Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 22:02, реферат
В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики современному предприятию соответствуют такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий характерно вышесказанное. Резкое изменение условий хозяйствования вызвало появление нового понятия – несостоятельность.
Введение 3
Основная часть
1. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятий. Общие положения. 5
2. Основные положения закона о несостоятельности (банкротстве). 8
3. Законодательная модель и реальность. 13
Заключение. 23
Список используемой литературы. 26
Вопросы о несостоятельности (банкротстве) относятся, по нашему мнению, к предмету совместного ведения федерации и ее субъектов.
В проекте областного закона о несостоятельности (банкротстве) содержатся две группы юридических норм. Одни нормы повторяют (воспроизводят) положения федерального Закона о банкротстве, иных нормативных актов РФ; другие сформулированы впервые. Первая группа норм не может изменяться субъектами федерации и противоречить федеральному законодательству. Такие нормы в проекте областного закона воспроизводятся в редакции норм федерального законодательства. Практически невозможно представить себе ситуацию, чтобы новые нормы (правила) законодательства существовали вне норм федерального законодательства.
В соответствии со ст.1 Закона о банкротстве под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой баланса должника. Закон устанавливает и внешний признак несостоятельности (банкротства): приостановление текущих платежей предприятия, если оно не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Таким образом, в законе указаны основной и дополни тельный признаки несостоятельности (банкротства) предприятия.
Неплатежеспособность — лишь внешний (дополнительный) признак несостоятельности (банкротства) предприятия. По смыслу закона нельзя признать предприятие несостоятельным только потому, что оно является временно неплатежеспособным.
В качестве основных признаков для признания предприятия несостоятельным (банкротом) закон называет, во-первых, превышение обязательств должника над его имуществом, а во-вторых, неудовлетвори-тельную структуру баланса должника.
По нашему мнению, сформулированные в законе критерии для признания предприятия несостоятельным вряд ли можно признать удачными. В литературе уже отмечалось, что использование такого критерия, как превышение суммы обязательств должника над стоимостью его имущества, в нынешних условиях позволяет должнику долго «водить за нос» своих кредиторов, постоянно создавал ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на свои собственные цели без учета интересов кредиторов. На практике любое предприятие может превратить свою кредиторскую задолженность в непрерывно продолжающуюся, не опасаясь при этом каких-либо серьезных последствий.
В свою очередь, такой критерий, как неудовлетворительная структура баланса предприятия-должника, вызывает ряд существенных замечаний. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Согласно постановлению структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а само предприятие – неплатежеспособ-ным, но уровень текущей ликвидности ниже 2. По оценке специалистов, подобный уровень представляется крайне завышенным требованием, поскольку только 16-18% промышленных предприятий соответствуют этому критерию (уровень текущей ликвидности не превышает отметки 2). Специалисты предлагают оценивать «границы безопасности» в пределах от 1 до 2.
Как видим, исследование проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий, в том числе эффективности правовых норм, тесно связано с разработкой системы критериев и показателей, которые составляют самостоятельный объект изучения.
С нашей точки зрения, целесообразно и практически оправданно разграничивать критерии (основания) как, например, «основание для возбуждения дела о неплатежеспособности (банкротстве) в арбитражном суде», «критерии для признания предприятия-должника неплатежеспособна 1м», «критерии для признании предприятия-должника несостоятельным —банкротом» и др. Например, единственным основанием для возбуждения дел о неплатежеспособности и несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде является заявление должника, кредитора (кредиторов) или прокурора. При возбуждении дел арбитражные суды должны руководствоваться общими правилами, сформулированными в Арбитражном процессуальном кодексе.
Возможность возбудить дело в арбитражном суде способна оказать существенное стимулирующее воздействие на должника, заставить его ускорить расчеты с кредиторами. Считаем, что подобным образом можно в большей мере решить и проблему неплатежей.
Неспособность предприятия-должника удовлетворять требования кредиторов в течение определенного времени следует рассматривать в качестве общего критерия для признания предприятия-должника неплатежеспособным. Как уже было сказано, неплатежеспособность — внешний признак несостоятельности (банкротства). Она может быть временной, вызванной чисто финансовыми обстоятельствами.
Арбитражный суд при оценке финансового состояния и деятельности предприятия-должника вправе вынести решение о признании предприятия неплатежеспособным (а не банкротом). В этом случае к должнику могут быть применены судебные процедуры — санация или внешнее управление имуществом должника.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника либо санации служит наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия - должника для продолжения его деятельности либо путем передачи функций по его управлению арбитражному управляющему, либо путем оказания этому предприятию финансовой помощи участниками санации.
Признание предприятия-должника несостоятельным (банкротом) должно быть исключительной мерой, применяемой к должнику.
По Закону о банкротстве (ст.49) под внесудебными процедурами понимаются способы, позволяющие должнику либо договариваться с кредиторами о продолжении деятельности предприятия-должника, либо согласовать с ними решение о добровольной ликвидации. Однако в правовой действительности круг применяемых к должнику внесудебных процедур гораздо шире, чем это предусмотрено в законе.
К внесудебным относятся также такие процедуры, как предоставление государственной финансовой поддержки, обязательная приватизация предприятия-должника, продажа предприятия-должника с сохранением юридического лица, продажа находящихся в государственной и муниципальной собственности долей (паев, акций) в имуществе предприятия-должника. Указанные процедуры названы не в Законе о банкротстве, а в других подзаконных актах, изданных в его развитие.
На наш взгляд, следует разграничивать органы, осуществляющие применение внесудебных мер, порядок применения этих мер и внесудебные способы (меры), что не всегда последовательно проводится в законодательстве и на практике.
Названный законом термин «внесудебные процедуры» используется некорректно. Процедура — порядок организации деятельности тех или иных органов. Способы — система гражданско-правовых, административных и других мер. Отличительная черта внесудебных мер (способов) заключается в том, что они проводятся без возбуждения производства по делу в арбитражном суде.
Большинство внесудебных мер осуществляется в специальном административном порядке, что обусловлено, прежде всего, спецификой регулируемых отношений. Данная (внесудебная) форма опосредует управленческо - организационные связи. Например, в соответствии со ст.2 указа Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов
о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) вправе принимать решение о необходимости проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющих неудовлетворительную структуру баланса. Это право принадлежит и территориальным агентствам Федерального управления. Вместе с тем территориальные агентства могут принимать решения об обязательной приватизации и в отношении предприятий государственной (субъектов федерации) и муниципальной собственности при условии делегирования им прав соответствующими органами исполнительной власти. Указанные полномочия были названы в проекте областного Закона о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий.
Продажа
государственных предприятий-
Внесудебными
являются и такие меры (способы),
как соглашение между должником
и кредиторами об отсрочке и (или)
рассрочке причитающихся
В качестве внесудебной меры данное соглашение надлежит отличать от мирового соглашения — судебной меры, применяемой в силу Закона о банкротстве. Оно (соглашение) может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Юридическая природа внесудебных мер различна. Рассматриваемое соглашение, обязательная купля-продажа государственного предприятия-должника - гражданско-правовые меры. Такая же мера, как обязательная приватизация предприятия-должника, представляет собой, на наш взгляд, комплексный институт, сочетающий в себе нормы различных отраслей права (административного, гражданского и др.)
В отношении предприятии - должника могут быть применены следующие судебные меры: реорганизационные (внешнее управление имуществом должника, санация), ликвидационные (принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда), мировое соглашение.
Реорганизационные меры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации. Они включают в себя внешнее управление имуществом и санацию. Эти меры надо отличать от реорганизации в рамках ст. 57 части первой ГК, согласно которой реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) является формой прекращения деятельности юридического лица. При применении к несостоятельному предприятию реорганизационных мер в виде внешнего управления имуществом и санации деятельность предприятия не прекращается. Напротив, подобные меры направлены на поддержание его деятельности.
Санация как реорганизационная мера осуществляется путем оказания финансовой помощи предприятию-должнику собственником, кредитором (кредиторами) или другими лицами. В отличие от санации государственная финансовая поддержка может реализовываться за счет средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов до возбуждения дела о несостоятельности предприятия в арбитражном суде. Именно этот признак лежит в основе разграничения понятий «государственная финансовая поддержка предприятия-должника» и «санация».
К ликвидационным судебным мерам относится принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда.
В соответствии со ст. 61 части первой ГК банкротство — одно из оснований для ликвидации коммерческого юридического лица либо некоммерческой организации, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Поэтому в случае ликвидации предприятия-должника по данному основанию наряду с Законом о банкротстве необходимо применять акты общего и специального действия.
При применении мирового соглашения следует исходить из того, что оно не имеет ничего общего с соглашением между сторонами, возможность которого предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В случае достижения мирового соглашения между конкурсным кредитором (кредиторами) и должником отсутствует спор. Арбитражный суд не рассматривает спор по существу, а утверждает соглашение. Мировое соглашение считается принятым, если за его заключение высказалось не менее двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. Оно вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и обязательно для кредиторов указанных очередей.
Как уже отмечалось,
законодательство о несостоятельности
(банкротстве) предприятий является комплексным,
а потому необходимо формировать комплексный
подход к изучению и анализу действующего
законодательства и практики его применения,
причем эффективным такое исследование
может быть лишь при наличии постоянной
и всесторонней связи науки с практикой.
Заключение.
Целью данной работы было всестороннее изучение ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также изучение возможности исполнения данного закона в реальных условиях.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Анализ российского закона свидетельствует о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности реабилитации должника как путем осуществления мер по восстановлению его платежеспособности в рамках процедуры внешнего управления, так и путем заключения мирового соглашения. Вместе с тем имеется целый ряд положений, которые не позволяют отнести его к категории данных законодательств.
Во-первых, сама по себе процедура возбуждения дела арбитражным судом является "нейтральной", поскольку должник, обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не может навязать суду рассмотрение дела с позиции проведения чисто реабилитационных процедур. Российский закон больше похож на французский Закон о несостоятельности 1985 г. и германское Положение о несостоятельности 1994 г. (вводится в действие с 1999 г.), в соответствии с которыми в случае несостоятельности также сначала возбуждается нейтральная процедура несостоятельности, а в дальнейшем в зависимости от результатов рассмотрения дела принимается решение о применении к должнику реабилитационных или ликвидационных процедур.
Информация о работе Законодательство о банкротстве: Законодательная модель и реальность