Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа
Цель работы: анализ, планирование и изыскание резервов роста валового дохода на материалах организации общественного питания – кафе-бара «Триумф».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• раскрыть роль и значение валового дохода организации питания в современных условиях;
• описать сущность и источники образования валового дохода организации питания;
В процессе анализа валового дохода необходимо проводить комплексную оценку влияния состава товарооборота на конечные финансовые результаты организации питания [5; 6; 9; 11; 19].
Изменение удельного
веса собственной продукции в
товарообороте предприятия
Так, с ростом удельного
веса собственной продукции в
товарообороте общественного
Объем валового дохода от реализации собственной продукции и покупных товаров зависит от степени развития рынка, уровня цен закупки, инфляции, стандартов качестве обслуживания, объема дополнительных услуг.
Анализ валового дохода в общественном питании проводят на основании следующих источников информации:
Глава 2. Анализ валового дохода на примере кафе – бара «Триумф»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Организация общественного питания – кафе–бар «Триумф» создан в марте 2006 г.
Местонахождение кафе-бара «Триумф»: Ульяновская область, Инзенский район, р.п. Глотовка, ул. Лесная, 53.
Кафе – предприятие
с широким ассортиментом
В вечернее время для создания обстановки, способствующей отдыху посетителей в кафе-баре «Триумф» организовано музыкальное обслуживание с использованием музыкальной аппаратуры.
Кафе работает на сырье или на полуфабрикатах, закупаемых в основном у производителей.
С мая 2008 г. администрация кафе – бара «Триумф» за счет производственных площадей увеличило количество мест с 24 до 32.
Кафе – бар «Триумф» оказывает следующие дополнительные услуги: продажу полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.
Кафе – бар «Триумф» оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием и холодильным оборудованием, мебелью, а также посудой, приборами.
Организационная структура кафе – бара «Триумф» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Организационная структура кафе – бара «Триумф»
Из рис.2.1 видно, что организационная структура кафе – бара «Триумф» является линейно-функциональной и представляет собой трехуровневую систему.
Основные показатели
финансово-хозяйственной
Товарооборот кафе-бара «Триумф» за 2011г. составил 67,9 млн.руб., что составляет 137,4% к 2010г. (67,9/49,4). Таким образом, за отчётный период по сравнению с предыдущим товарооборот кафе возрос на 37,4% (67,9/49,4x100-100).
Валовой доход за отчётный период по сравнению с предыдущим возрос на 39,0%. Уровень валового дохода в % к товарообороту в отчётном периоде по сравнению с предыдущим возрос на 0,59%.
Снижение уровня фонда заработной платы в % к товарообороту на 2,6 произошло за счёт сокращения численности работников на 11,1%.
Прибыль от реализации кафе-бара «Триумф», являясь незначительной величиной в 0,5 млн.руб. в предыдущем периоде, снизилась до 0,4 млн.руб. Её уровень в % к товарообороту снизился на 20,0%.
Сальдо по внереализационным операциям кафе-бара «Триумф» также снизилось за анализируемый период с 0,3 млн.руб. до 0,2 млн.руб. В % к товарообороту это снижение составило 0,31%.
Таблица 2.1. Основные показатели
финансово-хозяйственной
Показатели |
Единица измерения |
2010г. |
2011г. |
2011г. к 2010г. в % |
Товарооборот |
млн.руб. |
49,4 |
67,9 |
137,4 |
Валовой доход |
млн.руб. |
25,1 |
34,9 |
139,0 |
в процентах к товарообороту |
% |
50,81 |
51,40 |
+0,59 |
Налоги и другие отчисления, без НДС и налога на услуги |
млн.руб. |
3,4 |
4,8 |
141,2 |
в процентах к товарообороту |
% |
6,88 |
7,07 |
+0,19 |
Валовой доход за минусом налогов и других отчислений |
млн.руб. |
21,7 |
30,1 |
138,7 |
в процентах к товарообороту |
% |
43,93 |
44,33 |
+0,4 |
Издержки обращения |
млн.руб. |
21,3 |
29,7 |
139,4 |
в процентах к товарообороту |
% |
43,11 |
43, 74 |
+0,63 |
Прибыль от реализации |
млн.руб. |
0,5 |
0,4 |
80,0 |
в процентах к товарообороту |
% |
1,01 |
0,59 |
-0,42 |
Сальдо внереализационных доходов |
млн.руб.. |
0,3 |
0,2 |
67,0 |
в процентах к товарообороту |
% |
0,61 |
0,30 |
-0,31 |
Итого прибыль |
млн.руб. |
0,8 |
0,6 |
75,0 |
в процентах к товарообороту |
% |
1,62 |
0,88 |
-0,74 |
Налог на прибыль |
млн.руб. |
0,16 |
0,12 |
75,0 |
в процентах к товарообороту |
% |
0,32 |
0,18 |
-0,14 |
Чистая прибыль |
млн.руб. |
0,64 |
0,48 |
75,0 |
Рентабельность |
% |
1,3 |
0,7 |
-0,6 |
Фонд заработной платы |
млн.руб. |
8,5 |
9,9 |
116,5 |
в процентах к товарообороту |
% |
17,2 |
14,6 |
-2,6 |
Списочная численность |
чел. |
9 |
8 |
88,9 |
Средняя зарплата |
руб. |
104945 |
130250 |
124,1 |
Товарооборот на одного работника |
млн.руб. |
5,5 |
8,5 |
154,5 |
Снижение прибыли от реализации и сальдо по внереализационным операциям повлияло на снижение прибыли отчётного периода в отчётном периоде по сравнению с предыдущим с 0,8 млн.руб. до 0,6 млн.руб., т.е. на 25,0%. Уровень балансовой прибыли в % к товарообороту снизился за анализируемый период на 0,74%.
Рентабельность кафе-бара «Триумф» в отчётном периоде по сравнению с предыдущим снизилась на 0,6% к товарообороту и составила за 2011г. всего 0,7%.
Таким образом, на основе вышеприведённого анализа мы можем сделать вывод о том, что результаты финансовой деятельности кафе-бара «Триумф» за 2011г. по сравнению с 2010г. значительно ухудшились. Рост уровня валового дохода был незначительным, снижение в товарообороте фонда заработной платы не повлияло на снижение издержек производства и обращения, которые, напротив, возросли и повлияли на снижение рентабельности предприятия. Из приведённого анализа видно, что на рост товарооборота главным образом повлиял рост производительности труда работников кафе-бара «Триумф».
2.2 Анализ доходов кафе – бара «Триумф»
Оценка выполнения плана и динамика валового дохода приведены в таблице 2.2.
План по сумме валового дохода кафе – бара «Триумф»» не выполнен. Степень выполнения плана составила 96,9 %. Фактические валовые доходы были ниже запланированной величины на 1,1 млн. руб. Необходимо отметить, что уровень валового дохода по сравнению с планом снизился на 0,03 % и составил за 2011 г. 51,40%.
Что же касается валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, то фактическая сумма меньше запланированной на 1,1 млн. руб. Фактический уровень чистого валового дохода составил за 2010 г. 44,33 % к обороту, т.е. снизился по сравнению с планом на 0,17% к обороту.
За 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается увеличение суммы реализованных торговых надбавок и наценок. Так, общая величина валового дохода в динамике возросла на 39% или на 9,8 млн. руб. Величина валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, увеличилась по сравнению с прошлым периодом на 8,4 млн. руб. или на 38,7 %. Уровень валовых доходов за 2011 г. по сравнению с 2010 г. повысился с 50,81 до 51,40 %, или на 0,59 % к обороту. Уровень чистого валового дохода кафе – бара «Триумф» увеличился за анализируемый период с 43,93 до 44,33 %, или на 0,4 % к обороту. Таким образом, рост налоговых отчислений незначительно повлиял на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении организации.
Таблица 2.2. Выполнение плана и динамика валового дохода кафе-бара «Триумф», млн.руб.
Показатель |
Фактически 2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
2011 г. в % к 2010 г | |||
План |
фактически |
% выполнения плана |
От плана |
От прошлого периода | |||
Объем товарооборота |
49,4 |
70,0 |
67,9 |
97,0 |
-2,1 |
+18,5 |
137,5 |
Сумма валового дохода |
25,1 |
36,0 |
34,9 |
96,9 |
-1,1 |
+9,8 |
139,0 |
Средний уровень валового дохода в % к обороту |
50,81 |
51,43 |
51,40 |
- |
-0,03 |
+0,59 |
- |
Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (без НДС и налога на услуги) |
3,4 |
4,9 |
4,8 |
97,9 |
-0,1 |
+1,4 |
141,2 |
Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода, в % к товарообороту |
6,88 |
6,93 |
7,07 |
- |
+0,14 |
+0,19 |
- |
Сумма валового дохода, остающаяся в распоряжении организации |
21,7 |
31,2 |
30,1 |
96,5 |
-1,1 |
+8,4 |
138,7 |
Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении организации, в % к товарообороту |
43,93 |
44,50 |
44,33 |
- |
-0,17 |
+0,4 |
- |
Рост или снижение
товарооборота ведет к
Так, влияние изменения товарооборота на валовой доход определяют по формуле:
где ΔВДт — изменение валового дохода за счет товарооборота;
Тотч – товарооборот отчётного года;
Тбаз – товарооборот базисного года;
Увд баз — уровень валовых доходов базисного года [9, с.102].
Чтобы определить влияние среднего уровня валового дохода на сумму реализованных торговых надбавок и наценок используют формулу:
В таблице 2.3 и 2.4 представлено влияние факторов на сумму валового дохода.
Большое влияние на валовой
доход оказывает изменение
Таблица 2.3. Расчёт влияния факторов на сумму валового дохода кафе-бара «Триумф», млн. руб.
Фактор |
Влияние на выполнение плана по валовому доходу |
Влияние на динамику валового дохода | ||
расчет |
сумма |
расчет |
сумма | |
Изменение объема товарооборота |
-2,1 х 51,43 / 100 |
-1,08 |
+18,5 х 50,81 / 100 |
+9,4 |
Изменение среднего уровня валового дохода |
-0,03 х 67,9 / 100 |
-0,02 |
+0,59 х 67,9 / 100 |
+0,40 |
Всего |
- |
-1,1 |
- |
+9,8 |
За отчётный период (2011 год) индекс цен составил 1,12. Товарооборот в сопоставимых ценах кафе-бара «Триумф» составил 60,6 млн.руб. (67,9/1,242). Таким образом, за счёт ценового фактора прирост товарооборота составил 7,3 млн.руб. (67,9 – 60,6). Рост валового дохода за счёт ценового фактора составил 3,7 млн.руб. (7,3 x50, 81/100).
Далее необходимо рассчитать влияние факторов на величину валового дохода, остающегося в распоряжении организации.
На величину этого показателя также влияют изменение объема товарооборота, ценовой фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении организации.
Расчет этих факторов произведем по той же методике в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении кафе-бара «Триумф», млн руб.
Фактор |
Влияние на выполнение плана по валовому доходу |
Влияние на динамику валового дохода | ||
расчет |
сумма |
расчет |
Сумма | |
Изменение объема товарооборота |
-2,1 х 44,50 / 100 |
-0,99 |
+18,5 х 43,93 / 100 |
+8,13 |
Изменение среднего уровня валового дохода |
67,9 х (-0,17) / 100 |
-0,12 |
+67,9 х (+0,4) / 100 |
+0,27 |
Всего |
- |
-1,11 |
- |
+8,4 |
За отчётный период (2011 год) индекс цен равен 1,12. Товарооборот в сопоставимых ценах кафе-бара «Триумф» составил 60,6 млн. руб. (67,9/1,12). Таким образом, за счёт ценового фактора прирост товарооборота составил 7,3 млн. руб. (67,9-60,6). Рост валового дохода, остающегося в распоряжении организации за счет ценового фактора составил 3,2 млн. руб. (7,3х43,93/100).
Таблица 2.5. Расчет влияния
изменения состава
Состав товарооборота |
Общий объем товарооборота, 2011 г. | |||
план |
Фактически | |||
сумма |
Удельный вес, % |
сумма |
Удельный вес, % | |
Реализация продукции |
54,7 |
78,1 |
51,9 |
76,4 |
Реализация покупных товаров |
15,3 |
21,9 |
16,0 |
23,6 |
Всего |
70,0 |
100 |
67,9 |
100 |
Состав товарооборота |
Валовой доход |
Процентные числа (гр.7 х гр.5) |
Средний уровень валового дохода в % к обороту при фактическом составе товарооборота и плановых уровнях валового дохода по отдельным видам реализации (итог гр.10 / 100) | |||
план |
фактически | |||||
сумма |
в % к товарообороту |
сумма |
в % к товарообороту | |||
Реализация продукции собственного производства |
31,3 |
57,22 |
29,2 |
56,26 |
4371,6 |
- |
Реализация покупных товаров |
4,7 |
30,72 |
5,7 |
35,63 |
725,0 |
- |
Всего |
36,0 |
51,43 |
34,9 |
51,40 |
5096,6 |
50,97 |