Земельная реформа и развитие земельных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Центральным звеном системы аграрных отношений, опосредуемых механизмом рынка, остаются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени в этой области экономическое, правовое и хозяйственное регулирование весьма запутанно. При решении любых проблем рыночного оборота земли (купля-продажа, аренда, ипотека), а также ее наследования, дарения и т. д. приходится сталкиваться с неупорядоченностью отношений земельной собственности, деформированностью механизма ее экономической реализации и крайним несовершенством соответствующего законодательства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsofббббббббt Office Word.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРИТЕТ

 

Реферат

на тему:

Земельная реформа и развитие земельных отношений в России.

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) 3 курса

кафедры бухгалтерского учета

Антонова Алена Владимировна

Проверила:

Добродомова Лариса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург.2011.

Введение.

Центральным звеном системы  аграрных отношений, опосредуемых механизмом рынка, остаются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени  в этой области экономическое, правовое и хозяйственное регулирование  весьма запутанно. При решении любых  проблем рыночного оборота земли (купля-продажа, аренда, ипотека), а также  ее наследования, дарения и т. д. приходится сталкиваться с неупорядоченностью отношений земельной собственности, деформированностью механизма ее экономической  реализации и крайним несовершенством  соответствующего законодательства. Прежде всего, речь идет о серьезных нарушениях фундаментального права частной  собственности на землю, положенного  в основу концепции, общего стратегического  замысла начатой в 1990-е годы земельной  реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  цели реформы.

Земельная реформа - система законодательных и организационных мер, направленных на коренное преобразование земельных отношений.

Земельная реформа, начатая  в России в 1990 г., имела следующие  цели:

- разгосударствление земли;

- создание условий для  возникновения рынка земли и  субъектов этого рынка, владеющих  землей на правах частной собственности;

- осуществление перехода  к многообразию форм собственности  на землю, землевладения и землепользования;

- обеспечение социально  справедливого и экономически  обоснованного перераспределения  земель;

- создание равных экономических  условий для всех форм хозяйствования;

- создание экономического  механизма регулирования земельных  отношений и стимулирования рационального  использования и охраны земель;

- прекращение процесса  деградации земли и других, связанных  с нею природных ресурсов, обеспечение  их восстановления.

Этапы реформы.

Следует различать два  этапа:

- 1–й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г.;

- 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

22 ноября 1990 г. был принят  Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной  реформе", контрреволюционные по  своей сути. В них впервые после  революции было закреплено право  частной собственности на землю.  У хозяйств изымалась часть  земли для создания в каждом  районе фонда земли для наделения  фермерских хозяйств. Был определен  порядок выдела земельной доли  и имущественного пая колхозников  и работников совхозов

Это было сделано на основе ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., в которую  в 1990 г. были внесены изменения, вводящие право частной собственности  граждан на землю. Это право было очень ограниченным, неполным: собственник  земельного участка не мог отчуждать  его ни в какой форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10–летний  мораторий на распоряжение землей.

Первым шагом в правовом обеспечении этого замысла стал Указ Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной  реформы" от 27 декабря 1991 г. При подготовке проекта указа, а также принятого 29 декабря того же года в развитие его положений постановления  Правительства РФ "О порядке  реорганизации колхозов и совхозов" группа разработчиков руководствовалась  важнейшим принципом, следование которому позволило передовым странам  поддерживать устойчивое, высокоэффективное  развитие сельского хозяйства: земля  принадлежит тем, кто живет и  трудится на ней. В соответствии с  ним в стране отменялась государственная  монополия на землю, а занятые  в сельском хозяйстве, включая работников социальной сферы, наделялись земельными участками, то есть должны были стать  их собственниками.

Для обеспечения эволюционного  хода земельной реформы в качестве начальной меры указанным постановлением предусматривался раздел обобществленной  в советское время земли между  бывшими работниками колхозов и  совхозов в форме условных долей  с последующим выделением земельных  участков в натуре и правом новых  собственников организовать фермерское хозяйство, вступать в кооперативы, акционерные общества, товарищества и т. д., совершать сделки купли-продажи, аренды, залога, то есть осуществлять рыночный оборот сельскохозяйственных земель. Соответствующие процедуры были закреплены и конкретизированы в  других многочисленных актах земельного и общего аграрного законодательства, включая Земельный кодекс РФ, закон "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения" и др. При этом неизменно  подтверждался закрепленный в Конституции  РФ приоритет частной собственности  на землю, предполагающий действительное наделение тружеников села реальными  земельными участками.

В этом направлении наметились  реальные подвижки: около 260 тыс., то есть немногим более 2% из почти 12 млн. земельных "дольщиков", в  1995 г. стали собственниками 5% посевных площадей и производителями 6, 4% зерновых, 11, 6% технических культур, а также других видов сельскохозяйственной продукции. Но дальше процессы рыночного реформирования земельных отношений стали тормозиться, его первоначальные концептуальные положения оказались искажены или перечеркнуты.

Хотя и было решено возвратить землю тем, кто ее непосредственно  возделывает, это главное средство производства в сельском хозяйстве  странным образом стало ускользать из крестьянских рук; на пути развития малого аграрного бизнеса возникла глухая стена. Декларированное в  начале 1990-х годов право частной  собственности на землю работников бывших колхозов и совхозов экономически реализовано лишь в незначительной степени: доли почти на 9/1() земель сельскохозяйственного  назначения, как было обещано, не выделялись и юридически не закреплялись за ними в натуре. Вместо этого в массовом порядке осуществляются спекулятивные  сделки с земельными участками, отмечаются также и другие злоупотребления  в отношениях между их номинальными собственниками и партнерами по земельному обороту на региональном и местном  уровнях. В процессе такого "оборота" формальные владельцы земли - физические лица лишаются реального права собственности  на нее. В отсутствие беспристрастного закона о земле, содержащего единые, четкие и однозначные нормы ее рыночного оборота, земельными делами в основном стало заправлять разросшееся  бюрократическое, нередко коррумпированное "землеустроительное" и прочее чиновничество.

В то же время активизируются действия по ограничению или запрету  рыночного оборота сельскохозяйственных земель. Многие законодатели, особенно "левого" толка и солидарные с ними управленцы, а также некоторые  экономисты-аграрники игнорируют конституционное  положение о приоритете частной  собственности на землю. Не затрудняя  себя серьезным научным анализом, они иногда ссылаются на "ленинское  наследие" в этом вопросе, хотя сам  Ленин, пока он не увлекся абстрактными схемами "общественных запашек", решительно выступал против всяких законов, земельных кодексов и разного  рода псевдотеорий, запрещающих рыночный оборот земли. В противном случае, писал он, "крестьянин останется  полу крепостным. Крестьянин должен получить полную свободу распоряжаться своей  землей: отдавать и продавать, кому хочет, никого не спрашивая" [2].

Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все  земельные общественные отношения  нового земельного строя.

Но Кодекс не мог выйти  за рамки Конституции, в которой  был установлен 10-летний мораторий  на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа  земли государством у граждан  и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и  революционным завоеванием ЗК РСФСР  явилось установление судебного  разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого  суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным  участком его собственниками в городе).

Президент Российской Федерации  решил регулировать ход реформы  своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент  Российской Федерации принял Указ "О  неотложных мерах по осуществлению  земельной реформы'". Указ установил  продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении в  другую местность;

— при передаче в собственность  по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки  другим работникам совхозов или колхозникам  либо лицам, вступающим в члены колхоза  или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных  граждан на продажу земельных  участков были расширены по сравнению  с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений  Указа исходило и постановление  Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 1991 года о реорганизации  колхозов и совхозов, в котором  предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы  хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации  регулировались и регулируются плата  за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с  дополнениями и изменениями); залог  земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд  других. Признано необходимым принять  закон об ипотеке.

Законодательный орган —  Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности  на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная  купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях  — для ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства;

— дачного строительства;

— индивидуального жилищного  строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные  отношения с учетом требований земельной  реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в  указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  от 27 октября 1993 г. было установлено, что  земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной  части должно соответствовать ГК РФ.

21 сентября 1993 г. был издан  Указ Президента РФ  № 1400 "О  поэтапной конституционной реформе  в Российской Федерации", которым  была прервана деятельность высших  органов власти Российской Федерации.  В соответствии со ст. 121–6 действовавшей  Конституции, полномочия президента  немедленно прекращались без  какой–либо дополнительной процедуры.  Однако бывший президент с  помощью военной силы узурпировал  власть, законное руководство Российской  Федерации было заключено в  «Матросскую тишину». Результатом  антиконституционного переворота  стало принятие 12 декабря 1993 г.  новой Конституции. Она закрепила  право частной собственности  на землю, отменила все имеющиеся  в прежней Конституции ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять  полномочия Президента РФ, издал  Указ № 2228 «О приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ». Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.  Это создало пробелы и неопределенность  по многим вопросам регулирования  земельных отношений. В частности,  были признаны недействующими  статьи, определяющие компетенцию  государственных органов по предоставлению  земельных участков в собственность  и пользование; статьи, устанавливающие  порядок предоставления и изъятия  земельных участков, что на практике  порождало пробелы в законодательстве  и правовой беспредел.

В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле–продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с  землей включились органы Госкомимущества.

Информация о работе Земельная реформа и развитие земельных отношений в России