Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:38, реферат
Центральным звеном системы аграрных отношений, опосредуемых механизмом рынка, остаются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени в этой области экономическое, правовое и хозяйственное регулирование весьма запутанно. При решении любых проблем рыночного оборота земли (купля-продажа, аренда, ипотека), а также ее наследования, дарения и т. д. приходится сталкиваться с неупорядоченностью отношений земельной собственности, деформированностью механизма ее экономической реализации и крайним несовершенством соответствующего законодательства.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРИТЕТ
Реферат
на тему:
Земельная реформа и развитие земельных отношений в России.
Выполнил(а):
студент(ка) 3 курса
кафедры бухгалтерского учета
Антонова Алена Владимировна
Проверила:
Добродомова Лариса Александровна
Оренбург.2011.
Введение.
Центральным звеном системы
аграрных отношений, опосредуемых механизмом
рынка, остаются земельные отношения.
Сложившееся к настоящему времени
в этой области экономическое, правовое
и хозяйственное регулирование
весьма запутанно. При решении любых
проблем рыночного оборота
Сущность и цели реформы.
Земельная реформа - система законодательных и организационных мер, направленных на коренное преобразование земельных отношений.
Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели:
- разгосударствление земли;
- создание условий для
возникновения рынка земли и
субъектов этого рынка,
- осуществление перехода
к многообразию форм
- обеспечение социально
справедливого и экономически
обоснованного
- создание равных экономических
условий для всех форм
- создание экономического
механизма регулирования
- прекращение процесса деградации земли и других, связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Этапы реформы.
Следует различать два этапа:
- 1–й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г.;
- 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.
22 ноября 1990 г. был принят
Закон РСФСР "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" и 23 ноября
1990 г. Закон РСФСР "О земельной
реформе", контрреволюционные по
своей сути. В них впервые после
революции было закреплено
Это было сделано на основе ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения, вводящие право частной собственности граждан на землю. Это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10–летний мораторий на распоряжение землей.
Первым шагом в правовом
обеспечении этого замысла стал
Указ Президента РФ "О неотложных
мерах по осуществлению земельной
реформы" от 27 декабря 1991 г. При подготовке
проекта указа, а также принятого
29 декабря того же года в развитие
его положений постановления
Правительства РФ "О порядке
реорганизации колхозов и совхозов"
группа разработчиков
Для обеспечения эволюционного
хода земельной реформы в качестве
начальной меры указанным постановлением
предусматривался раздел обобществленной
в советское время земли между
бывшими работниками колхозов и
совхозов в форме условных долей
с последующим выделением земельных
участков в натуре и правом новых
собственников организовать фермерское
хозяйство, вступать в кооперативы,
акционерные общества, товарищества
и т. д., совершать сделки купли-продажи,
аренды, залога, то есть осуществлять рыночный
оборот сельскохозяйственных земель.
Соответствующие процедуры были
закреплены и конкретизированы в
других многочисленных актах земельного
и общего аграрного законодательства,
включая Земельный кодекс РФ, закон
"Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" и др. При этом неизменно
подтверждался закрепленный в Конституции
РФ приоритет частной
В этом направлении наметились реальные подвижки: около 260 тыс., то есть немногим более 2% из почти 12 млн. земельных "дольщиков", в 1995 г. стали собственниками 5% посевных площадей и производителями 6, 4% зерновых, 11, 6% технических культур, а также других видов сельскохозяйственной продукции. Но дальше процессы рыночного реформирования земельных отношений стали тормозиться, его первоначальные концептуальные положения оказались искажены или перечеркнуты.
Хотя и было решено возвратить землю тем, кто ее непосредственно возделывает, это главное средство производства в сельском хозяйстве странным образом стало ускользать из крестьянских рук; на пути развития малого аграрного бизнеса возникла глухая стена. Декларированное в начале 1990-х годов право частной собственности на землю работников бывших колхозов и совхозов экономически реализовано лишь в незначительной степени: доли почти на 9/1() земель сельскохозяйственного назначения, как было обещано, не выделялись и юридически не закреплялись за ними в натуре. Вместо этого в массовом порядке осуществляются спекулятивные сделки с земельными участками, отмечаются также и другие злоупотребления в отношениях между их номинальными собственниками и партнерами по земельному обороту на региональном и местном уровнях. В процессе такого "оборота" формальные владельцы земли - физические лица лишаются реального права собственности на нее. В отсутствие беспристрастного закона о земле, содержащего единые, четкие и однозначные нормы ее рыночного оборота, земельными делами в основном стало заправлять разросшееся бюрократическое, нередко коррумпированное "землеустроительное" и прочее чиновничество.
В то же время активизируются
действия по ограничению или запрету
рыночного оборота
Земельный кодекс РСФСР 1991 г.
В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.
Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.
Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).
Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных
средств в местную
Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.
Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.
Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.
Законодательный орган —
Верховный Совет Российской Федерации,
со своей стороны, принимал законы,
направленные на дальнейшее расширение
права частной собственности
на землю. В Конституцию РФ (ст. 12)
были внесены дополнение и изменение,
которыми разрешалась свободная
купля-продажа земельных
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного строительства.
Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.
Указом Президента Российской
Федерации о регулировании
21 сентября 1993 г. был издан
Указ Президента РФ № 1400 "О
поэтапной конституционной
24 декабря 1993 г. Б. Ельцин,
незаконно продолжавший
В соответствии с Указом
Б. Ельцина «Об Основных положениях
Государственной программы
Информация о работе Земельная реформа и развитие земельных отношений в России