Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия – восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………………………….8
§ 1 Сервис, как деятельность и услуга…………………………………...….8
§ 2 Понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма………………………………………………………………..8
Глава II. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА……………………………………14
§ 1 Виды факторов…………………………………………………………..14
§ 2 Географические факторы……………………………………………...18
§ 3 Экономические и финансовые, политические факторы………..……22
Глава III. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА……….27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………….......34

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 76.73 Кб (Скачать)

§ 2 Географические факторы.  

 Характер  природных условий оказывает  огромное влияние на выбор  потенциальными туристами маршрута  или района путешествия. Туристы  принимают во внимание климатические  и ландшафтные особенности, богатство  и уникальности растительного  и животного мира, естественные  возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристскихресурсов.  
         Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего здесь требует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т.д. Большое значение для туристов имеет рельеф района. Популярностью пользуются районы со сложным и, как правило, живописным рельефом. Горный рельеф выигрывает перед равниной не только в эстетическом плане. Он располагает и большим запасом рекреационных ресурсов благодаря чистоте горного воздуха, повышенному уровню ультрафиолетового излучения, возможности организации горнолыжных и альпинистских центров и т.д. Поэтому не случайно многие горные системы мира стали процветающими туристскими районами. 
         Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места. 
         Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура компенсируется морскими ветрами. Однако в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма. Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей они могут стать подходящим местом для создания морских курортов, также морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий. 
         Реки и озера также являются важными туристскими ресурсами. 
 Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Международные курорты на минеральных водах привлекают достаточно туристов. 
         В целом о влиянии физико-географических факторов на развитие международного туризма можно сказать, что, чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. 
           Влияние экономико-географических факторов на международный туризм осуществляется по двум направлениям: в первом - данные факторы выступают как объект, привлекающий туристов в определенный район, а во втором - как важное средство, с помощью которого развивается туризм. 
        Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов довольно различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т.д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данной страны в научно-технической сфере, изучение опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации. 
         Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию международного туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникация, совершенствованием транспортных средств. 
         Развитие материальной базы международного туризма осуществляется двумя методами: интенсивным и экстенсивным. Гостиницы, мотели, пансионаты и другие средства размещения появляются на все большей территории Земли, охватываю самые отдаленные и экзотические уголки, развиваясь и увеличиваясь на освоенных уже ранее территориях. По такому же принципы происходит развитие предприятий общественного питания, розничной торговли, спортивных объектов, индустрии развлечений. 
Параллельно с увеличением числа объектов туристской индустрии происходят и серьезные качественные изменения, это, прежде всего, модернизация и реконструкция объектов, внедрение новейших технических средств и информационных технологий, изменение в структуре туристских комплексов и т.д., что способствует как улучшению сервиса, так и повышению экономической эффективности в сфере международного туризма. 
         Важнейшая роль в развитии туризма принадлежат транспорту. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более скоростным, безопасным, емким и комфортабельным. 
К экономико-географическим факторам, влияющим на развитие международного туризма можно отнести следующие: 
1.Экономико-географическое положение принимающей страны (положение по отношению к туристским рынкам, транзитные возможности);

2. Экономический уровень принимающей страны и стран;

3.Наличие достаточного числа квалифицированных кадров; 
4. Конкретный для данной территории уровень цен на рекреационные ресурсы, услуги средств размещения, транспорта, общественного питания и т.д. 
         5. Уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района. 

      Основную  тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация  общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».

       В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров. С началом года 2000 это число составило 2000 млрд. пассажиров, то есть увеличилось ровно в два раза.[11]         

 Таким  образом, каждый день из одного  места нашей планеты в другое  летают свыше 3 млн. человек.  И, как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих  на развитие международного туризма  и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.        

 Поэтому  сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества  поездок и путешествующих, глобальным  телекоммуникациям и так далее,  беспрецедентным стал темп обмена  между Россией и Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры.         

 Таким  образом, чем больше наши образы  жизни становятся схожими, тем  более прочно, как утверждают  футурологи, будем держаться за  такие ценности, как религия, язык, искусство, литература и национальная  культура в целом. По мере  того как внешние стороны нашей  жизни сближаются, мы будем все  больше дорожить традициями, порождаемыми  внутри нашего собственного общества.

§ 3 Экономические и финансовые, политические факторы.

     Существует  четкая связь между тенденциями  развития туризма  и общего экономического развития. Туристский рост очень чувствителен к какому-либо экономическому изменению.  

        Личный дискреционный доход, похоже, будет увеличиваться. Это примет форму широкого поступления доходов, как в странах с устоявшейся индустриализацией, так и в странах с экономикой промышленного развития, что приведет:

  1. К большей туристской деятельности, в частности, касающейся увеличения числа покупателей туристского продукта с более высокими доходами;
  2. К большей пропорции средств, общественно выделяемых на поездки и туризм.

   Изменение цен на туризм и туристский продукт  определяются не только уровнем, ростом и доходом, направляемым на цели туризма  и поездок, но и  факторами ценообразования на эту продукцию и услуги. Вторая половина 20-го века  была периодом, когда цены на туризм поднимались  медленнее, чем вырастала инфляция в результате увеличения масштаба экономики и конкурентного давления. Законодательные ограничения на операции на авиалиниях и продолжающееся производство более вместительных и комфортабельных сохраняют свое влияние на тенденции в туристском ценообразовании.   

     Изменения в валютных курсах   тоже влияют на цены  поездок за рубеж, что отражается на росте туризма.  

     Новые политические структуры в Восточной Европе пока еще экономически слабы,  что является реальным препятствием  для вовлечения населения в зарубежный туризм. Объем туризма между странами  Западной и Восточной Европы будет расти,  но в значительной мере  в направлении  с Востока на Запад. Меры Европейского сообщества  по становлению единого рынка  будут направлены на слабо осваиваемый сектор авиации в связи с наличием определенной сопротивляемости со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕЭС и продолжающийся перенасыщенностью аэропортов и авиационных коридоров. Политика ЕЭС “открытое небо” направлено на незначительную  корректировку возможностей  с целью предоставления европейским пассажирам  существенно сниженных цен   и большего выбора надежных авиакомпаний.

      Международный туризм для развивающихся стран  является источником поступления  иностранной валюты  и создания рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и  природную среду,  создавая  дополнительную зависимость.  

        Туризму свойственны подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. За последние пятьдесят лет на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы достаточно широкого диапазона: природные бедствия, серьезные социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия туризма смогла приспособиться и пережить сложности, не останавливаясь в поступательном развитии. Туризм имеет экстраординарные способности и возможности чтобы преодолевать кризисы.  
         По мере расширения сферы туризма, его показатели подвергались колебаниям.  
         Обеспокоенная проблемой безопасности путешествий, ВТО разработала классификацию направлений выезда в зависимости от потенциальной угрозы жизни туристов. К первой, наиболее опасной группе относятся страны (территории), в которых затянулись военные конфликты, серии террористических актов и экономическая нестабильность не только оказывают постоянное негативное влияние на развитие туризма, но, по существу, стали отличительной чертой их туристского имиджа. Страны "второй категории опасности" характеризуются продолжительными вспышками насилия. 
         Подобные цифры можно привести по многим странам мира. Гораздо сильнее был психологический эффект. Поэтому первоочередной задачей правительств и основных участников рынка стало восстановление доверия потребителя, принятие необходимых мер по улучшению безопасности, и что было сделано, но порой, слишком публично. В ситуациях неуверенности туристы часто реагируют абсурдно. Появилась определенная тенденция, связавшая нападения 11 сентября с целой культурой или религией (исламом) и оказавшая крайне неблагоприятное влияние на развитие туризма в странах, никак не причастных к терактам. Такие отношения ухудшают последствия террористических актов. Это неблагоразумное, но очень реальное поведение потребителей туристского продукта, вынудило к немедленному ответу.  
         С другой стороны, правительства имеют право и обязанности сообщить своим подданным о рисках и возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться при путешествии за границу. Однако, как предусмотрено в глобальном этическом кодексе туризма (документ, который может рассматриваться как один из вариантов концепции устойчивого развития в туризме), их обязанность предоставить такую информацию без нанесения ущерба (который состоит в необоснованности или преувеличении угроз) индустрии туризма принимающей стороны или интересов их собственных операторов за границей. Соответствующая информация должна быть заранее согласована с властями и заинтересованными сторонами.  
         Как и предыдущие кризисы, этот является катализатором для туризма, предлагая возможность устранить неэффективные структуры. Кризис также может, ускорит процессы (модернизации и прочие), находящиеся уже в стадии реализации. Сейчас важно понять, что сокращение рабочих мест, уменьшение неприбыльных составляющих залог будущего успеха и дальнейшего роста. Особенность туристской отрасли в том, что со стратегической точки зрения туризм имеет возможности для очень быстрого роста вакансий и расширения секторов влияния, что необходимо учитывать в тех регионах, где сфера туризма является практически единственным работодателем, но, тем не менее, сейчас приходится идти на сокращение штата. Но в целом сейчас ситуация пока остается сложной, хотя главная причина этого уже не сентябрьские события, а рецессия в мировой экономике. Макроэкономические прогнозы на 2002г. весьма сдержанные, но как полагают, эксперты ВТО туристская отрасль может довольно быстро оправиться от последствий тяжелого удара и снижения оборотов.  
         Сокращение издержек и лишних расходов, укрупнения и избавление от неприбыльных структур - такова реальность мировой экономики. Поэтому видимо и сферу туризма не обойдут сокращения персонала и других непопулярных мер. В связи с этим актуальность идей устойчивого развития и устойчивого туризма может возрасти (экономические аспекты уменьшения издержек, повторного использования ресурсов, уменьшение используемых материалов могут лечь схемы планирования).

     В этой главе мы поближе познакомились  и разобрались в видах факторов, влияющих на развитие СКС и Туризма.  Рассмотрели, на какие стороны туризма конкретно влияет тот или иной фактор и что в него входит. Итак, рассмотрев основные факторы, нужно перейти на социальные и демографические, а также на  их влияние  в сфере СКС и Туризма, что и рассмотрим в следующей главе.   
 
 
 
 
 
 

Глава III. Влияние социально- демографических факторов на развитие СКС и Туризма.  

         Значение социальных факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма.  Во второй половине 20 века изменился сам стереотип жизни человека. На смену тому, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни. Смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой. Чем крупнее город, тем явственнее ощущается эта потребность, поскольку отдых по месту жительства плохо восстанавливает силы. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых быстро переходят в разряд необходимых. 
         Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.  
         В 70-х годах в промышленно развитых странах возникла тенденция к делению отпуска на две части, что дает возможность в течение года совершить два путешествия. Одно зимой и одно летом. А иногда и не два раза в год. 
         Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога для выхода на пенсию, что (с учетом увеличения продолжительности жизни) привело к появлению так называемого туризма "третьего возраста". 
В путешествиях принимает участие и молодежь, что способствует активизации подросткового. 
            К социально - экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов. Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов туристских связей.
Основными составляющими данного фактора являются: удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рывке промышленной продукции фирм страны, тенденции изменения внешнеэкономических связей, дефицит бюджета страны, среднегодовые темпы инфляции, удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны, наличие “стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития”, опубликованной в открытой печати, наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, экономическому обоснованию и другим вопросам), удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны, показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны.

  Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди  работающего населения. Женщины  в наше время выходят замуж  и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия  назад. Такое положение женщин в  современном мире изменило общую  картину туристской индустрии и  превратилось в важный фактор национального  и международного туризма. Появился новый феномен: деловая женщина. Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия более долгий период времени, что помогает развитию туризма. 
         Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристские потенциал, а в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы. Демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции. Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличения числа рабочих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.

     Существует  прямая связь между тенденциями  в развитии индустрии туризма  и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли.

     Таким образом, необходимыми предпосылками  возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких  объемов спроса являются, увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «…потребности человека в туризме – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются, величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон,    открытый немецким статистиком Э. Эйнгелем, согласно которому с ростом  доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на  удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.  Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор.  
         Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма. Рост уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к другой культуре вызовет желание путешествовать и получать новые впечатления. Потребитель ощутит необходимость в новом многовариантном турпродукте. Таким образом, демографические и социальные изменения будут оказывать положительное влияние на развитие мирового рынка туризма. Новые технологии в транспортной инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. Сокращение времени на проезд к месту туристского назначения и снижение цен на поездку позволят чаще путешествовать на дальние расстояния.

Информация о работе Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и туризма