Законодательство о банкротстве: Законодательная модель и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики современному предприятию соответствуют такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий характерно вышесказанное. Резкое изменение условий хозяйствования вызвало появление нового понятия – несостоятельность.

Содержание

Введение 3
Основная часть
1. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятий. Общие положения. 5
2. Основные положения закона о несостоятельности (банкротстве). 8
3. Законодательная модель и реальность. 13
Заключение. 23
Список используемой литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 50.43 Кб (Скачать)

     (Законодательство о банкротстве:

     Законодательная модель и реальность)

     Содержание.

  Введение                    3

  Основная  часть

  1. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятий.   Общие положения.                                                                                                              5
  2. Основные положения закона о несостоятельности (банкротстве).                                                                   8        
  3. Законодательная модель и реальность.                              13

  Заключение.                                     23

  Список  используемой литературы.              26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики  современному предприятию соответствуют  такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий  характерно вышесказанное. Резкое изменение  условий хозяйствования вызвало  появление нового понятия – несостоятельность. Несостоятельность – эта такое  состояние, при котором предприятие  не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего оно предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности. Условия для  динамичного развития бизнеса часто  обостряют негативные тенденции  на уровне отдельных групп хозяйствующих  субъектов, использующих для достижения своих целей пробелы в действующем  законодательстве либо не имеющих потенциальных  возможностей для обеспечения соответствия общему уровню эффективности в своей  отрасли.

     Преодоление кризисной ситуации, в которую  попадают предприятия в рыночной экономике с помощью новых  форм хозяйствования, позволяет решить проблемы, связанные с обеспеченностью  экономической стабильности развития.

     В условиях экономической свободы  предприятиям дается возможность прекратить хозяйственную деятельность. Чаще всего  это связано с реальной производственно-хозяйственной  деятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых, финансово-экономических и юридических  упущений в работе предприятий. Многие предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств, имеет место низкая платежная  дисциплина, высокая стоимость кредитных  ресурсов.

     Стабилизация  положения организации требует  нахождения источников финансовых ресурсов, их рационального распределения, эффективного использования. Для того чтобы найти  источники, наиболее оптимальные для  предприятия, следует провести финансовый анализ, дать оценку финансовой устойчивости и определить пути финансового направления.

     Руководители  организаций, испытывающих финансовые трудности, с помощью финансового  анализа и последующих управленческих вмешательств могут защитить себя от полного краха и в случае возбуждения  процедуры банкротства кредиторами  найти возможность восстановления платежеспособности.

     Своевременная диагностика банкротства является методом, позволяющим найти необходимые меры по оздоровлению финансового состояния. Следует сказать, что первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности в прошлые века, в основном, носили карательный характер, и должники подвергались мерам уголовного наказания. По мере развития и расширения коммерческой и торговой практики, увеличивалось количество норм гражданско-правового характера, существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.

       Институт банкротства известен  всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. 

                 Однако признание должника банкротом имеет и негативные  последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств. 
 
 
 

     
  1. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятий.

     Кризисное состояние отдельных предприятий  в условиях рынка – естественное явление. За счет этого слабые предприятия  прекращают свое существование, а более  устойчивые развиваются. Основным инструментом оздоровления экономики является банкротство. Причины и предпосылки банкротства предприятий зародились в период плановой экономики СССР. В условиях централизованного финансирования капитальных вложений предприятия строились крупными, и в силу этого не гибкими. Каждое предприятие специализировалось на своих производственных функциях. В результате появились крупные, монополизированные предприятия, многие из которых оказались неконкурентоспособными из-за поступления на рынок импортных товаров. Вложение оборотных средств происходило неравно-мерно. У одних наблюдался избыток средств, у других их едва хватало на развитие хозяйственной деятельности. В результате накопилась достаточно высокая доля морально и технически устаревших предприятий. Очень мно-гие заводы строились как универсальные производства для выпуска единич-

ных и мелкосерийных изделий. В условиях рынка такие предприятия оказа-лись неконкурентоспособными. Административно -плановая экономика выработала экономическую среду и концепцию управления предприятием, приведшую российские предприятия к финансовому кризису.

     Становление рыночной экономики объективно обуславливает  возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы произ-водства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платеже-способному спросу субъектов экономической деятельности, осуществляется посредством национального рынка и складывающейся на данный момент рыночной ситуации. Неравномерное развитие экономики характеризуется как кризисная ситуация, и преодоление ее возможно с помощью механизма банкротства.

     Существует  множество определений банкротства, но наиболее четкое дано Н. А. Бреславцевой. Ею определено, что банкротство – это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает часть затраченных средств.

     Несостоятельность хозяйствующих субъектов – распространенное явление в рыночной экономике. Оно рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, характеризуемое неплатежеспособностью субъекта по своим обязательствам.

     Несостоятельность, по мнению И. Г. Кукукиной, это финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность. Если же у предприятия наблюдается обратный эффект, то имеет место необратимая неплатежеспособность.

     В экономической практике выделяют несколько  видов банкротства:

     1. Реальное банкротство организации, характеризующееся неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие огромной суммы кредиторской задолженности не позволяют вести нормальную производственно-хозяйственную деятельность. Санирующими мероприятиями могут быть проведение конкурсного производства (ликвидация организации) или реорганизация.

     2. Временное (условное) банкротство, которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукцией, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов.

     3. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда в личных интересах и интересах третьих лиц.

     4. Фиктивное банкротство – это ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов.

     Возникающие кредитно-денежные отношения между  должником и кредитором иногда вызывают разногласия. Разрешить конфликтную  ситуацию помогает институт несостоятельности (банкротства).

     Институт  несостоятельности – комплексный  правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и других отраслей права.

     В ходе исторического развития назрела  необходимость создания такого инструмента, который был бы способен защитить личную и корпоративную деятельность от опасно высоких или существенных убытков, а также помогать в выявлении  политических и экономических приоритетов  и ответственности.

     Институт  банкротства является важнейшим  элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов  от последствий неэффективной или  недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных  предприятий на добровольной или  принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдение, либо внешнее управление не обеспечило необходимый уровень платежеспособности организации

  1. Основные  положения Закона о несостоятельности (банкротстве).
 

     Под несостоятельностью (банкротством) в  новом Федеральном законе понимается неспособность должника удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Если  в роли должника выступает организация (юридическое лицо), то она считается  неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязанности не исполнены в течение  трех месяцев с наступления даты их исполнения. Что касается должника-гражданина, то для признания его банкротом  необходимо также, чтобы сумма задолженности  по его обязательствам превысила  стоимость принадлежащего ему имущества.

     Размер  денежных требований кредиторов, а  также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если они подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании  должником. Что касается иных требований, то должнику дается шанс их оспорить. В  этом случае их обоснованность будет  проверена арбитражным судом. Для  определения объема каждого из требований берется их размер на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд.

     Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются должник, его кредиторы, прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы.

     При отсутствии признаков банкротства  арбитражный суд откажет в  удовлетворении соответствующего заявления  о банкротстве должника. Однако наличие  таких признаков, т.е. неспособность  должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды, вовсе не означает, что должник  как банкрот будет подлежать  обязательной ликвидации. Помимо процедуры  конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к такому должнику могут быть применены и иные процедуры: наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение. В отношении должника-гражданина могут применяться либо конкурсное производство, либо мировое соглашение.

     Совершенно  новой для российского законодательства является такая процедура как  наблюдение. Главная цель этой процедуры  обеспечить сохранность активов  должника до вынесения арбитражным  судом решения по существу дела. Выполнение этой задачи возлагается  на временного управляющего, назначаемого арбитражным судом.

     Другая  задача временного управляющего в период наблюдения помочь кредиторам и арбитражному суду разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность. Именно временный управляющий должен созвать собрание кредиторов еще до принятия арбитражным судом решения по существу дела о банкротстве, которое на основе информации временного управляющего о результатах анализа финансового состояния должника принимает одно из следующих решений: о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством или об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, при принятии решения по делу о банкротстве должника арбитражный суд может опираться на волю его кредиторов, которая в варианте с введением внешнего управления предопределяет решение арбитражного суда.

Информация о работе Законодательство о банкротстве: Законодательная модель и реальность