Заліковий модуль i. економічні засади функціонування і основи виробничої діяльності підприємства в системі ринкових відносин

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:41, контрольная работа

Описание работы

Історичний метод - це такий метод, який влкючає в себе основні закони розвитку суспільства протягом певного періоду часу, і на основі даних робляться певні висновки та гіпотези.
Діалектика- це наука, яка вивчає загальні закони про розвиток природи, суспільства та людей.
Аналіз - це такий метод, за допомогою якого ми пізнаємо досліджуємо певний обєкт чи предмет, збираємо на нього інформацію, і за допомогою висновків охарактеризовуємо його.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

При любой форме ведения хозяйства  и любой форме собственности  необходимо знать, какая продукция, в каком количестве, какими партиями и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии в рассматриваемый промежуток времени. Для этого разрабатывается производственная программа предприятия.

Производственная программа предприятия  – это система плановых показателей, определяющих производственное задание  по выпуску продукции, а именно:

      • объем выпуска;
      • номенклатура;
      • ассортимент;
      • качественные показатели продукции;
      • ритмичность производства.

Основанием для расчетов производственной программы служит разнообразная  информация, к основным составляющим которой можно отнести маркетинговые  исследования по планируемым к производству товарам; объем сбыта этой продукции (фактический за прошлые периоды  и планируемый); предполагаемый портфель заказов; государственный заказ (для  предприятий с государственной  формой собственности). Обязательным компонентом  информационной базы для расчета  программы являются данные о ресурсном  обеспечении, а именно – наличие  оборотных средств, производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансового  обеспечения производства. Производственная программа обычно разрабатывается  на год с разбивкой на кварталы.

Производственная программа рассчитывается на основании балансово-нормативного метода. Базовыми расчетами являются баланс производственных мощностей, баланс рабочей силы, баланс денежных средств. При расширении производства особое внимание уделяют обеспеченности оборотными средствами и финансовыми ресурсами, а также кредитной политике предприятия.

Расчеты охватывают все производственные подразделения предприятия –  цехи, отдельные участки, в некоторых  случаях – даже рабочие места. Поэтому одной из серьезных задач  при разработке программы является распределение и согласование работ  между отдельными подразделениями  и обеспечение ритмичной работы всего предприятия.

Ритмичность – это выпуск одинакового  количества продукции в равные промежутки времени. Различают несколько видов  ритмов в зависимости от хода технологического процесса: входной (в начале процесса), выходной (на выходе готовой продукции) и промежуточный или линейный (внутри производственного процесса) ритмы. С точки зрения производства главным является выходной ритм, поскольку  в этом случае речь идет о ритме  выпуска готовой продукции. Однако только максимально жесткое поддержание  входного и линейных ритмов позволит обеспечить и выходной ритм.

Расчеты производственной программы  на крупных предприятиях производятся в несколько этапов, путем последовательных приближений и согласований. Выполнение производственной программы фиксируется в отчетных документах, после чего производят анализ, сопоставляя фактические показатели с плановыми и разрабатывая меры по устранению нежелательных отклонений, если таковые имеются.

  1. В чому полягають особливості формування  виробничої програми інноваційного підприємства?

На промышленных предприятиях, реализующих  заключительные стадии инновационного процесса, продуктовое планирование выражается в формировании продуктового портфеля предприятия и планировании его производственной программы  на определенный период. Производственная программа предприятия определяет номенклатуру и объем производства конкретных видов инновационной  продукции. При ее формировании осуществляется изучение конъюнктуры рынка, ценовой  политики, планирование затрат на производство новой продукции, планирование мероприятий  по технической подготовке производства новой продукции, распределение  производственных заданий по цехам  и участкам, а также по отрезкам времени календарного периода. Обоснованность продуктового планирования обеспечивается при соблюдении требований:

• наличия эффективной маркетинговой  системы в областях стратегических интересов и специализации предприятия;

• наличия эффективной системы  научно-технического прогнозирования, способствующего раннему распознаванию  перспективных направлений развития науки и техники в областях специализации предприятия;

 • использования системы  ранжирования и отбора предложений  при формировании продуктового  портфеля, основанной на применении  объективных множественных критериев;

 • наличия эффективной и  динамичной информационной системы  обеспечения маркетинга, научно-технического  прогнозирования и планирования  инноваций;

 • использования научных  методов оценки и экономического  обоснования инновационных предложений  и проектов.

На предприятии различают стратегическое и оперативное продуктовое планирование. Стратегические планы формируют  научную и продуктовую политику предприятия на долгосрочную перепективу, определяющую состав развиваемых научно-технических  направлений, структуру рынков и  характер поведения на каждом их них, перспективные сдвиги в структуре  и порядок обновления выпускаемой  продукции, требования к техническому развитию предприятия. Оперативные  планы, составляемые на год, обеспечивают реализацию стратегических решений  и предусматривают формирование конкретного тематического плана  научно-технических мероприятий  и производственной программы.

 

  1. Яким чином ринкове середовище впливає на виробничу програму підприємства?

В условиях рыночной экономики производственная про­грамма предприятия тесно связана с такими понятиями, как спрос и предложение, со способами их координации и приспособления друг к другу. Важно учитывать непрелож­ный закон рынка: спрос и предложение товара на рынке регулируются его ценой, и наоборот, цена товара зависит от спроса на этот товар и предложения его на рынке.

Спрос характеризуется шкалой, которая  раскрывает го­товность покупателя в данный отрезок времени приобре­тать товар по каждой из предложенных на рынке цен. Пред­ложение также характеризуется с помощью шкалы. В ней представлены разные количества продукта, которые про­изводитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период. Вза­имодействие спроса и предложения, их координация осу­ществляются на основе ценового механизма и конкурен­ции. Это взаимодействие приводит к формированию рав­новесной цены, при которой величина спроса и предложе­ния сбалансирована. Это классическая схема работающего рынка.

Рыночные законы еще не работают в нашей экономике, которая к  тому же продолжает оставаться высокомонополизированной. Поэтому планирование производственной про­граммы должно опираться не на закон спроса и предложе­ния, а на сложившуюся в данный плановый период хозяй­ственную ситуацию на предприятии. Планирование произ­водственной программы предприятия начинается с анализа результатов работы в текущем (базовом) году. Отчетные дан­ные анализируются и сопоставляются с показателями годо­вого плана по производству и реализации продукции, цене, качеству и ассортименту продукции, эффективности произ­водства. При планировании производственной программы надо изыскать возможности для роста эффективности про­изводства: повышения производительности труда за счет лучшей его организации, механизации и автоматизации производства, сокращения всех видов организационного простоя производства; улучшения использования активной части основных фондов по времени и в единицу времени; сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов; совершенствования систем управления и планирования производства.

 

9. Які внутрішні  та зовнішні чинники формування  виробничої програми підприємства?

К внешним факторам мы относят: развитие технологиий; демографические процессы; налоговыий и инвестиционныий климат; макроэкономическую ситуацию; развитие сырьевых рынков; конъюнктуру рынка; жизненныий цикл продукции; инновационную и конкурентную активность предприятиий; специфику потребительского спроса. Внутренние факторы включают: производственно-технические факторы, факторы кадрового оснащения, факторы финансового положения, факторы инновационноий деятельности, коммерческие, маркетинговые и управленческие факторы. Как показывает анализ, влияние на производственную программу как внешних, так и внутренних факторов, может носить стимулирующиий и сдерживающиий характер.

 

Завдання для  самостійної роботи:

Для забезпечення виробництва і  реалізації продукції необхідна  певна сума обігових коштів. Виробнича  програма – 700 виробів за рік, собівартість одного виробу – 150 грн. Коефіцієнт наростання витрат в незавершеному виробництві  – 0,66. Витрати основних матеріалів на один виріб - 100 грн за нормою запасу 25 днів. Витрати допоміжних матеріалів на річний випуск – 6000 грн за нормою запасу 40 днів, палива – 3200 грн та 30 днів, інших виробничих запасів – 9000 грн та 60 днів. Витрати майбутніх  періодів – 1000 грн. Норма запасу готової  продукції – 5 днів.

Визначте нормативи оборотних  коштів за елементами (виробничі запаси, незавершене виробництво, готова продукція) та їх загальну суму. У звітному періоді  обігові кошти підприємства склали 1400 тис. грн. Питома вага матеріалів в  загальній сумі обігових коштів - 25 %. У наступному році планується знизити  витрати матеріалу на один виріб  на 15 %. Визначте, яким буде розмір обігових коштів у наступному році з урахуванням  скорочення норм витрат матеріалу.

Визначити норматив власних оборотних  коштів, вкладених у залишки готової  продукції, якщо відомо, що час перебування  готової продукції на складі – 6,2 дня, час на оформлення розрахункових  документів у банку – 3 дні. Річний випуск продукції за виробничою собівартістю – 5,2 млн грн, у тому числі у 4 кварталі – 30 %.

Решение

  1. Определение нормативов оборотных средств в производственных запасах:

З ср.с * Н з ,

где З ср.с – среднесуточное потребления в стоимостном выражении;

Н з - норма запаса в днях.

(60*40+3200*30+9000*60)/3=392 000 грн

 

2)  Норматив ОС в незавершенном  производстве

Ннп = ВПср.д. * Пц * К,

где  ВПср.д – среднедневной выпуск продукции по производственной себестоимости;

Пц — длительность производственного цикла;

К — коэффициент нарастания затрат.

(150*(700/360))*0,66*360=69141,6 грн

 

3) Норматив оборотных средств  в остатках готовой продукции  определяется:

Нг.п = ВГПдн. * Нз.скл.,

где ВГПдн.  - стоимость однодневного выпуска готовых изделий;

Нз.скл - норма их запаса на складе в днях.

291*5=1455 грн

 

4) Совокупный норматив оборотных  средств представляет собой сумму  нормативов оборотных средств,  исчисленных по отдельным элементам.

392000+69141,6+1455+1000=463596,6 грн

 

5) Размер оборотных средств с учетом сокращения норм затрат материалов:

Затраты на материалы составляют:

1 400 000* 0,25=350 000 грн

Затраты на материалы на 1 изделие  составляют:

350 000/700  = 500 грн

Затраты на материалы с учетом снижения на 15% на 1 изделие:

(500*0,15)*700=297 500 грн

 

6) Норматив собственных оборотных  средств, вложенных в остатки  готовой продукции:

((5 200 000*0,3)/90+(5 200 000-30%)/270) * (6,2+3)=141747,78

 


Информация о работе Заліковий модуль i. економічні засади функціонування і основи виробничої діяльності підприємства в системі ринкових відносин