Виды безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:01, шпаргалка

Описание работы

1) по причинам
а) добровольное - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы;
-фрикционная (кратковременная незанятость, временное отсутствие работы)

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.docx

— 49.04 Кб (Скачать)

15. Виды безработицы. 

 

1) по причинам 

 

а) добровольное - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы;

 

-фрикционная (кратковременная незанятость, временное отсутствие работы)

-институциональная (возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.)

 

б) вынужденное- безработица, вызванная отсутствием рабочих мест, соответствующих квалификации безработных специалистов;

- технологическая (связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.)

 

- маргинальная (безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.)

 

- структурная (обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.)

 

2) по величине временного интервала

 

а) продолжительная от 4-8 месяцев

б) длительная от 8-18 месяцев

в) застойная более 18 месяцев

 

3)по форме проявления 

 а) скрытая (формально занятые, но фактически безработные лица)

б) окрытая (увеличение количества безработных)

 

16. Последствия безработицы.

 

Социальное последствие безработицы  говорит о том, что в этом случае трудовые ресурсы недоиспользованы. Общество стремиться к тому, чтобы  его ресурсы полностью обеспечивали реализацию производственного потенциала.Т акже, безработица способна нанести психологическую травму людям, которые остались без работы. Эти люди ощущают себя неполноценными и ненужными, лишними в обществе.

С точки зрения экономической стороны, последствия безработицы приводят к серьезным социальным и экономическим  издержкам. Самое главное негативное последствие – это нерабочее состояние граждан, которые трудоспособны, а это, в свою очередь, ведет к сокращению экономического потенциала. Таким образом, можно сказать, что безработица тормозит развитие общества, а также способствует недоиспользованию производственных ресурсов.

 

1) позитивные 

а) наличие свободной рабочей  силы,позволяет расширить производство

б) стимулирование работающих к соблюдению дисциплины,повышению квалификации во избежании потери работы

в) с демографической точки зрения умеренная безработица может  содействовать оптимизации структуры  занятости по поло-возрастному признаку

2) негативные 

а) рост социальной напряженности

б) снижение уровня благостостояния  населения,снижение дохода

в) снижение экономического потенциала общества за счет его недоиспользования

г) дополнительные расходы для всего  общества

 

 

 

17.Регулирование миграционных  процессов в РФ.

 

В последнее время ужесточаются меры, применяемые к нарушителям  миграционного законодательства. За это не только взимают большие  штрафы или депортируют, но и могут  привлечь к уголовной ответственности. Санкции применяются не только в  отношении мигрантов, но и к их работодателям, которые получают выгоду от использования незаконных мигрантов.

 

Что касается России, то и ее не обошли стороной проблемы, связанные с трудовой миграцией. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались миграционные процессы. В России в 1990-х  гг. оказалось огромное количество беженцев их стран СНГ и Балтии. Причиной послужили трудности экономического, политического, межэтнического характера  и др. Экономические трудности  способствовали оттоку из нашей страны опытных высококвалифицированных  специалистов.

 

В этих условиях правительство было вынуждено разрабатывать и проводить  активную миграционную политику.

 

Во-первых, была создана законодательная  база: был определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и  т. д.

 

Во-вторых, Правительство России приняло  меры по смягчению последствий тех  интенсивных процессов, которые  начались сразу после распада  СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.

 

В-третьих, Российская Федерация заключила  международные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы предоставляют гражданам  России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и специальные  фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.

 

Несмотря на то что многое уже  сделано в этой сфере, все еще  продолжается формирование базы, на основе которой осуществляется регулирование  международных миграционных процессов.

 

У нашей страны есть свои интересы и в области импорта, и в  сфере экспорта рабочей силы.

 

В первом случае наиболее важными  проблемами любой страны являются: сохранение численности рабочих-мигрантов  из-за рубежа в пределах необходимого количества, регулирование «качества» зарубежной рабочей силы и ее рациональное использование. Важно выбрать стратегию  развития иммиграционной политики.

 

Что касается эмиграционной политики России, то здесь выделены ее основные направления: сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки  россиян, работающих за границей, получение  ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения.

 

Большое значение имеет создание благоприятных  условий для тех граждан, которые  решили вернуться в нашу страну. Необходимо создать специальные  структуры, которые могли бы оказывать  реальную помощь таким людям, давали бы возможность получения налоговых  льгот и использования в отношении  этих лиц льготной схемы кредитования. Важно предоставить возможность  беспошлинного ввоза средств  производства, чтобы мигранты могли  осуществлять производственную деятельность на территории нашей страны.

 

Таким образом, последствия трудовой миграции неоднозначны. Решать проблемы, возникающие в этой сфере, должно государство с помощью проведения миграционной политики. Но для эффективного результата необходимо взаимодействие как отдельных стран, так и  всего мирового сообщества в целом.

 

 

Цель регулирования  миграционных процессов в Российской Федерации – обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

 

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации  основывается на следующих принципах:

 

  1. приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

 

  1. защита геополитических интересов Российской Федерации;

 

  1. обеспечение национальной безопасности российской Федерации;

 

  1. соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

 

  1. исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;

 

  1. обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;

 

  1. сочетание интересов личности и государства;

 

  1. дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;

 

  1. взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;

 

  1. приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;

 

  1. защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.

 

 

18. Понятие рынка труда, его структура и особенности.

 

Рынок труда - форма движения трудовых ресурсов, при которой происходит формирование и реализация спроса и предложения рабочей силы.

 

Субъекты рынка  труда :

1)  работадатель 

  • гос. предприятия
  • акционерные общества
  • частные предприятия
  • кооперативы
  • индивидуальные предприятия

 

2) наемный работник -трудоспособные  граждани, для которых, работа  по найму является главным  источником средств существования  .

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ :

3) биржа труды

4) центр подготовки кадров

5) фонд занятости 

 

Рынок рабочей силы - люди которые  потенциально могут работать.

 

Особенности рынка труда :

а) наем свободного работника означает добровольное согласие на временное  использование рабочей силы. Такое  использование сопровождается целым  рядом законодательных и договорных норм - величина рабочего времени, времени  отпуска, формы личностных отношений  между работодателем и работником, уровнем ответственности работника  и др.;

 

б) зарплата не всегда является определяющим аргументом в предложении труда. Определенные значения для работника  имеют неденежные условия — условия  труда, престижность работы, возможность  профессионального роста, моральный  климат в коллективе и пр. Носителем  рабочей силы является человек - живое  существо, индивид со своим собственным  набором социально-психологических  свойств. Каждый работник формирует  свою шкалу ценностей и способен для себя определять необходимость  труда, приоритетность профессии и места работы, предпочтительность свободного и рабочего времени;

 

в) спрос на труд имеет производный (вторичный) характер по отношению к  спросу на произведенные блага. Эта  особенность объясняется тем, что  наемный труд используется для создания конечных благ, спрос на которые  и является основополагающим;

 

г) воздействие на рынок труда  различных институциональных структур - профсоюзов, союзов предпринимателей, трудового законодательства.

 

 

19. Виды и модели рынка труда.

 

      Виды рынка труда:

  1. формальный (гос) сектор
  2. формальный (частный) сектор - работа нетребующая квалификации
  3. неформальный сектор- разновидности внутри

     а) по проф. -квалификационному  уровню дохода

     б) квалификацированная  достаточно хорошо оплачиваемая  работа

 

Виды секторов :

1) внешний рынок - система соц.трудовых  отношений между работадателем  и наемным рабочим в масштабе  страны,региона,отрасли .

  • открытость
  • достаточность
  • конкурентность для всех лиц наемного труда

 

2) внутренний рынок труда - система  соц.трудовых отношений ограниченных  рамками одного предприятия .

  • закрытость
  • слабая конкурентность

 

По географическому признаку :

  • федеральный рынок труда в масштабе страны
  • региональный
  • на уровне предприятия

 

По демографическому признаку :

  • рынок труда молодежи
  • высокая мобильность
  • частые периоды безработицы
  • низкая квалификация

 

  • рынок труда женщин
  • период отсутствия на работе в связи с беременностью и воспитанием детей

 

  • рынок труда пожилых людей
  • снижение возможности активной трудовой деятельности
  • устаревание профессий

 

  • рынок труда инвалидов
  • пониженная работоспособность
  • ограниченная возможность к трудовой деятельности

 

 

20. Сегментация рынка труда.

 

Сегментация рынка  труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются факторы:

• географическое положение (регион, город, район и т.д.);

• экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению, распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и пр.);

Информация о работе Виды безработицы