Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:17, курсовая работа
Современное постоянно развивающееся общество сейчас трудно представить без высококвалифицированных и образованных людей. Такую задачу – подготовить достойные кадры и компетентных специалистов – ставит перед собой система образования. И важно изучить структуру высших учебных заведений, стиль руководства, достоинства и недостатки университетов, чтобы выявить идеальные параметры для хорошего функционирования системы. В данной работе будут рассмотрены все эти показатели на примере Российского государственного социального университета.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального управления
Кафедра
государственного, муниципального управления
и социальной инженерии
АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«Российский
государственный
социальный университет»
М О С К В А 2010 г.
ВОПРОС 1
Актуальность
темы исследования. Современное постоянно
развивающееся общество сейчас трудно
представить без
Российский государственный социальный университет (РГСУ) был создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 15 от 25 ноября 1991 года. Он был первым и остается единственным государственным социальным университетом России, стран Балтии и СНГ.
18
лет назад РГСУ начинался с
568 студентов, 194 преподавателей на
шести кафедрах и с отсутствия
собственной материально-
Все
эти годы ректорат РГСУ, весь его
коллектив принимали активное участие
в перестройке высшего
Развивая традиции классического университета, РГСУ в то же время стал ВУЗом-новатором, признанным «Российским учреждением высокой эффективности». Ряд направлений образовательной и научно-исследовательской деятельности университета не имеют аналогов в отечественной и зарубежной практике.
В РГСУ сложились и успешно развиваются свои научные школы в различных областях общественного знания. Результаты фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в РГСУ, широко используются в практике организаций и учреждений социальной сферы. Определены стратегические цели, основные задачи и принципы функционирования университетского социально-технологического, инновационно-внедренческого комплекса РГСУ на ближайшие годы.
В
своей образовательной и
Справочная информация по телефонам: 8(499)1876025
Электронная почта: info@rgsu.net
Приемная комиссия: 8(495)7486777
Управление региональных образовательных программ: 8(495)7837103, 8(499)1877023, 8(495)7838068
Главный
корпус: г. Москва, ул. Вильгельма Пика,
дом 4
ВОПРОС 2
Как и любая социальная система РГСУ состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой подсистемы. Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих решений.
Российскому государственному социальному университету присущи основные свойства системы:
Целостность – разделяемое членами организации представление о ней как об одной команде. Целостность является важнейшей социокультурной ценностью РГСУ, т.к. каждый преподаватель, студент или сотрудник университета идентифицирует себя непосредственно с коллективом ВУЗа.
Эмерджентность – наличие у системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. РГСУ как социальная система эмерджентна. Так, например, студенческое самоуправление РГСУ на общеуниверситетском уровне обладает высокой организацией и духовной целостностью. Но уровень этого самоуправления может быть разным на факультетах, т.к. зависит от сплоченности и инициативы студентов.
Иерархичность
– система может
Итак,
РГСУ является социальной искусственной
системой, т.к. она создана людьми для совместной
жизнедеятельности. Также РГСУ – это открытая
система, т.к. ему характерно взаимодействие
с внешней средой. Университет не является
самообеспечивающимся, поэтому зависит
от энергии, информации, материалов, капиталов,
трудовых ресурсов, поступающих извне.
В процессе преобразования университет
обрабатывает эти ресурсы, преобразуя
их в услуги (образования, досуга). По степени
сложности РГСУ можно отнести к сложной
системе, потому что перед ним стоит много
целей и задач.
ВОПРОС 3
В соответствии с пунктом 5.1. Устава РГСУ управление университета строится на принципах сочетания коллегиальности и единоначалия, участия всех категорий работников и обучающихся в работе представительных органов управления РГСУ, заседаниях кафедр, а также в действующих в Университете общественных организациях.
I.
Функции высшего
II.
Общее руководство
III.
Непосредственное управление
IV.
Основные направления
V. В РГСУ активно развивается система студенческого самоуправления. Так, продолжает свою деятельность Студенческая академия социальных наук РГСУ (САСН), основной целью которой является координация и содействие развитию научно-исследовательской деятельности студентов РГСУ, а также формирование и развитие интеллектуального потенциала обучающихся в университете. Деятельность Студенческой академии основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Работа Студенческой академии ведется по плану, который разрабатывается и принимается на заседании Совета САСН.
В РГСУ также функционируют органы студенческого самоуправления – Студенческий совет РСГУ – Сенат РГСУ, студенческие советы факультетов, советы старост и советы лидеров курса, а также советы старост и советы лидеров факультетов.
Каждый студент и аспирант Университета имеет право избирать и быть избранным в органы студенческого самоуправления РГСУ любого уровня в установленном порядке. Студенты РГСУ, чувствуя себя полноправными хозяевами университета, показывают себя не только в области учебы, но и в научной деятельности, во многих сферах культурной, творческой и спортивной жизни России.
В структуре РГСУ также Федеральный центр повышения квалификации руководящих работников и госслужащих, курсы повышения квалификации руководителей центров занятости, центры социальной реабилитации инвалидов, социальной реинтеграции людей с ограниченными возможностями.
В
структуре университета функционирует
Академический научно-
ВОПРОС 4
SWOT — Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Метод СВОТ | Возможности | Угрозы |
расширение производственной линии | возможность появления новых конкурентов | |
вертикальная интеграция | неблагоприятная политика правительства | |
самодовольство среди конкурирующих фирм | неблагоприятные демографические изменения | |
выход на новые рынки или сегменты рынка | изменение потребностей и вкуса покупателей | |
Сильные стороны | Компетентность в области образования дает возможность занимать РГСУ стабильную позицию среди других российских ВУЗов. Выход на новый уровень (например, европейский) поможет реализовать инновационные способности, которыми обладает университет. РГСУ – организация с вертикальной интеграцией, поэтому ректор и руководство университета всегда будут компетентны в вопросах разных областей. Расширение производственной линии (т.е. возникновение новых факультетов или специальностей) дает возможность для получения экономии. | При защищенности
от конкуренции и наличии |
выдающаяся компетентность | ||
изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации | ||
возможность получения экономии от роста объема производства | ||
защищенность от сильного конкурентного давления | ||
наличие инновационных способностей и возможности их реализации | ||
Слабые стороны | По средствам расширения производственной линии качество образования может понижаться. Выход на новые рынки в сфере образования может помочь решить проблему с недолжной квалификацией в некоторых областях структуры университета. Наличие вертикальной интеграции должно восполнить борьбу с внутренними производственными проблемами и проблемами, связанными с организацией в РГСУ. | Для того чтобы бороться с внешними угрозами, такими как неблагоприятная политика, демографические проблемы в стране, изменение вкусов потребителей, нужно сначала преодолеть трудности внутри университета – повысить организацию и качество управления подразделениями РГСУ, поднять уровень квалификации некоторых работников университета, не расширять производственную линию в ущерб качеству образования. |
недостаток
управленческого таланта и | ||
отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности | ||
мучение
с внутренними | ||
очень широкая производственная линия |
ВОПРОС 5
Университет имеет свои символы – Флаг, Герб и Гимн.
Для становления университета и его развития потребовались годы и громадные усилия. РГСУ набирал силы и в итоге занял достойное место в системе отечественной науки, педагогики и образования. Поэтому РГСУ получил законное право носить на знамени свой герб, каждая деталь которого наполнена высоким смыслом. 2 июля 1999 года герб Российского государственного социального университета внесен в Гербовый артикул русской геральдической коллегии под номером 463.
Содержательное направление и формулировку главных принципов университета предложил ректор университета, академик В.И. Жуков. Они звучат так – Профессионализм, Ответственность, Престиж.
В центральной части Герба, на щите, вокруг герба Москвы, расположены главные символы. Раскрытая золотая книга символизирует знания, меч с закрепленными на нем весами и кадуцей – борьбу за честь и справедливость, голова лося и коронованного сокола – Лосиный Остров, место, где располагается первый корпус РГСУ. Над щитом расположены царские доспехи с венчающей их просветительской короной.
В какой бы вуз не пришел учиться молодой человек, везде, независимо от профиля обучения, обязательной учебной дисциплиной является физическая культура. Российский государственный социальный университет не является исключением!
Ректор РГСУ академик РАН Жуков Василий Иванович уделяет большое внимание развитию спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в университете и постоянно заботится о высоком уровне реализации и обеспечения, в том числе за счет расширения ее материально-технической базы. Жуков В.И. активно поддерживает любые плодотворные инициативы кафедры физического воспитания и спорта в этом направлении, любые интересные предложения в области методологии и технологии спортивной работы. Всегда приветствуется укрепление университетского спортивного коллектива путем принятия на обучение в социальный университет ведущих спортсменов России.
Российский государственный социальный университет – современный государственный вуз, обеспечивающий своим студентам все условия для эффективной учебы и отдыха. На каждом факультете работает специализированная библиотека, обеспечивающая студентов необходимой литературой в зависимости от их будущей профессии. Электронная социальная библиотека занимает отдельный корпус и позволяет работать с такими ресурсами, как университетская информационная система «Россия», информационно-издательский центр «Статистика России», электронная база диссертаций РГБ.