Заемная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается, во-первых, в рассмотрении теоретических аспектов политики привлечения заемного капитала на предприятии, а во-вторых, в изучении и анализе влияния такого капитала на деятельность конкретной коммерческой организации.
Достижение поставленной цели происходило путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы и принципы политики привлечения заемного капитала;
- обозначить структуру и динамику заемных средств;
- дать характеристику основным этапам разработки заемной политики предприятия;
- провести анализ эффективности использования заемного капитала на примере предприятия ООО «Идеал».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия
1.1. Сущность и принципы формирования заемного капитала
1.2. Заемная политика и ее этапы
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА отдельных видов заемного капитала
2.1. Основные виды заемного капитала
2.2. Альтернативные формы привлечения капитала
Глава 3. Анализ эффективности использования заемных средств на предприятии
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Анализ эффективности использования заемных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЗАЕМНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

д) для решения других временных задач. Целевой принцип привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их применение осуществляется обычно в небольших объемах и на короткие сроки.

3. Определение предельного (граничного) объема привлечения внешних ресурсов.

Максимальный объем привлечения обуславливается двумя основными факторами:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Поскольку объем собственных финансовых ресурсов формируется на предыдущем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена

заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется граничный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой целостности и стабильности предприятия. Она оценивается не только с позиций самого предприятия, но и с позиций его возможных кредиторов, что обеспечивает снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом указанных требований предприятие устанавливает лимит на использование заемных средств в собственной деятельности.

4) Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Проводится в контексте различных форм заемного капитала, который привлекается предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки ложатся в основу разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, которые обеспечат максимальное удовлетворение потребностей компании в привлеченных ресурсах.

5) Определение соотношения объема внешних средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. Как правило, на долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются с целью расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных активов. В краткосрочном периоде заем используется для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера средств в рамках каждого периода осуществляется исходя из отдельных целевых направлений и их предстоящего использования. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств Целью подобных вычислений является установление сроков использования привлекаемых активов для оптимизации соотношения кратко- и долгосрочных их видов.

6) Определение форм привлечения заемных средств, выбор которых предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7) Определение состава основных кредиторов, который напрямую зависит от форм привлечения заемных ресурсов. Как правило, основными кредиторами предприятия являются его постоянные поставщики, с которыми уже в течение длительного времени установлены коммерческие связи, а также коммерческий банк, ответственный за расчетно-кассовое обслуживание фирмы.

8) Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

              а) срок, на который предоставляется кредит;

б) процентная ставка (цена кредита);

в) условия выплаты тела кредита;

              г) условия выплаты процентной ставки;

              д) прочие условия, связанные с получением и погашением кредита.

На предприятиях, привлекающих значительный объем внешних средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения может быть детализирована в разрезе указанных форм кредита.


Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА отдельных видов заемного капитала

2.1. Основные виды заемного капитала

К основным видам заемного капитала относят, как правило, банковский кредит, вексели и лизинг.

Банковский кредит.

Банковский кредит выступает одним из основных источников привлечения заёмных средств предприятием.

Многообразие возможных условий привлечения банковского кредита определяет необходимость эффективного управления этим процессом, выработки соответствующих подходов заимствования денежных средств с учётом особенностей банковского кредитования.

Особенности банковского кредита включают в себя:

1. Определение цели, для которой привлекается кредит. В зависимости от этого устанавливается срок возврата и ставка по процентам;

2. Распределение банковских кредитов по их срочности;

3. Анализ работы коммерческих банков с точки зрения привлекательности их кредитной политики;

4. Сравнение условий возможного привлечения кредита. Сюда относят:

- цену кредита - ставку процентов, начисляемых за его использование. В зависимости от изменения учётной ставки Центрального Банка может быть фиксированной и плавающей;

              - условия выплаты процентов и основного долга.

В процессе изучения и сравнения условий привлечения банковского кредита, используют так называемый   "грант-элемент", который позволяет сопоставлять стоимость кредита со среднерыночными условиями. "Грант-элемент" показывает процент отклонения стоимости кредита, предоставляемого конкретным банковским учреждением от среднерыночной стоимости заёмных средств.  

 

Вексели.

Относительная простота  и  доступность  привлечения  средств  при  помощи  векселей сделали такой вид достаточно  распространенной  практикой  наряду  с  кредитованием.  Как  и  обычный  кредит,  вексель чаще  всего  используется  для  краткосрочного  финансирования  −  до одного года.  Основные  цели  привлечения − увеличение оборотного капитала с целью обеспечить производство бесперебойными поставками или покрытие  временных  кассовых  разрывов.  Деньги,  привлеченные  с  помощью  векселей, обычно не используются в капитальных вложениях. 

Предприятие может выпустить вексель самостоятельно или использовать для финансирования банковский аналог.

Этой ценной бумагой можно расплатиться с поставщиком товаров и услуг, который, в свою очередь, может либо дождаться ее погашения, либо расплатиться им со своими контрагентами. Вексель, выпущенный для обеспечения работоспособности этой схемы, называется товарным. Естественно, что за отсрочку платежа поставщик  потребует  вознаграждение.  Им,  как  правило,  является  дисконт  по  векселю  −  разница  между полученной  суммой  и  суммой,  зафиксированной  в  векселе  в  виде  долга.  Проценты,  уплачиваемые  за пользование средствами, близки по размеру к стоимости банковских кредитов.

Еще  одним  способом  получения  заемных  средств  является  выпуск  облигационного  займа.

Облигация − это долговая эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента  облигации  в  предусмотренный  ею  срок  ее  номинальной  стоимости  и  зафиксированного  в  ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. 

Основным  преимуществом  облигаций  перед  прочими  вариантами  внешнего финансирования является то, что они дают возможность привлечь гораздо большие средства по ставке процента ниже, чем банковский  кредит  или  выпуск  векселя.  Средства,  привлеченные  с  помощью  облигаций,  как правило, более долгосрочные, а поэтому могут быть направлены уже не только на пополнение оборотных средств, но и на инвестиционные цели.

Лизинг.

Если иные способы заимствования предназначены либо для привлечения денежных средств (банковский кредит), либо  на  оплату  сырья (вексель),  то  лизинг позволяет получить в долг основные средства производства. Смысл лизинга заключается в том, что дорогостоящие средства  производства,  приносящие  высокую  добавленную  стоимость,  становятся  более  доступными  и начинают  работать  на лизингополучателя еще до  того,  как  будет  произведена  полная  их  оплата.  Суть  лизинговой  сделки заключается в следующем: арендодатель на основании договора предоставляет в долгосрочную аренду оборудование.  Средства  на  его  приобретение,  за  исключением первоначального  взноса (обычно  около 30 % от стоимости),  лизинговая  компания  находит  сама.  В  дальнейшем происходят  поставка  и  монтаж  выбранного  оборудования,  но  до  окончания  выплат,  предусмотренных договором, оно будет числиться на балансе у лизингодателя. С этого момента фирма получает прибыль от  его  использования,  уплачивая  платежи за  аренду. По  истечении  срока действия  договора и  погашения всех предусмотренных выплат оборудование переходит на баланс лизингополучателя.

2.2. Альтернативные формы привлечения капитала

К альтернативным формам привлечения заемных средств относят, прежде всего, факторинг и франчайзинг.

Факторинг является специфической формой привлечения внешних средств на короткий период времени и во многих случаях рассматривается лишь как форма посредничества в осуществлении расчетов. По сути, главной целью использования факторинга является обеспечение непрерывных денежных потоков предприятия. Это достигается посредством перенесения задолженности покупателей на фактор, который перечисляет производителю (продавцу) сумму денежных ресурсов, отвечающую размерам принятых к оплате счетов. В процессе факторинга принимают участие три субъекта: факторант — производитель, продавец; фактор — банк, факторинговые фирмы, осуществляющие факторинговые услуги; должник — покупатель товаров или услуг. На основе договора, заключенного между факторантом и фактором (должники получают только письменное извещение), происходит передача значительной части расчетов по оплате за отгруженные производителем товары или оказанные услуги. Фактор принимает на себя ответственность за регулирование этих финансовых обязательств, но, не дожидаясь их погашения, перечисляет факторанту сумму, соответствующую размеру задолженности покупателей, уменьшенной на установленную плату (комиссионные). Такой способ позволяет банку (факторинговой фирме) освободить предприятие от бремени взыскания задолженности (прошлой, текущей и будущей), предоставить гарантии быстрого поступления денежных ресурсов, а также нормальную финансовую ликвидность. Это характеризует факторинг как альтернативную форму краткосрочного кредита, обеспечивающую непрерывное функционирование предприятия и ускоряющую его хозяйственный оборот.

Различают полный и неполный факторинг. При полном факторинге риск непогашения задолженности покупателя принимает на себя фактор, а при неполном задолженность, переданная фактору, возвращается к производителю (продавцу) в случае неплатежеспособности плательщика. Практика ускорения расчетов и оборота денежных ресурсов при использовании факторинга положительно оценивает данный метод привлечения заемных средств на короткий промежуток времени.

Также в последние десятилетия в мировой экономической практике успешно применяется еще одна специфическая форма расширения финансовых и хозяйственных возможностей отдельных предпринимателей - франчайзинг. Он выступает в форме франчайзинговых услуг, которые солидные, известные фирмы («бренды») предоставляют другим хозяйствующим субъектам. Суть услуг заключается в продаже (передаче) фирменного знака, разработок, технологий, методов управления, организации маркетинга, производства, услуг ноу-хау и др. Такая форма привлечения внешних средств обеспечивает успех многим новым и уже действующим фирмам. Как и прочие категории заемного капитала, эти услуги предоставляются в пользование покупателю только на прописанное в договоре время.


Глава 3. Анализ эффективности использования заемных средств на предприятии

3.1. Общая характеристика предприятия   

Процесс управления невозможен без знания экономических основ фирмы. Форма собственности, масштабы деятельности, характер использования трудовых ресурсов прямо влияют на управляемость организации и во многом предопределяют ее результативность.

Плюсы частной собственности в том, что coбственник может поступать так как ему выгодно целесообразно в рамках закона. Он быстро приспосабливает свою собственность к изменению настоящих и будущих потребностей рынка, вплоть до ликвидации предприятия и открытия нового, что позволяет постоянно поддерживать высокую эффективность деятельности.

Для руководителя частного предприятия, возможность быстрого такие существуют лишь в теории,  так как он должен согласовывать все свои действия с чиновниками, что в самом лучшем случае приводит к потере времени и значительно снижает эффективность таких предприятий.

Наиболее простым и распространенным  формой собственности является общество с ограниченной ответственностью. Его уставный капитал делится на доли, которые  определяются в учредительном договоре, и участники несут ответственность за результаты деятельности общества в пределах своих долей, что, очень удобно, так как позволяет более свободно, осуществлять хозяйственную деятельность и не рисковать.

Высшая власть в такой организации принадлежит общему собранию участников, к компетенции которого относится решение вопросов об изменении устава, величины капитала, реорганизации или ликвидации общества, утверждении годовых отчетов или бухгалтерских балансов, распределении прибылей и убытков. Текущее управление осуществляется избираемым общим собранием, исполнительным органом или единоличным руководителем. Контроль за деятельностью общества и его руководства возлагается на ревизионную комиссию, которая также избирается общим собранием.

Предприятие ООО «Идеал» – общество с ограниченной ответственностью.

Вид деятельности: производство.

Форма собственности – частная.

Размер уставного капитала – 300 000 руб. 

Предприятие планирует изготовлять керамическую плитку, для этого планируется взять долгосрочный кредит на приобретение основных фондов сроком на 3 года. Ставка кредита на момент планирования 20% годовых.

Предприятие «Идеал» арендует цеха площадью 600 м2 и помещение под офис 20 м2.

Руководит деятельностью предприятия Генеральный директор. Он решает все вопросы деятельности предприятия, имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия, решает вопросы приёма и увольнения работников.

Информация о работе Заемная политика предприятия