Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:37, доклад
Запасы — это ресурсы, являющиеся, по сути, материальными, которые компания может использовать себе во благо и которые, рано или поздно, будут потреблены. Виды запасов могут существенно отличаться для производственной, сервисной и торговой компании. Но есть такой вид запасов, который имеется у каждой из указанных компаний.
Затраты на формирование запасов имеют склонность к снижению (на единицу запасов) при увеличении размера партии. А затраты на содержание (на хранение) запасов имеют склонность к росту (на единицу запасов) при увеличении размера партии. Что касается затрат на управление запасами, то их величина не имеет очевидной зависимости от размера партии и определяется в большей степени другими факторами.
Задача товарных запасов — обеспечить бесперебойное удовлетворение потребностей внешних потребителей.
Если рассматривать запасы с точки зрения места нахождения, то можно выделить:
1 Запасы, находящиеся внутри компании (на складах, в производстве, в торговом зале и т.д.)
2 Запасы, находящиеся вне компании (это запасы в пути, или, например, запасы в виде материалов, переданных на переработку другой компании)
Очевидно, что конкретное место нахождения запасов очень сильно зависит от того, является компания производственной, сервисной или торговой. А также от схем организации бизнеса, используемых в компании. Например, собственную торговую точку компания может обеспечивать товарами через собственный же распределительный центр. А может и не быть никакого центра, так что поставщики будут доставлять товары непосредственно в торговую точку.
С точки зрения привязки ко времени можно выделить:
1 Запасы на какую-либо дату (например, — запасы на сегодня, на два дня назад, которые будут через неделю, которые были на начало месяца и которые будут в конце месяца)
2 Запасы по отношению к какому-либо периоду. При этом могут рассматриваться, в частности, средний уровень запасов за период (например, средний уровень запасов в течение года) или изменение уровня запасов за период (например, как изменился уровень запасов в течение месяца)
С точки зрения функции (назначения) запасов можно выделить:
- текущие запасы;
- подготовительные запасы;
- гарантийные запасы;
- сезонные запасы;
- переходящие запасы.
Текущие запасы —
это запасы между двумя
Подготовительные запасы
формируют с целью более
Например, владелец лесопилки
после распиловки леса часть полученного
пиломатериала, который далее пойдет
в мебельную мастерскую, подвергает
сушке. Чтобы затраты на эту операцию
были минимальны, надо в сушильную
камеру загрузить оптимальное
Гарантийные (страховые) запасы создаются на случай возникновения каких-либо форс-мажоров в снабжении.
Например, у единственного поставщика случится авария на производстве, и он на неделю остановит свое производство и отгрузку.
Или вагоны с сырьем «заблудятся» на бескрайних просторах РЖД. А следующая запланированная поставка будет только через две недели.
Сезонные запасы формируются, если в течение года происходят плановые «провалы» в снабжении.
Например, тот же владелец лесопилки вынужден на летний сезон создавать запасы «кругляка», поскольку лесозаготовители на это время прекращают отгрузку леса.
Переходящие запасы — это запасы на конец одного периода и начало следующего. Они необходимы для того, чтобы на рубеже периодов в компании не возникали простои.
На многих предприятиях до
сих пор используется следующая
схема планирования и организации
производства. К концу уходящего
месяца утверждается план продаж и
план производства. Исходя из этого, определяется
количество сырья и материалов, необходимых
для выполнения данного производственного
плана. «Снабженцы» приступают к
закупкам. А между тем, на календаре
уже 2 или 3 число следующего месяца.
Где-нибудь к концу первой декады
сырье и материалы начинают поступать
в компанию. Так вот, чтобы в
течение этих первых десяти дней месяца
производству было «на чем работать»,
и создаются переходящие
Итак, мы сформулировали две главных причины формирования запасов. Одна из них, напомним, связана со стремлением оптимизировать бизнес. При этом частными случаями этой оптимизационной причины могут быть:
1 Наше стремление обеспечить непрерывность бизнеса и предотвратить возникновение упущенной выгоды и убытков;
2 Наше стремление снизить затраты, возникающие при ведения бизнеса.
Если теперь эти два способа оптимизации «наложить» на рассмотренные виды запасов в зависимости от их функции (назначения), то расклад получится такой:
Текущие, гарантийные, сезонные
и переходящие запасы «работают»
на обеспечение непрерывности
Можно применить к
запасам еще ряд
Например, предприниматель,
владеющий мебельной
2 Затраты, связанные с запасами предприятия
Пришло время рассмотреть затраты. Иными словами, нам надо выяснить — какие затраты в компании возникают в связи с тем, что она создает и содержит запасы.
Эти затраты, обусловленные запасами (далее для краткости мы будем называть их «затратами на запасы»), принято делить на две больших группы:
1 Затраты на формирование запасов — это затраты, которые возникли к моменту, когда запасы сформированы;
2 Затраты на содержание запасов — это затраты, которые возникают от момента, когда запасы сформированы, до момента, когда запасы будут использованы, т.е. прекратят свое существование.
Если, например, речь идет
об основных материалах и
1 Затраты на оплату труда персонала, который занимался поиском поставщика, ведением с ним переговоров и заключением договора;
2 Затраты на командировки данного персонала;
3 Затраты, связанные с оплатой услуг посредников или консультантов, которые помогали в приобретении материалов;
4 Затраты, связанные с транспортировкой (доставкой) приобретенных материалов;
5 Затраты на страхование перевозимых материалов;
6 Затраты на входной контроль поступивших материалов;
7 Убытки вследствие порчи и хищений материалов во время погрузки, транспортировки, разгрузки и т.д.
К затратам на содержание, в отношении тех же материалов, будут относиться:
1 Затраты на содержание мест хранения (складов или специальных открытых площадок);
2 Затраты на оплату труда персонала, который «втянут» в хранение материалов;
3 Затраты на обеспечение особых условий хранения (например, замороженные продукты надо хранить при минусовой температуре. Чтобы ее обеспечить, должны постоянно работать холодильники, что, в свою очередь, приводит к затратам на электроэнергию, амортизации холодильников, затратам на ремонт холодильников);
4 Затраты на страхование запасов на время их хранения;
5 Убытки вследствие порчи и хищений материалов во время их хранения;
6 Затраты особого рода ("неденежные" затраты), связанные с тем, что наши оборотные средства «заморожены» в материалах.
Затраты на формирование
и затраты на содержание
Например, на термопласт-автомате делали пластмассовые одноразовые стаканчики. «Наштамповали» 100 000 штук стаканчиков и перенастроили автомат на производство тарелочек. При этом переходе возникнут затраты на переналадку, включающие в себя:
1 Оплату труда наладчика, который производил этот переход, и оператора, который «простаивал» в течение этого перехода;
2 Затраты на вспомогательные материалы (моющие средства), которые были использованы при этой переналадке;
3 Затраты на брак — первые 30 или 50 тарелочек при начале производства обязательно получатся некондиционными.
Эти две группы затрат
— затраты на формирование
запасов и затраты на
Но прежде, чем рассматривать их, введем такое понятие, как «заказ» («партия»).
Заказ (партия) — это некая величина (некий объем) запасов, формируемых одномоментно (разово).
Например, если мы говорим
о закупке основных материалов, которые
пришли к нам от поставщика в двух
железнодорожных вагонах в
Если мы говорим о незавершенном производстве в виде 400 заготовленных ножек для табуреток, которые мы прогнали «одним махом», то эти 400 ножек и будут партией. Или «производственной партией», или «заделом».
Если мы говорим о 40 табуретках, которые сегодня отгружаем в конкретный мебельный магазин, то эти 40 табуреток будут партией. Или «партией отгрузок».
Главная характеристика партии — это размер партии, т.е. количество материалов, ножек, табуреток, которое входит в партию. И как раз затраты на формирование и содержание запасов мы будем засматривать с точки зрения того, как они зависят от размеров партии.
2.1 Зависимость затрат от размера партии
Теперь рассмотрим такой вопрос: как затраты на формирования запасов зависят от размера партии.
Есть затраты, которые, практически не зависят от размера партии. Например, к ним относятся затраты на оплату труда персонала, который занимался всей подготовительной работой по приобретению тех же материалов. По существу, нет особой разницы — две тонны материала к нам придут или двести тонн. Время, которое потратит персонал на эту «снабженческую суету», будет одинаковым. А значит и затраты на оплату его труда будут одинаковыми. Аналогичным образом можно охарактеризовать и затраты на командировки.
Получается, что эти затрат носят условно-постоянный характер и от размера партии не зависят. Вывод напрашивается следующий: надо стремиться к покупке максимально большой партии. Тогда на единицу приобретаемых материалов «упадет» меньше этих условно-постоянных затрат.
Другая часть затрат будет иметь очевидную склонность к зависимости от размера партии. Сюда можно отнести, в частности, комиссионные, выплаченные посредникам, и страховую премию, уплаченную страховой компании. Ведь и размер комиссионных, и размер страховой премии зависят от стоимости закупаемых материалов, а значит и от их количества, т.е. от размера партии.
Вывод такой: купим партию побольше, больше будет и величина данных затрат. Но, обращаем Ваше внимание, что на единицу покупаемых материалов будет приходиться одна и та же величина данных затрат, независимо от размера партии. Так вывод наш, на самом деле, не вполне корректен, и данные затраты, вообще говоря, не очень то нам важны, с точки зрения определения размера партии.
Посудите сами. Нам в течение квартала в общей сложности надо заготовить 200 тонн материалов. Сформируем ли мы 2 партии по 100 тонн каждая, или 10 партий по 20 тонн — разницы никакой нет. Общая величина затрат, которые мы понесем в связи с покупкой этих 200 тонн будет одинаковой.
Но будут среди затрат на формирование запасов и довольно замысловатые.
В частности, затраты на транспортировку. Здесь многое может зависеть от схемы формирования стоимости транспортных услуг и условий, на которых удалось с транспортной компанией.
Например, для транспортировки мы используем железнодорожный вагон. При этом тарифы перевозчика выстроены так, что загрузим мы в вагон 16 тонн или 32 тонны — разницы почти никакой. Перевозчик возьмет с нас за аренду вагона и еще немного за фактический вес груза. Получится, в результате, почти столько же, как если бы мы везли 48 тонн. Таким образом, получается, транспортные затраты от размера партии не особо зависят.
А если мы пользуемся услугами автотранспортной компании, то тут уже расклад может быть другой — стоимость услуг зависит от тонно-километров. А значит, величина затрат будет расти с увеличением размера партии.
Еще один пример — убытки вследствие порчи и хищений при транспортировке. Зависят ли они от размера партии закупаемых материалов? Может быть, да. А может быть, и нет.
В целом же, если подытожить, то затраты на формирование запасов имеют склонность к снижению (на единицу запасов) при увеличении размера партии.