо предмету постольку, поскольку есть «кто-нибудь, для кого ценность есть ценность». В этом же смысле им используется понятие «личные ценности», т. е. ценности «для кого-нибудь».

Для большинства теорий, которые можно отнести к «биологическому», или «естественнонаучному этажу» психологии, ценности не являются научными, т. е. эмпирически верифицируемыми категориями. Наиболее ярко, по нашему мнению, это формулируется в теории К. Левина, который сознательно исключает ценностные суждения из системы научных психологических понятий. Он справедливо подчеркивает, что «психология выходит за пределы классификации только по ценностному основанию» 4. Однако, отстаивая применительно к психологии принцип объективности в том же смысле, что и М. Вебер, выдвинувший в социологии тезис «ценностной нейтральности», К. Левин переносит критическое отношение к оценочным суждениям на ценностные представления в целом. Главное преимущество так называемого «галилеевского», эмпирического способа мышления перед спекулятивным «аристотелевским» видится ему в том, что в нем не прослеживается «никаких ценностных концепций».

В бихевиоризме ценности также  оказываются полностью исключенными из сферы научного изучения человеческой природы. По словам Б. Скиннера, «ценностные суждения лишь там выходят на верный след, где этот след оставила наука. А когда мы научимся планировать и измерять мелкие социальные взаимодействия и другие явления культуры с такой же точностью, какой мы располагаем в физической технологии, то вопрос о ценностях отпадет сам собой». Для бихевиористов «этика, мораль и ценности – не более чем результат ассоциативного научения» 5. Поведение человека в классическом бихевиоризме сводится к совокупности реакций, выраженность которых определяется силой подкрепления на стимулы внешней среды. Однако уже Э. Толмен для характеристики силы и направленности реакций человека использует понятие ценности, которую он определяет как привлекательность целевого объекта, наряду с потребностью, определяющей нужность цели. Дж. Роттер в своей теории социального научения использует термин «ценность подкрепления», понимаемую им как степень, с которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. Наряду с «ценностью подкрепления» поведение человека определяется и «ценностью потребности», представляющей собой среднюю ценность набора подкреплений, относящихся к основным категориям потребностей. Ожидаемая ценность подкрепления зависит от субъективной оценки внешней социальной ситуации.

Классический психоанализ 3. Фрейда концентрирует внимание на внутренних биологических факторах развития личности. Как пишут Дж. Фейдимен и Р. Фрейгер, «все мышление Фрейда покоится на предпосылке, что тело – единственный источник душевного опыта. Он предполагал, что придет время, когда все душевные феномены смогут быть объяснены прямыми ссылками на физиологию мозга». В основу поведения человека психоанализ ставит неосознаваемые инстинктивные влечения Ид, которые служат импульсом к удовлетворению биологических потребностей в соответствии с принципом удовольствия. По словам Фрейда, «естественно, Ид не знает ценностей, добра и зла, морали». Однако, вопреки распространенному мнению, теория 3. Фрейда все-таки подразумевает определенную ценностно-нормативную регуляцию поведения человека. «Супер-эго» Фрейда представляет собой, по существу, хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения – оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго, обусловленного социальными факторами. По словам Фрейда, «Суперэго ребенка в действительности конструируется ... по модели Суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению»6.

Информация о работе Ценностные ориентации современных руководителей