Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:53, курсовая работа
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
Введение…………………………………………………………………3
1. Экономическая природа безработицы………………………….....4
1.1 Причины, сущность безработицы и ее виды………………….....4
1.2 Показатели и методы измерения состояния безработицы………9
1.3 Социально - экономические последствия безработицы………...11
2. Особенности состояния безработицы в Республике Бурятия……15
3. Политика занятости в Российской федерации…………………….20
3.1 Содержание государственной политики занятости……………..20
Заключение……………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………....28
5. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
6. Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции.
7. Оказание социальной поддержки безработным гражданам.
Реализация
данной Программы приведет к снижению
уровня общей и регистрируемой безработицы
и сдерживанию ее роста в пределах 3,6 %
(общая) и 1,6 % (регистрируемая); численность
граждан, трудоустроенных при содействии
органов службы занятости населения, ежегодно
будет увеличиваться не менее чем на 0,5
% и составит к 2011 году 21,4 тыс. человек;
удельный вес трудоустроенных граждан
в общей численности граждан, обратившихся
в органы службы занятости в поисках работы,
достигнет 63,0 %; численность граждан, получивших
государственные услуги по информированию,
ежегодно будет составлять 13,0 тыс. человек;
количество ярмарок вакансий и учебных
рабочих мест ежегодно будет увеличиваться
и составит к 2011 году 195 единиц; численность
граждан, получивших услуги по профессиональной
ориентации, ежегодно будет составлять
32,0 тыс. человек; численность несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных
на временную работу, ежегодно будет увеличиваться
на 1,1 % и составит к 2011 году 8,9 тыс. человек;
численность безработных граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, трудоустроенных
на временную работу, ежегодно будет увеличиваться
и составит к 2011 году 310 человек; численность
безработных граждан в возрасте от 18 до
20 лет из числа выпускников учреждений
начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые, трудоустроенных
на временную работу, ежегодно будет увеличиваться
и составит к 2011 году 85 человек; численность
граждан, участвующих в оплачиваемых[4,ст.3].
Заключение
В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения, к числу которых относятся:
1. Формирование глобального рынка труда, характеризующегося активной динамикой рабочей силы между государствами, испытывающими ее нехватку, и странами - поставщиками трудовых ресурсов.
2. Возникновение новых форм занятости, адекватных современному уровню развития информационных технологий и коммуникаций.
3. Повышение требований к качеству рабочей силы в условиях реализации новых конкурентных стратегий бизнеса, обеспечивающих его эффективность.
4. Перемещение компаний-производителей в регионы и страны, являющиеся потребителями их товаров и услуг, ориентированное на широкое использование местной рабочей силы.
В большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда. Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам.
Необходимость изменения политики занятости обусловлена тем, что глобализация и технологический прогресс все более активно влияют на изменение потребностей предприятий к рабочей силе. Компании вынуждены оперативно принимать меры по адаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своих работников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельности организации - неизбежный процесс. Иметь работу сегодня не означает абсолютной защищенности и уверенности в будущем. Поэтому для того, чтобы планировать свою жизнь и карьеру, работникам нужны новые формы поддержки их трудовых возможностей, которые помогут им оставаться в сфере занятости. Эта поддержка должна выходить за рамки конкретной работы и обеспечить уверенный переход на новое рабочее место, который возможен только в том случае, если работник будет обладать конкурентоспособной рабочей силой - знаниями, навыками и умениями, востребованными на рынке труда независимо от структурных и технологических сдвигов в спросе на наемный труд.
Библиографический список
О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ: [принят 19 апреля 1991г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление ВС РФ: [принят 3 июня 1993 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
О Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Бурятия на 2009 - 2011 годы: Постановление Правительства РБ: [принят 15 декабря 2008г.] // Известия Бурятии. 2008. № 195-38.
Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятии, на 2010 год: Постановление Правительства РБ: [принят 14 декабря 2009г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Официальный безработный (как помочь увольняющемуся работнику встать на учет в органах занятости и получить пособие по безработице) // Главная книга. 2010. № 2. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Проблемы неполной занятости и регистрации безработных // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 2. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Гарантии в сфере занятости населения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 27. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Фофанова, Н.П. Совершенствование законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства // Современное право. 2009. № 5. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Алимова, О. Обеспечение занятости и трудоустройства // Социальное и пенсионное право.2009. № 1. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Сиренко, И.Н. Организационно-правовые проблемы реализации полномочий Федеральной службы занятости в сфере регулирования внешней миграции // Миграционное право.2008. № 4. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Симанович, Л.М. Основные направления политики государства в области занятости. Выплата пособий по безработице // Налоги (газета). 2009. № 26. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Эсаулова, И. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского союза // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Остапенко, Ю. М. Экономика труда. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.
Егорова, Е. А, Кучмаева, О. В. Экономика труда. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. 80 с.
Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. - М.: Экономистъ, 2005. 813 с.
Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б. И. Башкатова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 703 с.
Курс экономической теории: учебник / под ред. М.И Плотницкий и др. - Мн.: «Интерпрессервис», 2003. 496 с.
Курс экономической теории: учебник / под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. 832 с.
www.gks.ru
(сайт Федеральной службы государственной
статистики)
Информация о работе Занятость и безработица в современных российскийх условиях