Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается, во-первых, в рассмотрении теоретических аспектов политики привлечения заемного капитала на предприятии, а во-вторых, в изучении и анализе влияния такого капитала на деятельность конкретной коммерческой организации.
Достижение поставленной цели происходило путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы и принципы политики привлечения заемного капитала;
- обозначить структуру и динамику заемных средств;
- дать характеристику основным этапам разработки заемной политики предприятия;
- провести анализ эффективности использования заемного капитала на примере предприятия ООО «Идеал».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия
1.1. Сущность и принципы формирования заемного капитала
1.2. Заемная политика и ее этапы
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА отдельных видов заемного капитала
2.1. Основные виды заемного капитала
2.2. Альтернативные формы привлечения капитала
Глава 3. Анализ эффективности использования заемных средств на предприятии
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Анализ эффективности использования заемных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главный бухгалтер ведет документальные отчёты предприятия.
Главный дизайнер осуществляет деятельность участка по выпуску керамической продукции.
Миссией предприятия является удовлетворение потребностей строительных фирм и населения в изразцовых материалах для отделки и облицовки каминов, саун, ванных комнат, бассейнов, фонтанов и т.д.
Наименование продукции — плитка керамическая. Основная область применения — благоустройство жилых и служебных помещений.
Плитка керамическая отличается высоким качеством, долговечностью, надежностью в эксплуатации, она производится из экологически чистого сырья. Дизайнеры предприятия разработали разный дизайн плитки на вкус каждого потребителя.
Имеются патент № 12367 и сертификат качества на плитку керамическую.
Производственный процесс, применяемый на ООО «Идеал», имеет тип единичного производства, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью.
Ручной труд применяется в процессе производства только на стадии нанесения рисунка, т.к наша продукция направлена на индивидуального потребителя и имеет малую повторяемость. Оформление продукции требует ручного творческого труда.
На сегодня предприятие имеет 7 подписанных договоров с разными партнерами.
Запас сырья, материалов планируется в размере 5 дней. Оплата поставщикам согласно заключенным договорам осуществляется по мере поставки сырья и материалов каждые 3 дня (нормальная кредиторская задолженность поставщикам — 3 дня).
Индексы роста цен на поставляемое сырье, материалы, топливо, энергию составляют в 2009 г. — 1,03; в 2010 г. — 1,05, по сравнению с 2008 годом.
В 2010 году объем закупок составляет 80 000 кв м. облицовочной плитки. Рост объема закупок предусматривается увеличить в 2011 г. на 5%, в 2012 г. — на 10% по сравнению с 2010 г.
Финансово-экономическая целесообразность проекта характеризуется следующими показателями: рентабельность продаж — 17,85%, рентабельность продукции—19,36%; предприятие с 2010 г. становится ликвидным и к 2011 г. — финансово устойчивым.
Срок окупаемости проекта — 3,5 года.
Для осуществления процесса производства планируется получение долгосрочного кредита в размере 1900000 руб. под 20% годовых на 3 года с погашением в конце 2010 г. 500000 руб., в конце 2011 г. — 760000 руб, в конце 2012 г. — 960000 руб.
Срок окупаемости кредита — 3 года.
3.2. Анализ эффективности использования заемных средств
Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала организаций представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности, который имеет за собой цель:
оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации;
аргументировать возможные и приемлемые темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования;
найти доступные источники средств, оценить рациональные способы их использования;
спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Для анализа будем использовать коэффициентный метод анализа.
Коэффициент выбытия заемного капитала показывает, какая его часть выбыла в течение отчетного периода посредством возвращения кредитов и займов и погашения кредиторской задолженности:
KвыбытияЗК = Выбывшие заемные средства / ЗК на начало периода
KвыбытияЗК 2011= 500000/1900000 = 0,26
KвыбытияЗК 2012= 760000/1400000 = 0,54
Видим, что за 2011 год предприятие планирует вернуть 26% заемных средств, т.е. 26% кредита планируется погасить. За 2012 планируется погасить 54%.
Коэффициенты структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, то есть отображают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
Коэффициент собственного капитала характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании (А), а следовательно, показывает соотношение интересов руководства предприятия и кредиторов.
Так как данных по предприятию у нас не так много, как хотелось бы, то для того, чтоб вычислить коэффициент собственного капитала, сначала посчитаем коэффициент заемного капитала:
КЗК = ЗК/А= 1900000/300000/100=0,063
КСК = 1- КЗК= 0,937
Как показывает практика данный коэффициент лучше поддерживать на достаточно высоком уровне, так как он показывает о стабильной структуре собственных средств. На этот коэффициент обращают внимания кредиторы и инвесторы, что является немаловажным в работе предприятия.
Оптимальное значение этого коэффициента для предприятия является больше 0,5, что в нашем случае мы и наблюдаем.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала показывает степень зависимости организации от внешних займов (кредитов):
Ксоотн = ЗК / СК/100
1900000/300000/100=0,063
Он показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Соответственно чем выше этот коэффициент, тем больше кредитов имеет предприятие и тем рискованнее ситуация, которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий коэффициент показывает реальную ситуацию предприятия по поводу наличия или отсутствия денежных средств.
Также высокий коэффициент соотношения заемного и собственного капитала может привести к трудностям при попытки получения нового кредита.
В нашей ситуации этот коэффициент не высокий, следовательно, можем говорить о том, что финансовая структура предприятия не критична. То есть при желании предприятие сможет беспрепятственно получить кредит.
Несмотря на то, что основу любого бизнеса составляют собственные активы, статистика свидетельствует, что объем привлеченных извне ресурсов на предприятиях ряда отраслей экономики значительно превышает объем собственных средств. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из ключевых функций финансового менеджмента, которая направлена на достижения высоких результатов хозяйственной деятельности фирмы или организации.
Заемный капитал - это часть капитала предприятия, являющаяся одним из источников финансирования ее деятельности и образуемая на условиях возвратности, срочности и платности. Сущность заемного капитала проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования.
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Цель данной курсовой работы состояла в изучении и всестороннем анализе методов и эффективности использования заемных ресурсов компании, оказывающих непосредственное влияние на ее финансовый результат. В экономической литературе наличие множества подходов к изучению заемного капитала подчеркивает сложность и многогранность его сущности как проявления общественно-экономических отношений, что позволяет постоянно привносить в нее дополнительные элементы научной новизны. Ресурсное обеспечение предприятия является необходимым условием его развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяет возможности формирования заемного капитала на предприятиях.
Проведенный анализ засвидетельствовал, что обоснованный выбор методов привлечения и использования капитала позволяет сформировать грамотную стратегию всей хозяйственной деятельности любой фирмы. Заемный капитал является катализатором бизнес-процессов, дающим возможность предприятиям увеличивать прибыль и стоимость компании.
Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия.
Результатом грамотно сформулированной и осуществленной политики привлечения капитала, учитывая научные труды и практический опыт в этой области, будет повышение благосостояния компании.
В современных условиях российской экономики предприятия действительно имеют большой выбор источников заемного финансирования, и связано это в первую очередь с тем, что сегодня рынок капитала предлагает огромный выбор инструментов как заемщикам, так и заимодавцам.
1. Адамов, Н.Н. Принципы и методы финансового планирования / Н. Адамов // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. – №9.-С.9-14.
2. Акимова, Т.А. Теория организация: учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 367 с.
3. Анализ финансовой отчетности: Учебник / М.А. Вахрушина и др. / под ред. Вахрушиной М.А. –М.: Вузовский учебник, 2007. - 367 с.
4. Финансовый анализ: Учеб. пособие / В.Р. Банк и др.// под ред. В.Р. Банка. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 344 с.
5. Бурцев, В.В. Методологические аспекты внутреннего контроля предприятия / В.В. Бурцев // Современный бухучет. - 2005.- № 2.
6. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. Шохина Е. И. - М.: ИД ФКБ - ПРЕСС, 2005. - 408с.
7. Киперман, Г. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации / Г. Киперман // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2005. - № 7.
8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: "Ника - Центр", 2004 - 528с.
9. Мильнер, Б.З. Теория организации: – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 558с.
10. Левчаев, П.А. Становление, эволюция и перспективы финансово-стоимостных отношений хозяйствующих субъектов России / П.А. Левчаев. - М.: Академический проект, 2006. - 608 с.
11. Левшин, Г.В. Анализ финансовой устойчивости организации с использованием различных критериев оценки / Г.В. Левшин // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 4.-С.10-14.
12. Подлесных, В. И. Теория организации / В.И. Подлесных. — СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2008. — 336 с.
13. Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. - 12-е изд. - М.: Новое знание, 2006. - 679 с.
14. Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк. − Киев : Центр, Эльга, 2005. − 448 с.
15. Тилов, А.А. Основы финансового управления предприятием / А.А. Тилов // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. - №7.
16. Финансы : Учеб. / В.В. Ковалева и др.; под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд. - М.: ТК Велби, 2008. - 512 с.
17. Экономический анализ: Учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская и др.; под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.–615 с.
18. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. − М. : Финансы и статистика, 2006. − 384 с.
23