Земельная реформа и развитие земельных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Центральным звеном системы аграрных отношений, опосредуемых механизмом рынка, остаются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени в этой области экономическое, правовое и хозяйственное регулирование весьма запутанно. При решении любых проблем рыночного оборота земли (купля-продажа, аренда, ипотека), а также ее наследования, дарения и т. д. приходится сталкиваться с неупорядоченностью отношений земельной собственности, деформированностью механизма ее экономической реализации и крайним несовершенством соответствующего законодательства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsofббббббббt Office Word.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

Указ Ельцина "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

Период «указного» регулирование  земельных отношений закончилось  с принятием в 2001 г. Земельного кодекса  РФ, и федерального закона «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения»  от 24 июля 2002 г.

Итоги реформы.

Начатая в 1991 г. земельная реформа не доведена до конца. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. В России завершен 1-ый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили землю под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования:

1) Ликвидирована монополия  государственной собственности за землю;

2) Проведена реорганизация 23,5 тысяч колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га земли;

3) Сформирован значительный  слой крестьянских (фермерских) хозяйств, им передано 13,8 га земель;

4) Создан фонд перераспределения  земель;

5) Решена в основном  проблема обеспечения граждан ЗУ. 43,6 млн. граждан имеют землю для личных нужд. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земли. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территории. Одним из итогов 1-го этапа земельной реформы в РФ можно считать то, что в стране практически завершено создание нового земельного строя и осуществлен переход к различным формам владения, пользования землей и её аренды, введено платное землепользование, постепенно создаются условия для развития рынка земельной собственности.

Развитие земельных  отношений в России.

С развитием государственности  собственность на землю приобретала  все большее значение. В IХ в. благодаря  объединению Киевского и Новгородского  княжеств было положено начало формированию могущественного древнерусского государства  – Киевской Руси, во главе которого стоял Великий Киевский князь, являющийся самым могущественным феодалом и верховным собственником всей земли. Отдельные волости и княжества, входившие в государство, управлялись княжескими наместниками (посадниками) из Киева.

 

Начало разграничения  земель у восточных славян и появления  межевания на территории древнерусского государства в истории четко  не прослеживается. До некоторых пор  существовало обилие свободных земель. Пограничные знаки не ставились. Границей могли служить естественные рубежи (реки, ручьи, лощины и т. п.). Межи, засечки на деревьях с течением времени  появились, предположительно, при сближении  границ осваиваемых территорий. В  дальнейшем славяне пользовались специальными межевыми знаками “тамги”, представляющими  собой сложенные определенным образом  камни. Межой являлись и борозды.

Разграничение (межевание) земель необходимо было как для технического, так и для правового оформления границ.

Землемерие (землеустройство) известно было в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) еще до официального принятия христианства.

В удельный период и во времена  Московского царства межевые  работы осуществлялись представителями  известных княжеских и боярских фамилий. Первые землемеры, межевщики  должны были знать грамоту, межевые  законы и владеть элементарными  приемами геодезических измерений.

Период татаро-монгольского владычества в истории русского землеустройства связан с проведением  писцовых описаний российских земель, включавших в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и  принадлежности земельных владений в целях правильного обложения  их собственников налогами и повинностями (1245, 1257, 1275 гг.). Подобные работы проводились  и в начале XIV в.

Присоединение удельных княжеств к Великому Московскому княжеству  после свержения татаро-монгольского ига вызвало необходимость проведения переписей для одинаковой раскладки  податей. Переписи проводились чиновниками, называвшимися “численниками”, “пошлинниками” или “писцами”. Они мерили владения всех частных лиц по отдельности  и всего княжества в целом.

Появились и получили распространение  местные межевые законы Московского, Новгородского и Псковского княжеств.

Качественно новым этапом в развитии межевания явились  работы, связанные с введением  при Иване III Васильевиче (1440—1505 гг.) поместной системы, то есть вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное  или пожизненное владение. Необходимость  в нарезке поместий и их разграничении  превратила межевые работы в масштабах  государства из разовых в постоянные.

При Иване Грозном Указом от 20 сентября 1556 г. был утвержден  первый писцовый наказ, велевший разверстать  “землемерием” все поместья, а  излишки разделить между неимущими, что являлось началом писцовых описаний. Работы велись на основе “писцовых  наказов” — специальных документов о порядке проведения описаний. Проверкой, исправлением и дополнением уже  произведенных ранее описаний занимались дозорщики, измерением земли – мерщики.

Наблюдение за ходом земельных  описаний и межеваний было поручено Поместной избе, учрежденной Иваном IV для ведения всех дел, касающихся поместий и вотчин. По существу, это  был первый в истории российского  государства орган, ведающий земельно-кадастровыми работами. Впоследствии он был преобразован в Поместный приказ. Через приказ служилым людям предоставляли земли  в поместное владение. Приказ являлся  высшей инстанцией по разрешению земельных  споров.

На Руси в ХVI в. сформировались следующие формы землевладения  и землепользования: феодальное (вотчинное  и поместное) землевладение; крестьянское землевладение и землепользование; монастырское и церковное землевладение; дворцовое и государственное  землевладение.

Вотчинное землевладение  возникло в период удельных княжеств. Вотчина – участок земли, которым  владелец мог распоряжаться на праве  полной собственности (продавать, дарить, завещать). Владельцы вотчин обязаны  были предоставлять в государственное  войско вооруженных воинов. На основании  Соборного уложения 1649 г. различались  три вида вотчин: наследственные (родовые); выслуженные – полученные от князя  за определенные заслуги; купленные  – приобретенные за деньги у других феодалов.

Поместное землевладение  возникло при Иване III и получило распространение наряду с вотчинным, но в ХVII в. практически полностью  вытеснило его и стало занимать около 80% всех земель. Поместье являлось временным земельным владением  и предоставлялось государственным  служилым людям (вместе с живущими на ней крестьянами) на определенных условиях на срок службы. Если служилый человек  по каким-либо причинам оставлял службу, то земельный участок передавался  другому лицу. Поместье не могло  дробиться, а если передавалось по наследству, то лишь старшему сыну.

Велики были размеры монастырского  и церковного землевладения. В ХVI в. монастырское землевладение настолько  расширилось, что представляло собой  угрозу поместной системе. По Соборному  уложению, 1649 г. передача поместных  земель монастырям была полностью запрещена.

Дворцовое землевладение  зародилось в удельный период. Удельные князья имели значительные земельные  владения, передававшиеся по наследству и постоянно расширяющиеся за счет земель мелких удельных князей, вотчин, принадлежащих боярам и служилым людям, а также крестьянских земель. С развитием государственности  стали различать дворцовые и  государственные земли. Дворцовые  земли находились в собственности  князя, и доходы с них шли на содержание князя и его семьи (дворца). Государственные земли  считались собственностью государства, и доходы с этих земель поступали  в казну. В ХIV – начале ХVIII вв. такие земли назывались черными.

Из государственных земель выделялись поместья служилым людям  или жаловались вотчины. Впоследствии из государственных земель выделились специальные земли ведомств, например ямского (почтового).

Середина XVII в. ознаменовалась завершением закрепощения крестьян. Соборное уложение 1649 г. ввело принцип  крепостной наследственности, тем самым  окончательно закрепив зависимость  крестьянина от феодала. Крестьянином можно было распоряжаться по своему усмотрению, в частности продать, обменять, наказать и т. д. К концу XVII в. в крепостной зависимости находились почти 90% крестьян.

В ХV—ХVI вв. была наиболее распространена оброчная форма ведения хозяйства. Оброк выплачивался крестьянами  помещику в натуральном (продуктами, услугами) или денежном виде за пользование  земельным наделом. В ХVIII в. на смену  оброчной форме ведения хозяйства  приходит барщина, представляющая собой отработку крестьянами на земле помещика 3—6 дней в неделю.

В 1680 г. был издан Писцовый наказ, предписывающий проведение валового межевания. Правительство уже в  апреле 1684 г. издало новый Писцовый наказ по проведению всеобщего валового межевания всех земель государства. В основание вновь изданного  указа была положена проверка прав каждого владельца земли.

Существенно отразилась на развитии российского межевания  реформаторская деятельность Петра I.

Проведенное им переустройство поместной системы и изменение  порядка взимания налогов привели  к снижению значимости кадастровых  описаний и межеваний в целом. Был ликвидирован Поместный приказ, а созданной на его базе Вотчинной  коллегии вменялся из большого перечня  ранее ведущихся межевых дел  только разбор и укрепление прав на недвижимое имущество (на землю) и производство межеваний по указаниям Сената, присутственных мест, по просьбам частных лиц и  др.

По указу 1714 г. деление  на вотчины и поместья было прекращено в связи с реорганизацией российской армии из поместной в регулярную (содержащуюся за счет правительства). Вместо вотчин и поместий было введено  новое понятие “недвижимая собственность”, или “имение”. Помещики получили право  полного и неограниченного распоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить на государственных должностях и содержать поместную армию. В целях укрепления феодального  землевладения и охраны его от дробления в 1714 г. был издан Указ “О единонаследии в недвижимых имуществах”, по которому землевладения должны были переходить по наследству одному из сыновей  владельца.

При Петре I была изменена система  взимания земельного налога. С введением  подушной подати взамен налога с земель значительно упростилась система  взимания налогов, так как отпала необходимость в количественном и качественном учете земель, сократились  затраты на сбор налогов, к платежам было привлечено все трудоспособное население, что послужило увеличению доходов государства. Отмена налога с земель привела к прекращению  кадастровых описаний земель с целью  налогообложения. С одной стороны, это позволило сократить расходы  государства на кадастровые работы, с другой – привело к путанице в земельных отношениях и возникновению  земельных споров.

Другим преобразованием  земельных отношений, проведенным  Петром I, была секуляризация (изъятие  в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского  землевладения.

В 1715 г. начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярных  карт на отдельные губернии страны. Эти работы продолжались до середины 40-х годов и стали геодезической  и межевой школой для первых русских  геодезистов, создали базу для проведения обширных лесоустроительных и картографических работ в середине XVIII в., для составления  планов Москвы и Петербурга в 1731—1739 гг. В результате этих работ был  создан первый в истории государства  печатный атлас земель России, состоящий  из 20 карт.

Императрица Елизавета Петровна в 1752 г. издала Манифест о межевании  земель. Неустроенность земельных отношений  и неудачная попытка межевания  по инструкции 1754 г. привела к тому, что Указом от 20 февраля 1765 г. Екатерина II учредила особую Комиссию о государственном  межевании, которой предписывалось подготовить проект основных правил государственного межевания, соответствующих  современным условиям. Согласно этим документам, при отсутствии споров с соседями все земли в ходе межевания закреплялись за владельцами  по их фактическому пользованию. В результате Генерального межевания не устанавливались  границы всех отдельных владений, поскольку оно велось по дачам. В 1767 г. был установлен особый вид межевания  внутри дач, названный “специально-коштным  межеванием через землемеров генерального размежевания земель”, который проводился по просьбам землевладельцев и за их счет.

Возможности крепостного  хозяйства как экономической  системы ко второй четверти ХIХ в. были полностью исчерпаны и в 30—50-е годы страна вошла в полосу глубокого кризиса.

19 февраля 1861 г. царское  правительство утвердило “Положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости” и Манифест о  крестьянской реформе. Крепостное  право на крестьян в помещичьих  имениях и на дворовых людей  отменялось навсегда. Крестьянам, вышедшим  из крепостной зависимости, предоставлялись  личные и имущественные права  состояния свободных сельских  обывателей. Помещики сохраняли  право собственности на все  принадлежавшие им земли. Эти  земли они предоставляли в  постоянное пользование крестьянам (под участки крестьянской усадьбы  и прочие земельные наделы) для  выполнения повинностей перед помещиком и государством. В качестве официальных документов, определявших земельные отношения между крестьянами и помещиками были утверждены Уставные грамоты, в которых указывалось количество земли, которой пользовались крестьяне до реформы и обозначались земли и угодья, которые оставались у крестьян при освобождении. В грамоте перечислялись также повинности крестьян в пользу помещиков, на ее основе определялся размер выкупных платежей крестьян на землю.

Информация о работе Земельная реформа и развитие земельных отношений в России