Земельная реформа и развитие земельных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Центральным звеном системы аграрных отношений, опосредуемых механизмом рынка, остаются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени в этой области экономическое, правовое и хозяйственное регулирование весьма запутанно. При решении любых проблем рыночного оборота земли (купля-продажа, аренда, ипотека), а также ее наследования, дарения и т. д. приходится сталкиваться с неупорядоченностью отношений земельной собственности, деформированностью механизма ее экономической реализации и крайним несовершенством соответствующего законодательства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsofббббббббt Office Word.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

Землеустроительные мероприятия  в этот период включали в себя следующие  действия: определение размеров земельных  наделов; установление повинностей  с земельных наделов; составление  уставных грамот; определение размеров выкупных платежей; отвод земельных  наделов в натуре; разверстание и  отграничение крестьянских земель от помещичьих владений.

Издание Указа, позволявшего закреплять за собой свой надел, положило начало Столыпинской аграрной реформе.

9 ноября 1906 г. вышел Именной  Высочайший Указ, данный Сенату  Николая II, содержащий положения  о крестьянском землевладении  и землепользовании. Издание Указа,  позволявшего закреплять за собой  свой надел, положило начало  Столыпинской аграрной реформе.

Основной целью реформы  явилось ускорение процесса расслоения крестьянства, насаждение частной земельной  собственности и создание многочисленного  и сильного класса зажиточных крестьян (кулаков), который должен был стать  опорой государственной системы. Содержание нового землеустройства определилось целым рядом законов и положений, основными из которых явились  Указ от 9 ноября 1906 г., Закон 14 июня 1910 г., Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. (дополненный и изданный в качестве Положения о землеустройстве  в 1912 г.) и Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г.

Накануне реформы в  России существовали два вида крестьянских общин: передельные, в которых каждые 12 лет производились переделы земель; беспередельные, в которых в течение 24 лет переделы земли не производились. Для роспуска передельных общин  требовалось решение не менее  двух третей схода. Беспередельные общины распускались автоматически.

Выходящий из общины крестьянин взамен многочисленных земельных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, получал право на компактный участок – отруб или мог  поселиться на хуторе – отдельном  земельном участке с жилыми и  хозяйственными постройками.

В целом столыпинское землеустройство  не смогло реализовать первоначальные цели, поставленные правительством. В  стране образовалось множество форм землевладения и землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное, частновладельческое, церковное, государственное и др., которые  в совокупности не представляли четко  организованной системы и порождали  множество неурядиц в земельных  отношениях.

Однако положение в  русской деревне заметно улучшилось. В 1907 г. были отменены выкупные платежи. В связи с окончанием мирового сельскохозяйственного кризиса  начался рост цен на зерно.

Первым документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй  стал Декрет о земле, провозгласивший, что вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская) отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние  и переходит в пользование  всех тех, кто трудится на ней.

Основное содержание землеустроительных работ в 1918 г. заключалось в отграничении земельных участков, не подлежащих распределению; сборе статистических и картографических материалов для  выработки норм наделения землей; распределении конфискованных земель во временное пользование; перераспределении  всех земель (черный передел); съемке неделимых  площадей для последующего устройства их территории; оказании помощи при  распределении земель под посевы.

14 февраля 1919 г. ВЦИК  утвердил специальное постановление,  получившее название “Положение  о социалистическом землеустройстве  и о мерах перехода к социалистическому  земледелию”. Новые задачи обусловили  необходимость реорганизации землеустроительных  органов. В составе Наркомзема  в мае 1919 г. был создан Центральный  отдел землеустройства (Центрозем), которому были переданы функции  существовавших ранее землемерно-технического  отдела, переселенческого управления  и отдела текущей земельной  политики.

30 октября 1922 г. 4-я сессия  ВЦИК приняла Земельный кодекс  РСФСР, который существенно изменил  земельную политику, привел ее  в соответствие с новыми задачами  хозяйственного строительства в  деревне.

Вторая половина 1929 г. стала  началом сплошной коллективизации. Землеустройство вновь образуемых колхозов должно было проводиться в  течение двух недель после их создания. Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. был установлен порядок формирования землепользований колхозов.

Сплошная коллективизация  сельского хозяйства в корне  изменила структуру землеустроительных работ и сформировала два их основных вида: межхозяйственное (вместо ранее  существовавшего межселенного), связанное  с образованием новых и улучшением существующих землепользований социалистических сельскохозяйственных предприятий, и  внутрихозяйственное (вместо внутриселенного), связанное с организацией территории социалистических сельскохозяйственных предприятий. Менялось и содержание землеустройства: вместо основной ранее  землераспределительной функции главной  становилась организация использования  земли сельскохозяйственного назначения с учетом требований крупного производства, механизации полевых работ.

Выдача колхозам Государственных  актов на вечное (бессрочное) пользование  землей и связанное с ней землеустройство  в 1935—1938 гг. потребовали мобилизации  на эти работы всех землеустроительных сил, поэтому внутрихозяйственная  организация территории колхозов и  совхозов в этот период осуществлялась в незначительном объеме.

В “Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик”, принятых в 1968 г. и Земельных кодексах союзных республик нашел отражение  опыт правового регулирования социалистических общественных отношений в области  распределения, использования и  охраны земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

К середине 90-х гг. сложилась  многоуровневая система земельного законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто  противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие  в указанных пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам, с  другой, а также все остальные  подзаконные акты. Такое состояние  законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

В  связи с принятием  в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими.  Все это обусловило необходимость  разработки нового Земельного кодекса  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

  1. Статья Земельная реформа: сквозь призму замысла».  И. Буздалов.
  2. Ленин В. И. ПСС. Т. 7. С. 181.
  3. Статья «Развитие земельных отношений в России» А.Варламов, С.Гальченко.
  4. История отечественного государства и права. Учебник для вузов/  Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.
  5. Земельное право. Учебник для вузов. С.А. Боголюбов. - М.:Издательство НОРМА, 2000г.

Информация о работе Земельная реформа и развитие земельных отношений в России