Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия – восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………………………….8
§ 1 Сервис, как деятельность и услуга…………………………………...….8
§ 2 Понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма………………………………………………………………..8
Глава II. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА……………………………………14
§ 1 Виды факторов…………………………………………………………..14
§ 2 Географические факторы……………………………………………...18
§ 3 Экономические и финансовые, политические факторы………..……22
Глава III. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА……….27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………….......34

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 76.73 Кб (Скачать)

            Федеральное агентство по образованию

 Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования РФ

    Саратовский Государственный Технический Университет

    Институт  Развития Бизнеса и Стратегии 
     
     

    Кафедра ППМ 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Экономика и предпринимательство  в СКС и Туризма»

на тему «Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС  и Туризма » 
 

                Выполнила: студентка гр. СКС-31

           Зиновенкова С.С.

             Проверила:  ассистент кафедры ППМ

Кузнецова А.А. 

САРАТОВ - 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………………………….8

     § 1 Сервис, как деятельность и услуга…………………………………...….8

    § 2 Понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма………………………………………………………………..8

Глава II. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА……………………………………14

     § 1 Виды факторов…………………………………………………………..14

     § 2 Географические факторы……………………………………………...18

     § 3 Экономические и финансовые, политические факторы………..……22

Глава III. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА……….27

Заключение………………………………………………………………………….33

Список  используемой литературы…………………………………………….......34 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного  производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия – восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.

    К исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека. В современном мире туризм является одним из эффективных средств удовлетворения  потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Многие факторы влияют на развитие социально-культурного сервиса и туризма, но меня интересует одни из динамических факторов, как социальные и демографические. Поэтому данная курсовая работа посвящена теме, как влияют социально-демографические факторы на развитие СКС и Т. На основании вышеизложенного видится актуальность этой темы, так как одни из многочисленных факторов, а именно социальный и демографический, существенно влияет на развитие СКС и Туризма. При написании курсовой я использовала такие источники, как: Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма»[1] в этой книге автор рассматривает сервис и туризм с экономической точки зрения, а также факторы, влияющие на эту сферу, Сапрунова В. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг»[2] из этого источника я взяла сведения об эволюции туризма и его функциях, Сенин В.С.  «Организация международного туризма»[3] в ней рассматривается организационно-экономические основы туризма, также официальных федеральных сайтов я вписала о показателях туризма, влияния роста и спада населения на его развитие: bril2002.narod.ru.[4], РФ. Федеральный Закон «Об основах деятельности в Российской  Федерации N 132-ФЗ»[5]. Изменения демографической структуры и социальной модели народонаселения в развитых и новых индустриальных странах вызывают у всё большего числа людей потребность использовать свободное время и доход на путешествие.

     Люди  старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более  важную роль в международном туризме. В 1997 г. зарегистрировано более 100 млн. прибытий, совершенных людьми старшего возраста, и эта цифра продолжает увеличиваться. Основными поставщиками этой категории туристов являются США, Канада, Япония и другие страны ЕС, население  которых, несмотря на быстрые темпы  старения, остается физически активным и, что не менее важно, более обеспеченным. Подсчитано, что ежегодно люди старшей  возрастной группы совершают 2,4 поездки  в пределах своей страны и 0,8 поездки  за рубеж. Есть прогноз, что 55-59-летние жители Великобритании, США и Японии до 2005 г. совершат дополнительно 18,8 млн. поездок по территории своих стран  и 6,3 млн. (возможно, больше) путешествий.[6]

     Население в возрасте 15-25 лет как важный элемент туристского бизнеса  составляет 1/5 всего международного и внутреннего рынка туризма. Каждый молодой человек в среднем  имеет в перспективе 50 лет для  занятия туризмом.

     Увеличение  численности работающих женщин, тенденция  к поздним бракам и обеспечение  более высокого дохода на каждого  члена семьи расширяют такие  сегменты туристского рынка, как  «деловые леди», поездки с целью  отдыха и в период каникул. Примером служит Россия, где сегмент «деловые леди» составляет 1/6 рынка выездного туризма. Средний возраст российских женщин, вступающих в брак впервые, вырос до 26 лет. Швеция установила рекорд более позднего среднего возраста вступления в брак. Будущие супруги, вступая в поздний брак, имеют высокий уровень дохода, большая часть которого расходуется на свадьбу и, соответственно, медовый месяц. В Японии зарубежные поездки молодоженов составляют особый сегмент рынка, достигающий 7 % общего показателя выездного туризма.          Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей и соответственно дохода, приходящегося на семью, обеспечит рост таких сегментов рынка, как поездки для «одиночек» и путешествия в каникулярное время.

     Ослабление  миграционных ограничений со стороны  индустриальных стран будет способствовать увеличению числа поездок рабочих-мигрантов  между страной проживания и центрами занятости за рубежом, а также  появлению на туристском рынке турпродукта, рассчитанного на специфические  этнические группы.

     Повышение продолжительности оплачиваемого  отпуска и гибкость рабочего времени  вызовут потребность в новом  туристском продукте, включающем максимум удовольствия за минимальный отрезок  времени. Сокращение пятидневной рабочей  недели с восьмичасовым рабочим  днем до четырехдневной рабочей недели с девятичасовым рабочим днем высвободит три выходных дня для  отдыха, путешествий и культурных мероприятий. Станет популярным посещать тематические парки, совершать круизные путешествия, маршруты выходного дня, каникулярные поездки с краткосрочным  пребыванием, поездки целевого назначения, а также деловые поездки в  «средний» и «низкий» сезоны. Возрастет  популярность курортов, работающих по системе «All inclusive», обеспечивающих отдых людям, которым требуется  полное отключение от каждодневных забот  и тревог.

     Рост  уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к  другой культуре вызовет желание  путешествовать и получать новые  впечатления. Потребитель ощутит необходимость  в новом многовариантном турпродукте. Таким образом, демографические и социальные изменения будут оказывать положительное влияние на развитие мирового рынка туризма. Новые технологии в транспортной инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. Сокращение времени на проезд к месту туристского назначения и снижение цен на поездку позволят чаще путешествовать на дальние расстояния.

     Государственный контроль над транспортом отменит  необходимость оформления визы при  въезде в страну посещения. Ожидаемый  рост иностранного туризма будет  способствовать увеличению доходов  населения принимающих стран. Расширение туристской отрасли повысит спрос  на обслуживающий персонал во всех сферах туристской индустрии, включая  средства транспорта, предприятия размещения и т. д. Получат распространение  новые формы продажи турпродукта, в том числе «киоски путешествия» непосредственно на промышленных и  других предприятиях. Киоски будут  предоставлять информацию о туристских регионах, круизах, ценах. Туристские бюро на промышленных предприятиях станут обычным явлением. Увеличение среднего возраста трудоспособного населения  вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт. Возрастающий интерес школьников к мировой  культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят  желание больше путешествовать как  по Родной стране, так и за рубежом.

     Целью работы является рассмотрение влияния  социально-демографических факторов на развитие социально-культурного  сервиса и туризма. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: предмет  и задачи экономики социально-культурного  сервиса и туризма, сервис, как деятельность и услуга, предмет экономики туризма и история развития туризма, понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические      основы туризма, факторы развития туризма, виды факторов, географические факторы, экономические и финансовые, политические факторы, влияние социально-демографических факторов на развитие социально - культурного сервиса и туризма. Объектом исследования является: влияния социально-демографических факторов на развитие социально-культурного сервиса и туризма. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объем составляет 35 страниц, три главы, пять параграфов, включает 15 источников литературы, 5 интернет-источников.

     Студенты  смогут реализовывать возможности  для путешествия путем использования  льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка. По прогнозу ВТО, демографические изменения отразятся и на выборе места туристского назначения: люди будут больше путешествовать с юга на север, а основными целями поездок чаще станут посещение друзей и родственников. Политическая стабильность в мире создаст условия, при которых развитые индустриальные страны будут помогать развивающимся странам повышать уровень жизни, между ними возникает техническое и технологическое сотрудничество во всех областях деятельности. Включившись в программу развития туризма, любая страна сможет обращаться в ООН за помощью и получать значительные средства на развитие национального хозяйства, включая туризм.

Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

§ 1 Сервис, как деятельность и услуга.

     Оказание  услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически  любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) – не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой  дорогостоящие услуги, требующие  специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.  
Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями.[7]

     Сервис  – это оказание услуг. В современной  экономике услуга обычно противопоставляется товару. Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.

§ 2 Понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма.

         В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка.  
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.  На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов.

     В средние века в связи с развитием христианства и торговли появляются путешествующие служители церкви и купечество. Первые преследуют цель распространения христианства, вторые – цель обогащения. Туристские ресурсы принимают облик монастырей, новое развитие получают и постоялые дворы.  
     В эпоху Великих географических открытий экономические цели путешественников, мореплавателей и первопроходцев – захват и освоение новых территорий. Путешествия и экскурсии принимают экономически новые формы – формы туризма. Так, в 1908 г. в России создается Комиссия образовательных экскурсий при Учебном отделе общества распространения технических знаний с целью ознакомления образованных людей с культурой Запада и Востока.

Информация о работе Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и туризма