Внутренняя и внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

Работа содержит 1 файл

Внутренняя и внешняя среда организации.docx

— 68.70 Кб (Скачать)

     Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/ 

Рубрика:  менеджмент и маркетинг 
Дата добавления:   21.1.2009 
Кол-во скачиваний:   431 
HTML (22K) 
RTF (32K) 
Всю коллекцию рефератов смотрите 
здесь

АНАЛИЗ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ  БИЗНЕСА

Андрей  Михайлович Гершун, 
управляющий партнер компании "
МАГ Консалтинг"

Одним из важнейших  элементов стратегического управления является анализ внешней среды и  мониторинг рынка. И угрозы, которые  подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, —  все это присутствует именно в  деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое  законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают  покупатели, ресурсы, необходимые для  нашего бизнеса.

Анализ внешних  факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы  взаимодействия компании со средой в  краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал  на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и  возможности.

Внешнюю среду можно  условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение нам трудно оказывать  значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.

При анализе внешней  среды, в границах которой функционирует  компания, можно выделить целый ряд  факторов, влияющих на возможности  ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. ( TechnologyEconomicsMarket,PoliticsLawsEcologySociety). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Мы будем рассматривать  следующие факторы

  • технологии;
  • экономика;
  • политика;
  • законодательство;
  • окружающая среда;
  • общество.

Технологии

Попробуем ответить на некоторые вопросы, касающиеся основных факторов, которые влияют на жизнь  и деятельность. Рассмотрим технологические  факторы:

  • новые информационные технологии;
  • новые стандарты оборудования;
  • новые виды изделий.

Научно-технические  достижения серьезно изменяют среду  функционирования фирмы. Появляются новые  технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции  научно-технического прогресса, что  положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию организации.

Рассмотрим примеры  вопросов для анализа технологических  факторов.

  • Как изменились взаимоотношения между вами, вашими сотрудниками и покупателями после внедрения новых способов доставки товаров и в связи с использованием новых методов получения хранения и обработки информации?
  • Повлияло ли на ваш бизнес развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи?
  • Может ли ваша компания внедрять и использовать новые технологии (например дистанционное обучение)?
  • Появились ли на рынке новые технологии, применение которых позволяет вам изготавливать товары более высокого качества или увеличивать производительность труда?
  • Изменился ли срок жизни вашего оборудования после появления новых технологий?
  • Что вам известно о новых разработках в той сфере, в которой функционирует ваша компания?
  • Имеются ли заметные нововведения в том, что связано с доставкой товаров?
  • Изменились ли за последнее время железнодорожные или иные тарифы?
  • Можно ли изменить состав вашей компании и насколько годятся для нее новые подходы к работе (например, когда ваши сотрудники выполняют основную часть работы не в офисе, а у себя дома, либо осуществляют связь с вами с помощью Интернета, находясь в других регионах страны)?
  • Оказывают ли влияние на ваш бизнес изменения в стоимости оборудования?

Экономика

Для того чтобы  выработать правильную стратегию, руководству  фирмы необходимо знать, какие экономические  условия деятельности имеются в  регионе:

  • темпы роста отраслей;
  • динамика развития рынка и его насыщенность;
  • уровень инфляции и безработицы;
  • процентные ставки за кредит;
  • инвестиционная и налоговая политика;
  • политика в области заработной платы и цен;
  • налоговая база;
  • экономическая ситуация в регионе;
  • уровень доходов населения;
  • темпы роста экономики страны и отрасли;
  • внешнеторговые барьеры;
  • таможенная политика.

Поскольку мировая  экономика существенным образом  влияет на жизнь и деятельность компании, следует тщательно анализировать  общеэкономические процессы (например, рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт). В этой связи будет  полезно ответить на некоторые вопросы:

  • Какие наблюдаются колебания валютных курсов и влияют ли они на ваших покупателей?
  • Зависит ли ваша компания от кредитных ставок, которые выдают банки соответственно от учетной ставки?
  • Растет ли занятость в вашей отрасли?
  • Ограниченный или замедленный рост в той или иной отрасли нередко объясняется недостатком профессиональных работников. Справедливо ли это по отношению к вашей компании?
  • Как на вас влияет изменение потребительского спроса?
  • Какие именно группы населения тратят деньги на произведенную вами продукцию?
  • Существует ли внутренняя конкуренция в пределах России с другими регионами, в которых производят аналогичную продукцию, или вы конкурируете со странами СНГ и другими странами?

Политика

Политические  факторы серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это  в такой стране, как Россия, где  политическая система находится  в фазе становления. Обычно к политическим факторам относят:

  • политическую ситуацию в стране;
  • стабильность;
  • лояльность властей;
  • протекционизм в отрасли;
  • наличие административных барьеров;
  • систему охраны собственности.

При этом следует  учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического  строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных  конфликтов, резкое сокращение импорта  или экспорта, введение эмбарго и  различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление.

При анализе  внешней ситуации (с необходимостью учитывающей и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд  вопросов. Укажем основные:

  • Каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или нового) правительства?
  • Какое влияние на ваш бизнес оказывают новые программы, которые исходят от правительства?
  • Считаете ли вы, что законодательные органы оказывают позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес вообще и на ваш бизнес в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений?
  • Насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны?
  • Можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как государственная политика воздействует на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или разрыв отношений с определенными странами сильно повлияют на вашу компанию.)
  • Могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)?
  • Сможет ли ваша компания адекватно функционировать, если работа производится на условиях аутсорсинга или в тех государствах, которые являются рынками для вашей страны?

Законодательство

Изменения в  законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало  сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и  в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех  или иных санкций и правил, изменениями  в законодательстве о труде и  в работе).

При анализе  изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на вашу компанию? (Например, изменения в законе о трудоустройстве, в законах, регулирующих безопасность окружающей среды и т.п.)
  • Какие законодательные изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление грантов)?
  • Помогает ли вам действующее в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов?
  • Понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы и позиция, и положение на рынке вашей компании было максимально неуязвимым или, но крайней мере, не было связано с риском?

Окружающая  среда

В настоящее  время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных  с ее защитой, играет важную роль при  стратегическом планировании многих развивающихся  производств и компаний. При анализе  окружающей среды возникают следующие  вопросы:

  • С какими проблемами экологического характера приходится сталкиваться вашему предприятию?
  • Есть ли у вас конкуренты, которые в своей маркетинговой политике используют вопросы экологии и защиты окружающей среды? Добиваются ли они в этом успеха?
  • Использует ли ваша компания вторичное сырье?
  • Установлено ли на вашем предприятии оборудование, которое защищает окружающую среду от вредных выбросов?
  • Внедряете ли вы новые способы использования вторичного и переработанного сырья при организации производства на своем предприятии?
  • Есть ли какие-то группы влияния, которые связаны с тем, чтобы воздействовать на вашу компанию через факторы, связанные с угрозой окружающей среде?

Демографические факторы

При разработке стратегии развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании нередко учитывают также демографические  факторы. Если компания обеспечивает население  такими услугами и товарами, которые  дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в  различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа  может оказаться чрезвычайно  ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в  результате чего увеличивается спрос  на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны  с производством товаров и  услуг для удовлетворения многообразных  запросов и потребностей молодых  семей.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда организации