Безработица в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование рынка труда Калининградской области; изучение дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда КО, исследование трудовой иммиграции
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие безработицы, как социального явления;
2) проанализировать анализ ситуации на рынке труда КО;
3) исследовать меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда КО.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Общее представление о безработице
1.1.Виды и формы безработицы…………………………………………….....6
1.2.Расчет численности безработных………………………...........................10
Глава 2. Проблемы занятости и безработицы на примере Калининградской области
2.1. Состояние рынка труда КО……………………………………………….11
2.2. Трудовая миграция на территории КО……………………………………14
2.3. Экономическое развитие области………………………………………..16
Глава 3. Переобучение безработных граждан как форма регулирования занятости населения на примере КО
3.1. Организации обучения и переобучения безработных граждан……….22
3.2. Трудоустройство безработных граждан…………………………………26
Глава 4. Аналитические выводы о состоянии рынка труда в КО………….31
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая раблота по теории управления.docx

— 65.56 Кб (Скачать)

     - способность к совмещению нескольких видов деятельности;

     - соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие вредных привычек.

     На  учете в центрах занятости области специалистов, имеющих выше названные рабочие профессии и должности, зарегистрировано незначительное количество, так как они без труда могут найти работу самостоятельно, не прибегая к услугам городских и районных центров занятости населения. По специальностям в системе профессионального образования отмечается подготовка малозатратных специалистов (юристов, менеджеров, экономистов и пр.), обучение которых не требует значительных финансовых затрат, в то время как экономике нужны высококачественные специалисты рабочих и технических специальностей, подготовленные на современном оборудовании, по современным технологиям, высококвалифицированным преподавательским составом. Оптимизация баланса на рынке труда Калининградской области – задача традиционная, но эффективно решить ее пока не удается в силу ряда причин, наиболее существенной из которых является отсутствие механизма прогнозирования рынка труда и системы госзаказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что местные жители не всегда соглашаются на низкооплачиваемые работы, поскольку размер ее не дает им возможности содержать себя и семью.

     Реальная  динамика процесса организованного  переселения должна учитывать следующие пропорции по годам (2007-2012 годы): 10 тыс. чел. (3 тыс. семей) + 20 тыс. чел. (6 тыс. семей) + 40 тыс. чел. (12 тыс. семей) + 70 тыс. чел. (21 тыс. семей) + 110 тыс. чел. (33 тыс. семей) + 50 тыс. чел. (15 тыс. семей) = 300 тыс. переселенцев (90 тыс. семей).

     Выход на уровень 110 тыс. переселенцев в год  к 2011 году (т. е. около 33 тыс. семей) к концу пятилетнего срока действия программы позволит стабильно вывести процесс ресурсного обеспечения растущей экономики региона квалифицированными кадрами и создаст реальные предпосылки для выхода из демографического кризиса, решив проблему народонаселения области на долгосрочную перспективу (рис. 3). В случае реализации в полном объеме мероприятий программы численность населения Калининградской области в 2012 году с учетом переселенцев возрастет в среднем на 30% и составит около 1,2 млн. человек.

     По  данным регионального Министерства по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления, свое желание переселиться в Калининградскую область изъявили более 12 тысяч соотечественников, примерно десятая часть, которых уже заполнила необходимые анкеты. Проведенный мониторинг по анкетам и анализ информации о потенциальных участниках программы добровольного переселения показывает, что почти 40% из числа респондентов проживают в Казахстане, 12% – в Узбекистане и 10% желают переехать в Россию из Украины. В 2008 году в Калининградской области прогнозируется увеличение

численности экономически активного населения на 2,6%, увеличение численности привлекаемых иностранных работников на – 3,7%, уменьшение уровня общей безработицы до 4,1% и регистрируемой – до 1,1%. 
 

Глава 3. ПЕРЕОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КО. 

     3.1.  Организации обучения и переобучения безработных граждан 

     Проблему  профессионального обучения безработных  граждан и незанятого населения, равно как и проблему первоначального  профессионального образования, внутрифирменного обучения работников, нельзя рассматривать  в отрыве от политики занятости.

     Так, среди основных задач государственной  политики на рынке труда, определенных Федеральной целевой программой содействия занятости населения  Российской Федерации на 1998–2000 годы, выделено развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта задача напрямую связана с реализацией опережающего профессионального образования.

     Политика  занятости должна исходить из самого фактора функционирования рынка  труда, охватывая широкий спектр проблем как занятого, так и  незанятого населения. Политика занятости  должна быть активной и прежде всего, включать меры:

     1) обеспечивающие повышение конкурентоспособности  работников, гибкости и динамизма  рабочей силы, более адекватной  по своей профессионально-квалификационной  структуре технологическим потребностям  производства и структуре спроса  на рынке труда; 

     2) инициирующие спрос на рабочую  силу, как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов;

     3) поощряющие развитие мелкого  предпринимательства и самозанятости. 
 

     Одним из основных направлений, инструментов активной политики занятости во всех экономически развитых странах признается профессиональное образование в  целом и профессиональное обучение безработных в частности.

      План  действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы (Раздел «Трудовые отношения и занятость населения») предусматривал введение эффективных механизмов профилирования безработных, осуществление мер в области активной занятости населения.

     Обобщенный  термин «профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения» в каждом конкретном случае имеет суть своего содержания.

     Речь  может идти, например, о получении  безработным инженером второго  высшего образования – педагогического (учитель физики и математики) путем  переподготовки. Тот же безработный  инженер может впервые получить как начальное профессиональное образование (профильное или непрофильное для него), так и требуемую профессию (рабочую специальность) путем краткосрочной  профессиональной подготовки. Тот же безработный специалист с высшим техническим образованием путем  одного из направлений дополнительного  образования – профессиональной переподготовки – может получить возможность для выполнения нового для него вида профессиональной деятельности, например, менеджмента или маркетинга.

     Это представляется весьма существенным моментом, так как, с одной стороны, за юридически правильным названием вида обучения (образовательной услуги) следует  взаимосвязанная последовательность: содержание и сроки обучения, его  стоимость, вид документа об окончании  обучения, правильная запись в нем  и, в целом, определенная социальная защищенность человека, как в части дальнейшей трудовой деятельности, так и при выходе на пенсию. С другой стороны, исследуемое нами свойство профессионального образования – опережающее профессиональное образование – проявляется в этой образовательной ситуации аналогично его проявлению при первоначальном профессиональном образовании и внутрифирменном обучении с учетом диверсификации, прироста и развития достаточного минимума знаний, их ядра и его оболочки, трансформации квалификации, оптимального выбора и сочетания, многовариантности технологий обучения.

     Профессиональное  обучение безработных граждан Калининградской  области в первом полугодии 2010 года осуществлялось по профессиям и специальностям, имеющим спрос на региональном рынке  труда, под заказ работодателей, а также в целях организации  гражданами предпринимательской деятельности и самозанятости. В учебные программы  при подготовке различных специалистов включался курс «Основы предпринимательской  деятельности». С целью организации  предпринимательской деятельности наиболее активно такое обучение было организовано для граждан, проживающих  в сельской местности.

     Профессиональное  обучение безработных граждан организовано по 61 профессии и специальности. Преобладала подготовка по рабочим  профессиям для различных отраслей и сфер деятельности региональной экономики: водитель автомобиля, электрогазосварщик, мастер отделочных работ (штукатур, маляр, облицовщик-плиточник), оператор складского учета, продавец-кассир, сметчик, тракторист-машинист, машинист по обслуживанию котельных  установок, повар, каменщик, водитель автопогрузчика, слесарь механосборочных работ, электрик и др.

      Профессиональное  обучение осуществлялось в 42 учреждениях профессионального образования Калининградской области, из них:

     7 - учреждения начального профессионального образования;

     9 - учреждения среднего профессионального  образования;

     3 - учреждения высшего профессионального  образования;

     23 - учреждения дополнительного профессионального  образования. 

     Доля  безработных граждан, нуждающихся  в профессиональном обучении в 1 полугодии 2010 года в общем количестве граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составила 8,2 % или 2508 человек.

     Численность направленных на профессиональное обучение безработных граждан в 1 полугодии 2010 года – 1661 человек  (на 115 % больше, чем в аналогичном периоде 2009 года) и составила 5,4 % от всех состоящих  на учете безработных граждан  в отчетном периоде.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Трудоустройство  безработных граждан 

     Для определенных категорий граждан  профессиональное обучение является практически  единственным условием для обеспечения  возможности последующего трудоустройства, поэтому значительное внимание уделялось  профессиональному обучению граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы.

     Из  всех направленных на обучение:

     - женщины – 920 чел., что составило 55 % от всех направленных на обучение безработных граждан (2009 г. -1479 чел., что составило 52 % );

     - женщины, имеющие детей до 3-х  лет - 71 чел., что составило 8 % от всех направленных на обучение женщин (2009 г. -136 чел., что составило 9 %);

     - молодежь – 925 чел., что составило  56 % от всех направленных на  обучение безработных граждан  (2009 г.- 1227 чел., что составило 43 %);

     -  несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет – 27 чел., что составило 3 % от всей направленной  на обучение безработной молодежи (2009 г. -70 чел., что составило 6 %);

     - граждане, проживающие  в сельской  местности –  636 чел., что составило  38 % от всех направленных на  обучение безработных граждан  (2009 г. -892 чел., что составило 32 %);

     - инвалиды – 31 чел, что оставило 2 % от всех направленных на обучение безработных граждан (2009 г. - 61 чел., что составило 2 %).

     В целях реализации приоритетных национальных проектов направлены на обучение 563 человека, что в 2 раза больше чем в аналогичном периоде  2009 года. Организация профессионального обучения безработных граждан в рамках данных проектов осуществлялась по следующим профессиям и специальностям:

     - в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» - направлено 13 человек (повышение квалификации медсестер, фельдшеров);

     -в рамках приоритетного национального проекта «Образование»- направлено 71 человек (повышение квалификации, в том числе безработных граждан с педагогическим образованием, знанию основ компьютерной грамотности);

     -в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - направлено 324 человека (столяр, каменщик, штукатур, маляр, мастер отделочных работ, электрогазосварщик, машинист по обслуживанию котельных установок, сметчик строительных работ, электромонтажник, электрик, крановщик).

    -в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» - направлено 155 человек (тракторист-машинист, водитель автомобиля). В основном, это безработные граждане, проживающие в сельской местности.

     На  переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости  направлены 43 выпускника учреждений профессионального образования (10-начального, 19-среднего и 14-высшего). Основные причины обращения выпускников за содействием в трудоустройстве:  невостребованность приобретенной специальности на рынке труда или отсутствие у выпускников профессионального опыта.

     Перечень  профессий (специальностей), по которым  обучено наибольшее число безработных  граждан: 

№ п/п Профессия (специальность) количество  человек
1 Водитель автомобиля 391
2 Кладовщик (оператор складского учета) 148
3 Пользователь  ПК 142
4 Парикмахер 95
5 Бухгалтер 93
6 ПК для бухгалтера 86
7 Продавец-кассир 81
8 Повар 66
9 Мастер отделочных и строительных работ 61
10 Машинист котельных  установок 47
11 Менеджер по персоналу 44
12 Мастер по маникюру 43
13 Электрогазосварщик 35
14 Дизайн на ПК 29
15 Тракторист - машинист 25
16 Специалист  по таможенному оформлению 24
17 Водитель автопогрузчика 20
18 Крановщик 19
19 Сметчик 15
20 Слесарь механосборочных  работ 15
21 Маникюрша-педикюрша 15
22 Администратор гостиницы 14
23 Ландшафтный дизайнер 13
24 Мастер столярного  и мебельного производства 11
25 Офис - менеджер 10

Информация о работе Безработица в Калининградской области