Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 05:30, доклад
Дискуссия в начале 1990-х годов о сущности и судьбах административно-командной системы, господствовавшей в бывшем СССР в течение ряда десятилетий и охватывавшей все уровни управления – от общегосударственного до отдельного предприятия, стимулировала всесторонние исследования и критический анализ бюрократической организации управления. Этого настоятельно требует необходимость эффективного управления хозяйствующими субъектами в постприватизационный период, когда на основе ликвидации централизованной системы осуществляется реформирование организаций, их реструктуризация и переход к рыночным формам ведения хозяйства.
Дискуссия в начале
1990-х годов о сущности и судьбах
административно-командной
В течение многих
десятилетий в крупных
Макс Вебер, положивший
начало систематическому изучению бюрократии,
установил, что она является одновременно
и наиболее эффективной системой, и угрозой
для основных элементов свободы. Обратив
внимание на упорядоченность и потенциальную
эффективность бюрократических систем,
Вебер отмечал, что бюрократическая форма
организации с точки зрения точности,
постоянства, строгости, и надежности
ее работы превосходит все другие формы
административной организации.
В течение XX века большие
бюрократические организации
Тем не менее со временем
роль и действенность
Не случайно во многих
случаях с бюрократией
Среди ученых существует
согласие по поводу шести характеристик
бюрократии, описанных первоначально
Вебером: 1) иерархическая командная
цепочка; 2) специализация должностных
обязанностей; 3) единая политика в области
прав и обязанностей; 4) стандартизированные
операции на каждом участке работы; 5) карьера,
основанная на профессиональной компетенции;
6) безличностные взаимоотношения. К данным
характеристикам можно добавить то, что
координация деятельности осуществляется
на высших уровнях организации. Рассмотрим
подробнее каждую из указанных характеристик.
Иерархическая
командная цепочка. Бюрократическая
организация имеет структуру пирамиды
с высшим руководителем в верхней точке,
который распределяет весь объем работы
организации и делегирует ответственность
за каждую часть общей задачи своим заместителям.
Последние, в свою очередь, делегируют
ответственность на более низкие уровни
управления по цепочке команд, которая
доходит до каждого работника. В ряде крупных
компаний в прошлом насчитывалось десять
и более уровней управления между управляющим
высшего ранга и рабочим.
Внедрение цепочки
команд явилось мощным фактором наведения
порядка в больших
Специализация
должностных обязанностей. Бюрократия
стала эффективной благодаря специализации
труда. На самом деле организационная
структура бюрократии создана на основе
деления всех задач на серии четко определенных
должностных обязанностей или функций.
Каждой функции придается ответственность
за выполнение определенной задачи и предоставляется
необходимый инструментарий управления.
Руководитель издает и распределяет задания
таким образом, что все их составляющие
являются частями общей задачи организации:
специализированный инженерный персонал
изучает причины падения эффективности
на всех этапах производственного процесса,
конструирует оборудование и моделирует
процессы, которые обеспечивали бы рост
производительности труда; определяются
обязанности тех, кто занят реализацией
продукции, финансистов, специалистов
по труду и др. Специализация ведет к более
эффективным путям выполнения каждой
части общей задачи организации.
Единые
нормы и правила. Бюрократия управляется
с помощью единых фиксированных норм и
правил, которые устанавливаются руководством
организации независимо от того, является
ли она коммерческой или некоммерческой.
Эти нормы предусматривают права и обязанности
работников и руководителей. Самые основные
нормативы относятся к вопросу об определении
прав, полномочий и ответственности. В
бюрократической организации руководитель
отвечает за деятельность всех подчиненных
и имеет право отдавать им распоряжения,
которым они должны беспрекословно подчиняться.
Основная обязанность работника заключается
не в том, чтобы делать то, что правильно
или необходимо, а в том, чтобы точно следовать
указаниям непосредственного руководителя.
Установленные нормативы бюрократии гарантируют
оплату труда работников до тех пор, пока
они заняты на работе, а нередко и получение
пенсии за выслугу лет. Фиксированные
права и обязанности устанавливают определенные
рамки процессов управления и в известной
мере ограничивают возможное своеволие
руководителя.
Стандартизироваиность
процедур, определяющих
каждый вид работы.
Единые нормы и процессы являются основой
стандартизации действий, их последовательности
и этапов. Они предварительно изучаются
исполнителями, являются обязательными
и предопределяют строгий порядок и подотчетность
в организации.
Профессиональная
карьера. Бюрократическая организация
создает условия для профессионального
роста работников, продвижения их на более
высокие уровни командной цепочки. Повышение
в должности дает одновременно и власть,
и полномочия, и более высокий статус в
организации. Повышение достигается путем
совершенствования навыков в какой-то
области деятельности и способности выполнять
предусмотренный объем работ. Профессиональная
карьера основывается на своеобразном
контракте между работником и организацией:
работник посвящает свою деятельность
организации в обмен на гарантированную
работу, нередко пожизненную, стабильную
или повышенную оплату труда, пенсию и
возможность повышения по служебной лестнице.
Безличностные
отношения. В бюрократической системе
существуют взаимоотношения не человека
с человеком, а роли с ролью. Организационная
структура и должностные инструкции предписывают
то, что ожидается от каждого индивидуума.
Работник, исполняющий какие-то специфические
обязанности, должен осуществлять их только
рационально. Это, в сущности говоря, породило
определенный автоматизм и безличностные
отношения, противостоящие личным симпатиям,
фаворитизму, проявлению чувств и эмоций.
Современное производство
и его инфраструктура не нуждаются
в бюрократических
От
неквалифицированной
к интеллектуальной
работе. В современных условиях все
большее число работ (технических и нетехнических)
основывается на знаниях. На предприятиях
уже нет необходимости в многочисленной
неквалифицированной рабочей силе для
сборочных линий; большая часть работ
требует технических знаний и обученных
работников. Более того, меньшее число
рабочих занято непосредственно производством
продукции. Основное количество сотрудников
организации выполняют такую работу, как
маркетинг, проектирование, техническое
конструирование, технический и экономический
анализ, бухгалтерский учет, управление.
Это требует профессионального опыта
и знаний. Аналогичная тенденция наблюдается
и в сфере услуг, в коммерческих и других
организациях. По оценкам, 1/3 всех рабочих
мест уже занята высокопродуктивными
коллективами, представителей которых
можно называть интеллектуальными работниками.
От
шаблонных задач
к новаторству
и проявлению внимания. Со времен
ремесленничества задачей управления
является организация людей на продуктивное
выполнение однообразной и трудоемкой
работы. При этом роль руководителя заключается
как в том, чтобы ограничить использование
интеллектуального потенциала работающих,
так и в том, чтобы выявить таланты. В настоящее
время однообразная, серийная работа,
порожденная бюрократией, постепенно
исчезает. Машины выполняют главным образом
рутинную работу, остальная деятельность
требует инициативы и гибкости. В результате
работа лидера сводится к тому, чтобы выявлять
способности людей и направлять их на
выполнение общей задачи.
Другая черта - это
внимание работников
друг к другу. Руководители добиваются
выполнения работы, если исполнители чувствуют,
что проявляется внимание к ним и работе
их группы. Нормы бюрократии не предполагают
проявления заботы о работниках, а лишь
их полное подчинение и преданность руководителю.
Образование,
инновации и внимание
к людям. Многие исследователи бюрократии
подчеркивают, что в бюрократической организации
не уделяется внимания подготовке работника
к инновациям, работе в коллективе и проявлению
внимания к другим. Многие годы корпорации
использовали эффективные методы обучения
творчеству и рационализаторскому мышлению,
но это обучение было направлено на исправление
ошибок в образовании. В современных условиях
требуются приобретение опыта работы
в коллективе, проявление инициативы и
ответственности при совместной деятельности,
способности к участию в самоуправлении.
От
индивидуальной работы
к коллективной. Как показывает опыт,
бюрократические системы, последовательно
внедряя дисциплину командной цепочки,
не обладают достаточным разнообразием
средств и гибкостью для решения быстро
меняющихся проблем. Между тем каждое
действенное нововведение в управлении
опирается на силу коллектива, на межфункциональные
и межлинейные рабочие группы. Организации
становятся более информированными, когда
они находят возможности использовать
разнообразные знания каждого человека
в команде для общих целей.
От
выполнения отдельных
функций к работе над
проектом. С переходом работников от
статичной работы к решению ряда проблем
появляется необходимость использовать
проектное управление. Каждый проект требует,
как правило, создания междисциплинарных
групп. Функции контроля переходят от
бюрократической системы к проектным
командам. Специализация может оставаться
узким местом каждой сложной организации.
Но так как все проблемы взаимосвязаны,
все большее количество работ требует
объединения знаний и опыта различных
специалистов. Все меньше работ выполняется
в рамках только одной специализации.
В результате каждый работник должен быть
как узким специалистом, так и обладать
более широкими знаниями. Грубое вмешательство
руководства в деятельность проектных
команд неизбежно ведет к противоречиям,
к излишним трудностям в решении поставленных
задач. В интеллектуальной организации
вовлеченность работников в проектные
команды позволяет оперативно выявлять
все проблемные узлы. При этом активно
используется механизм обратной связи
с потребителями.
От
одной профессии
к широкой специализации. Присущие
бюрократической системе узкая специализация
и излишнее число работников делают эту
систему дорогостоящей и негибкой. В типичной
многопрофильной программе ответственность
переходит к рабочим группам, работники
переходят на следующую ступень должностной
иерархии с ростом их квалификации. В этих
условиях вновь возникающие задачи решаются
не за счет увеличения числа работников,
а на основе повышения их квалификации
и взаимозаменяемости, усиления гибкости
рабочей силы путем проведения многофункционального
обучения.
От
власти руководителей
к власти потребителей. Для того чтобы
организация стала адаптивной, предпочтения
потребителей должны оказывать существенное
влияние на деятельность работников. Процесс
передачи такой информации через руководителей
очень медленный. К тому же они не всегда
могут знать внутренние потребности фирмы
и потребности рынка. Если внутренний
потребитель не может быстро получить
необходимое, система не сможет оперативно
и гибко обслуживать внешних потребителей.
Свобода выбора между альтернативными
поставщиками дает пользователям внутренних
услуг права, которыми пользуются и внешние
потребители. При этом акценты смещаются
от власти руководителей к власти потребителей.