Заемная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается, во-первых, в рассмотрении теоретических аспектов политики привлечения заемного капитала на предприятии, а во-вторых, в изучении и анализе влияния такого капитала на деятельность конкретной коммерческой организации.
Достижение поставленной цели происходило путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы и принципы политики привлечения заемного капитала;
- обозначить структуру и динамику заемных средств;
- дать характеристику основным этапам разработки заемной политики предприятия;
- провести анализ эффективности использования заемного капитала на примере предприятия ООО «Идеал».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия
1.1. Сущность и принципы формирования заемного капитала
1.2. Заемная политика и ее этапы
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА отдельных видов заемного капитала
2.1. Основные виды заемного капитала
2.2. Альтернативные формы привлечения капитала
Глава 3. Анализ эффективности использования заемных средств на предприятии
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Анализ эффективности использования заемных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЗАЕМНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия

1.1.              Сущность и принципы формирования заемного капитала

1.2.     Заемная политика и ее этапы

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА отдельных видов заемного капитала

2.1. Основные виды заемного капитала

2.2. Альтернативные формы привлечения капитала

Глава 3. Анализ эффективности использования заемных средств на предприятии

3.1. Общая характеристика предприятия

3.2. Анализ эффективности использования  заемных средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях существования на территории Российской Федерации различных форм собственности, вопросы формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала стоят особенно остро и актуально. Предпосылки для грамотной предпринимательской деятельности, также как ее становление и дальнейшее развитие реализуются лишь только в том случае, когда собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.

На практике капитал предприятия чаще всего играет второстепенные роли и рассматривается как некий производный элемент, на первое же место  обычно выносится непосредственно сам процесс организации предпринимательской деятельности. Такое положение вещей значительно преуменьшает значение и роль капитала, хотя именно он и является объективной основой возникновения и дальнейшего развития любой фирмы или организации. Ведь главная цель – получение прибыли – достигается именно с помощью использования капитала, а не деятельностью как таковой. Все это обуславливает особую важность процессов эффективного управления капиталом предприятия на всех этапах его существования.

              Стоит отметить, что рациональное повышение эффективности деятельности предприятия нельзя осуществить за счет лишь собственных ресурсов. Получение большего дохода, к которому стремятся все предприниматели, требует постоянного наращивания финансовых возможностей, для чего крайне необходимо привлечение дополнительных внешних заемных средств. Из этого следует, что политика привлечения заемного капитала является одним из важнейших направлений регулирования финансов фирмы. Источниками заемного капитала могут быть как средства, привлекаемые с помощью рынка ценных бумаг, так и кредитные ресурсы, основным из которых является банковский. Базовые принципы и эффективные механизмы организации финансовых потоков предприятия, а, в конечном счете, и его рентабельность, напрямую зависят от правильного выбора источников долгового финансирования и стратегий его привлечения. Эффективное и гибкое управление структуризацией заемного капитала способствует оптимальной общей финансовой системе ресурсов фирмы. Проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами кратко- и долгосрочного характера является актуальной для осуществления процесса расширенного воспроизводства.

Все вышесказанное и обусловливает актуальность данной курсовой работы и важность исследования вопроса о заемных средствах предприятий.

Цель курсовой работы заключается, во-первых, в рассмотрении теоретических аспектов политики привлечения заемного капитала на предприятии, а во-вторых, в изучении и анализе влияния такого капитала на деятельность конкретной коммерческой организации.

Достижение поставленной цели происходило путем решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы и принципы политики привлечения заемного капитала;

- обозначить структуру и динамику заемных средств;

- дать характеристику основным этапам разработки заемной политики предприятия;

- провести анализ эффективности использования заемного капитала на примере предприятия ООО «Идеал».

Объектом исследования в данной работе выступает капитал как основной ресурс предприятия.

Предметом исследования является анализ эффективности использования заемных средств на примере  предприятия ООО «Идеал».

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия

1.1.           Сущность и принципы формирования заемного капитала

Эффективная финансовая деятельность любого предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование преимуществ, которые предоставляет заемный капитал, позволяет значительно расширить объем его экономического потенциала и хозяйственной деятельности, обеспечить более качественное использование собственного капитала, ускорить формирование целевых фондов различного предназначения, а в конечном итоге — увеличить капитализацию и рыночную стоимость компании.

В наиболее общем виде под заемным капиталом понимают привлекаемые на возвратной основе денежные средства и другое имущество с целью дальнейшего развития предприятия.

Классифицируется заемный капитал по формам, видам, срокам использования и другим характеристикам. Весь фонд заемного капитала на предприятии представляет собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в установленные сроки.

Заимствованными ресурсами в равной степени могут выступать ссуды, займы физических и юридических лиц, кредиты банковских учреждений и других финансовых институтов, средства от продажи ценных бумаг (облигаций, акций и пр.), бюджетный и налоговый кредит, кредиторская задолженность, платежи по лизингу, факторингу, франчайзингу, средства долевого участия в текущей инвестиционной деятельности и прочее.

Все используемые фирмой займы в совокупности характеризуют объем его финансовых обязательств. Иными словами, заемный капитал – это общая сумма долга предприятия.

В современной хозяйственной практике финансовые обязательства разделяются следующим образом:

1. Краткосрочные финансовые обязательства.

Сюда относятся все формы привлеченного извне капитала со сроком использования не превышающим одного года. Главными формами данных обязательств выступают краткосрочные кредиты финансовых учреждений и краткосрочные заемные средства (включая не погашенные в установленный срок и предусмотренные к погашению в предстоящем периоде); различные виды кредиторской задолженности (перед подрядчиками: по товарам, работам и услугам; по полученным авансам и выданным векселям; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по заработной плате занятого на предприятии персонала; с филиями и дочерними структурами; прочими кредиторами) и иные формы краткосрочных финансовых обязательств.

2. Долгосрочные финансовые обязательства.

К таковым относятся все формы заемного капитала, срок использования которых превышает один год. Основными из этой категории обязательств являются долгосрочные банковские кредиты и заемные средства долгосрочного характера (задолженность по эмитированным облигациям; налоговому кредиту; финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок возвращения которых еще не наступил или которые не были погашены в установленный период времени.

По мере расширения деятельности фирмы и погашения предыдущих финансовых обязательств в ходе деятельности предприятия возникает насущная потребность в привлечении новых заемных средств. При этом источники и формы привлечения таких средств весьма многообразны.

Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам выглядит следующим образом.

В зависимости от цели привлечения:

- средства для обеспечения воспроизводства необоротных активов;

- средства для пополнения оборотных активов;

- средства для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.

В зависимости от источников привлечения:

- средства из внешних источников;

-  Средства из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность).

В зависимости от длительности периода привлечения:

- средства на долгосрочный период (> 1 года);

- средства на краткосрочный период (< 1 года).

По форме привлечения заемные средства группируют на:

-  привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);

-  привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);

-  привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит);

-  привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах.

По форме обеспечения выделяют:

-  необеспеченные заемные средства;

-  обеспеченные поручительством или гарантией;

-  обеспеченные залогом или закладом.

С учетом вышеизложенной классификации руководство предприятия организует такое управление формированием заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их привлечения из диверсифицированных источников и в разных формах в соответствии с текущими потребностями предприятия на различных этапах его развития. Диапазон задач, которые решаются в процессе такого управления, определяет необходимость комплексной разработки специальной финансовой политики способствующей значительному увеличению объема заемного капитала предприятия и обоснованного его перераспределения.

1.2. Заемная политика и ее этапы

Политика  управления  заёмным  капиталом предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств. Кроме того, грамотная заемная политика предусматривает определение наиболее рационального источника финансирования и кредитования в  соответствии  с  потребностями  и  возможностями  развития конкретной фирмы.

Процесс формирования заемной политики компании состоит из следующих основных этапов.

1) Осуществляется анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде, а также полученный от такого использования финансовый результат. Целью первичного этапа является выявление объема, форм и механизмов привлечения заемных средств в организацию, а также оценка эффективности их использования и соответствующие выводы.

Этот этап, в свою очередь, подразделяется на ряд промежуточных последовательных действий.

Во-первых, изучается общая динамика объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде. Затем ее темпы сопоставляются с приростом суммы собственных финансовых ресурсов, объемов инвестиционной и операционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

Во-вторых, изучаются основные формы привлечения займов и анализируются удельный вес каждой из них в совокупной динамике финансового, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности.

В-третьих, производится расчет соотношения объемов используемых заемных средств по периоду их привлечения. По этому признаку проводится соответствующая группировка используемого капитала, прослеживается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

На следующей стадии анализируется состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия рассматриваются с позиций их соответствуя текущей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

Завершальным шагом является изучение эффективности использования заемных средств в целом и их отдельных форм в частности. Для этого берутся показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, уже рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Итоги проведенного анализа служат главной оценкой целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2) Определение целей, формы и методов привлечения внешних средств в предстоящем периоде. Такие средства должны привлекаться фирмой на строго целевой основе, что является одной из важных предпосылок последующего эффективного их использования.

Основными целями привлечения предприятием заемных средств являются:

а) восстановление и пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. Большинство современных предприятий производственной сферы не имеют возможности обеспечить полное финансирование этой части оборотных активов за счет собственных активов, в связи с чем значительная часть этого финансирования осуществляется за счет ресурсов извне;

б) формирование переменной части оборотных активов. Вне зависимости от используемой на предприятии модели финансирования его фондов, переменная часть оборотных активов частично или полностью покрывается за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Внешние источники финансирования применяются при необходимости ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (модернизация, реконструкция, новое строительство); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.;

г) обеспечение социально-бытовых потребностей занятого на фирме персонала. Заемные средства используются для выдачи ссуд на индивидуальное жилищное строительство для работников, обустройство загородных участков и на другие подобные цели;

Информация о работе Заемная политика предприятия