Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:53, курсовая работа
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
Введение…………………………………………………………………3
1. Экономическая природа безработицы………………………….....4
1.1 Причины, сущность безработицы и ее виды………………….....4
1.2 Показатели и методы измерения состояния безработицы………9
1.3 Социально - экономические последствия безработицы………...11
2. Особенности состояния безработицы в Республике Бурятия……15
3. Политика занятости в Российской федерации…………………….20
3.1 Содержание государственной политики занятости……………..20
Заключение……………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………....28
В Бурятии, как и во всех российских регионах, велики внутрирегиональные различия денежных доходов населения. Территориальное неравенство в республике внешне напоминает ситуацию в экспортных нефтегазовых и металлургических регионах, так как максимальные доходы здесь приходятся не на столичный город (хотя в нем они в 1,5 раза больше среднереспубликанских), а на Северобайкальский район, где доходы населения в 2 раза превышают средние по республике. Однако это неравенство связано не только с более высокооплачиваемой занятостью жителей Северобайкальска на железнодорожном транспорте, но и с северными надбавками к заработной плате, которые "съедаются" более высокими ценами.
По величине заработной платы Улан-Удэ сильно отстает от ряда других муниципалитетов. Состояние большинства промышленных предприятий города остается проблемным, поэтому заработная плата занятых невелика, а преимущества центральных функций (управление, концентрация финансовых потоков) способствуют развитию теневых доходов, не поддающихся официальному учету. В Северобайкальске, лидирующем по величине легальных заработков, с советского периода остались функции транспортного узла на БАМе, сохранилась строительная база, стала развиваться сфера торговли, в том числе и оптовой. Это позволило городу стать межрайонным центром Бурятско-Иркутской зоны, удержаться "на плаву", и сейчас он практически догоняет Улан-Удэ по объему розничного товарооборота. В Селенгинском районе ситуация неоднозначна: повышенные заработки в электроэнергетике (Гусиноозерская ГРЭС) сочетаются с закрытием угледобывающих шахт и ростом социальной напряженности в районе. Аутсайдерами, как и всюду в России, являются преимущественно аграрные районы, расположенные на юге республики. Средняя зарплата работников сельского хозяйства в 2 с лишним раза ниже прожиточного минимума, она составляет всего 1/4 от средней по экономике Бурятии, хотя в целом по стране заработки в агросекторе составляют 40% от средней зарплаты. Сельхозпредприятия Бурятии по-прежнему используют постсоветский механизм максимального сохранения занятости населения при минимизации оплаты труда и ее задержках.
Существенную задолженность по заработной плате в середине 2007 г. имели как аграрные районы с низким средним уровнем заработной платы (Кяхтинский, Мухоршибир-ский, Заиграевский), так и более "успешные" муниципальные образования, с большой долей промышленности в экономике (Северобайкальский, Селенгинский районы, Улан-Удэ).
Несмотря на постоянный рост покупательной способности пенсий, средний размер пенсии все еще не превышает прожиточного минимума пенсионера (в 2002 г. их соотношение составляло 97%), поэтому в республике остается актуальной проблема бедности пенсионеров.
Сильный спад в экономике привел в действие два фактора нарастания бедности: рост безработицы и снижение уровня оплаты труда. В сочетании с невысокими социальными пособиями это привело к расширению зоны бедности в республике. Проблема бедности населения Бурятии сохраняет остроту в течение всего переходного периода. В самом неблагополучном 1999 г. в зону бедности попала половина населения, худшие показатели имели только слаборазвитые национальные образования юга Восточной Сибири и депрессивная Читинская область. Благодаря некоторому оживлению производства в 2000-х годах, росту заработной платы и получению федеральной помощи для выплаты социальных пособий, Бурятии удалось в 2002 г. снизить уровень бедности населения только до 40%, в то же время доля крайне бедного населения с доходами ниже 50% прожиточного минимума остается в республике очень значительной (34,5% всех бедных). Хотя среднедушевые денежные доходы населения Бурятии значительно ниже, чем у восточносибирских лидеров -- Красноярского края и Иркутской области -- дифференциация по доходу, измеряемая коэффициентом Джини, в трех субъектах РФ одинакова и показывает сильное неравенство. Географически бедность локализована в большей мере в аграрных южных и северных лесозаготовительных (без золотодобычи) районах республики. Глубокая и застойная бедность населения требует проведения специальных мер социальной политики, развития эффективной системы социальной поддержки, однако республика не располагает необходимыми для этого собственными средствами.
3. Государственная политика занятости
3.1 Содержание государственной политики занятости
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда[7,с.27].
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; и др.);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм[1,ст.5].
К числу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государства относится выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
В Распоряжении Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р “ О Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы ” государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения[2,ст.3].
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
- совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
- развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения;
- повышение качества рабочих мест.
В целях содействия занятости населения и обеспечения защиты граждан на рынке труда Республики Мордовия принята «Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 2009-2011 годы» [3,с.38].
Основными задачами Программы являются:
повышение информированности населения о положении на рынке труда республики;
дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации населения и психологической поддержки безработных граждан;
совершенствование качества и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
содействие трудоустройству граждан, ищущих работу;
внутренней и внешней трудовой миграции;
оказание социальной поддержки безработным гражданам.
Мероприятия Программы сгруппированы в семь подразделов, характеризующих основные направления содействия занятости населения:
1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.
2. Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, в том числе: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; содействие самозанятости безработных граждан.
3. Профессиональная ориентация населения и психологическая поддержка безработных граждан.
4. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
Информация о работе Занятость и безработица в современных российскийх условиях