Валовый доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ, планирование и изыскание резервов роста валового дохода на материалах организации общественного питания – кафе-бара «Триумф».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• раскрыть роль и значение валового дохода организации питания в современных условиях;
• описать сущность и источники образования валового дохода организации питания;

Работа содержит 1 файл

доработанная курсовая.docx

— 78.68 Кб (Скачать)

В процессе анализа валового дохода необходимо проводить комплексную  оценку влияния состава товарооборота  на конечные финансовые результаты организации  питания [5; 6; 9; 11; 19].

Изменение удельного  веса собственной продукции в  товарообороте предприятия питания  оказывает влияние на дохода предприятия.

Так, с ростом удельного  веса собственной продукции в  товарообороте общественного питания  уровень валового дохода растет, и  уровень расходов растет, т.е. этот фактор оказывает разнонаправленное влияние  на доход и расходы. Именно поэтому  важно комплексно оценить влияние  состава и структуры товарооборота  на изменение рентабельности предприятия  питания. Валовой доход не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы предприятия питания. Он отражает, в определенной степени, долю общественного питания в сумме цен общественного питания.

Объем валового дохода от реализации собственной продукции  и покупных товаров зависит от степени развития рынка, уровня цен  закупки, инфляции, стандартов качестве обслуживания, объема дополнительных услуг.

Анализ валового дохода в общественном питании проводят на основании следующих источников информации:

  • бухгалтерского баланса, откуда берется информация о функционирующем капитале для оценки критических величин, оборота, доходов, а также расчета точки безубыточности;
  • приложения к бухгалтерскому балансу № 2 «Отчет о прибылях и убытках», где содержится информация о валовом доходе и его использовании»;
  • приложения к бухгалтерскому балансу № 3 «Отчет о издержках обращения». На основании этого отчета можно произвести сопоставление динамики валового дохода и текущих затрат;
  • ф. № 4-торг «Отчет по общественному питанию». С помощью данного статистического отчета производится расчет доходности по видам оборота, оценка среднего уровня наценки»;
  • реестров цен, калькуляционных карточек и др. [11, с.163].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ валового дохода на примере кафе – бара «Триумф»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика

 

Организация общественного  питания – кафе–бар «Триумф» создан в марте 2006 г.

Местонахождение кафе-бара «Триумф»: Ульяновская область, Инзенский район, р.п. Глотовка, ул. Лесная, 53.

Кафе – предприятие  с широким ассортиментом горячих  и холодных напитков, кондитерских изделий собственного производства, молочных продуктов, блюд несложного приготовления  в ограниченном ассортименте, фирменных  блюд, посетителям предлагаются шоколад, конфеты в ассортименте, фрукты, мороженое, коктейли. Кафе имеет 2-ую наценочную категорию.

В вечернее время для  создания обстановки, способствующей отдыху посетителей в кафе-баре «Триумф» организовано музыкальное обслуживание с использованием музыкальной аппаратуры.

Кафе работает на сырье  или на полуфабрикатах, закупаемых в основном у производителей.

С мая 2008 г. администрация кафе – бара «Триумф» за счет производственных площадей увеличило количество мест с 24 до 32.

Кафе – бар «Триумф» оказывает следующие дополнительные услуги: продажу полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.

Кафе – бар «Триумф» оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием и холодильным оборудованием, мебелью, а также посудой, приборами.

Организационная структура  кафе – бара «Триумф» представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Организационная  структура кафе – бара «Триумф»

 

Из рис.2.1 видно, что организационная структура кафе – бара «Триумф» является линейно-функциональной и представляет собой трехуровневую систему.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности кафе – бара «Триумф» представлены в таблице 2.1.

Товарооборот кафе-бара «Триумф» за 2011г. составил 67,9 млн.руб., что составляет 137,4% к 2010г. (67,9/49,4). Таким образом, за отчётный период по сравнению с предыдущим товарооборот кафе возрос на 37,4% (67,9/49,4x100-100).

Валовой доход за отчётный период по сравнению с предыдущим возрос на 39,0%. Уровень валового дохода в % к товарообороту в отчётном периоде по сравнению с предыдущим возрос на 0,59%.

Снижение уровня фонда  заработной платы в % к товарообороту на 2,6 произошло за счёт сокращения численности работников на 11,1%.

Прибыль от реализации кафе-бара «Триумф», являясь незначительной величиной  в 0,5 млн.руб. в предыдущем периоде, снизилась до 0,4 млн.руб. Её уровень в % к товарообороту снизился на 20,0%.

Сальдо по внереализационным  операциям кафе-бара «Триумф» также  снизилось за анализируемый период с 0,3 млн.руб. до 0,2 млн.руб. В % к товарообороту это снижение составило 0,31%.

 

Таблица 2.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности кафе-бара «Триумф» за 2010-2011 гг.

Показатели

Единица измерения

2010г.

2011г.

2011г.  к 2010г. в %

Товарооборот

млн.руб.

49,4

67,9

137,4

Валовой доход 

млн.руб.

25,1

34,9

139,0

в процентах к товарообороту

%

50,81

51,40

+0,59

Налоги  и другие отчисления, без НДС и  налога на услуги

млн.руб.

3,4

4,8

141,2

в процентах к товарообороту

%

6,88

7,07

+0,19

Валовой доход за минусом налогов и  других отчислений

млн.руб.

21,7

30,1

138,7

в процентах к товарообороту

%

43,93

44,33

+0,4

Издержки  обращения

млн.руб.

21,3

29,7

139,4

в процентах к товарообороту

%

43,11

43, 74

+0,63

Прибыль от реализации

млн.руб.

0,5

0,4

80,0

в процентах к товарообороту

%

1,01

0,59

-0,42

Сальдо  внереализационных доходов

млн.руб..

0,3

0,2

67,0

в процентах к товарообороту

%

0,61

0,30

-0,31

Итого прибыль

млн.руб.

0,8

0,6

75,0

в процентах к товарообороту

%

1,62

0,88

-0,74

Налог на прибыль

млн.руб.

0,16

0,12

75,0

в процентах к товарообороту

%

0,32

0,18

-0,14

Чистая  прибыль

млн.руб.

0,64

0,48

75,0

Рентабельность

%

1,3

0,7

-0,6

Фонд  заработной платы

млн.руб.

8,5

9,9

116,5

в процентах к товарообороту

%

17,2

14,6

-2,6

Списочная численность

чел.

9

8

88,9

Средняя зарплата

руб.

104945

130250

124,1

Товарооборот  на одного работника

млн.руб.

5,5

8,5

154,5


 

Снижение прибыли от реализации и сальдо по внереализационным  операциям повлияло на снижение прибыли  отчётного периода в отчётном периоде по сравнению с предыдущим с 0,8 млн.руб. до 0,6 млн.руб., т.е. на 25,0%. Уровень балансовой прибыли в % к товарообороту снизился за анализируемый период на 0,74%.

Рентабельность кафе-бара «Триумф» в отчётном периоде по сравнению  с предыдущим снизилась на 0,6% к  товарообороту и составила за 2011г. всего 0,7%.

Таким образом, на основе вышеприведённого анализа мы можем  сделать вывод о том, что результаты финансовой деятельности кафе-бара «Триумф» за 2011г. по сравнению с 2010г. значительно  ухудшились. Рост уровня валового дохода был незначительным, снижение в товарообороте  фонда заработной платы не повлияло на снижение издержек производства и  обращения, которые, напротив, возросли и повлияли на снижение рентабельности предприятия. Из приведённого анализа  видно, что на рост товарооборота  главным образом повлиял рост производительности труда работников кафе-бара «Триумф».

 

2.2 Анализ доходов кафе  – бара «Триумф»

 

Оценка выполнения плана  и динамика валового дохода приведены  в таблице 2.2.

План по сумме валового дохода кафе – бара «Триумф»» не выполнен. Степень выполнения плана составила 96,9 %. Фактические валовые доходы были ниже запланированной величины на 1,1 млн. руб. Необходимо отметить, что уровень валового дохода по сравнению с планом снизился на 0,03 % и составил за 2011 г. 51,40%.

Что же касается валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, то фактическая сумма  меньше запланированной на 1,1 млн. руб. Фактический уровень чистого валового дохода составил за 2010 г. 44,33 % к обороту, т.е. снизился по сравнению с планом на 0,17% к обороту.

За 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается увеличение суммы реализованных торговых надбавок и наценок. Так, общая величина валового дохода в динамике возросла на 39% или на 9,8 млн. руб. Величина валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, увеличилась по сравнению с прошлым периодом на 8,4 млн. руб. или на 38,7 %. Уровень валовых доходов за 2011 г. по сравнению с 2010 г. повысился с 50,81 до 51,40 %, или на 0,59 % к обороту. Уровень чистого валового дохода кафе – бара «Триумф» увеличился за анализируемый период с 43,93 до 44,33 %, или на 0,4 % к обороту. Таким образом, рост налоговых отчислений незначительно повлиял на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении организации.

 

Таблица 2.2. Выполнение плана  и динамика валового дохода кафе-бара «Триумф», млн.руб.

Показатель

Фактически 2010 г.

2011 г.

Отклонение

2011 г. в %  к  2010 г

План

фактически

% выполнения плана

От плана

От прошлого периода

Объем товарооборота

49,4

70,0

67,9

97,0

-2,1

+18,5

137,5

Сумма валового дохода

25,1

36,0

34,9

96,9

-1,1

+9,8

139,0

Средний уровень валового дохода в % к обороту

50,81

51,43

51,40

-

-0,03

+0,59

-

Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (без НДС и налога на услуги)

3,4

4,9

4,8

97,9

-0,1

+1,4

141,2

Налоги  и другие обязательные платежи, взимаемые  за счет валового дохода, в % к товарообороту

6,88

6,93

7,07

-

+0,14

+0,19

-

Сумма валового дохода, остающаяся в распоряжении организации

21,7

31,2

30,1

96,5

-1,1

+8,4

138,7

Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении организации, в % к товарообороту

43,93

44,50

44,33

-

-0,17

+0,4

-


 

Рост или снижение товарооборота ведет к соответствующему изменению валового дохода. С увеличением  или уменьшением среднего уровня реализованных торговых надбавок и  наценок пропорционально изменяется и их сумма. Влияние этих факторов на валовой доход измеряют приемом  абсолютных разниц.

Так, влияние изменения  товарооборота на валовой доход  определяют по формуле:

 

,   (12)

 

где ΔВДт — изменение валового дохода за счет товарооборота;

Тотч – товарооборот отчётного года;

Тбаз – товарооборот базисного года;

Увд баз — уровень валовых доходов базисного года [9, с.102].

Чтобы определить влияние  среднего уровня валового дохода на сумму  реализованных торговых надбавок и  наценок используют формулу:

 

   (13).

 

В таблице 2.3 и 2.4 представлено влияние факторов на сумму валового дохода.

Большое влияние на валовой  доход оказывает изменение продажных  цен на продукцию собственного производства и покупные товары. При повышении  продажных цен соответственно растет сумма реализованных надбавок и  наценок, и наоборот.

Таблица 2.3. Расчёт влияния  факторов на сумму валового дохода кафе-бара «Триумф», млн. руб.

Фактор

Влияние на выполнение плана по валовому доходу

Влияние на динамику валового дохода

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение объема товарооборота

-2,1 х 51,43 / 100

-1,08

+18,5 х 50,81 / 100

+9,4

Изменение среднего уровня валового дохода

-0,03 х 67,9 / 100

-0,02

+0,59 х 67,9 / 100

+0,40

Всего

-

-1,1

-

+9,8


 

За отчётный период (2011 год) индекс цен составил 1,12. Товарооборот в сопоставимых ценах кафе-бара «Триумф» составил 60,6 млн.руб. (67,9/1,242). Таким образом, за счёт ценового фактора прирост товарооборота составил 7,3 млн.руб. (67,9 – 60,6). Рост валового дохода за счёт ценового фактора составил 3,7 млн.руб. (7,3 x50, 81/100).

Далее необходимо рассчитать влияние факторов на величину валового дохода, остающегося в распоряжении организации.

На величину этого показателя также влияют изменение  объема товарооборота, ценовой фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении организации.

Расчет  этих факторов произведем по той же методике в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4. Расчет влияния факторов на сумму  валового дохода, остающегося в распоряжении кафе-бара «Триумф», млн руб.

Фактор

Влияние на выполнение плана по валовому доходу

Влияние на динамику валового дохода

расчет

сумма

расчет

Сумма

Изменение объема товарооборота 

-2,1 х 44,50 / 100

-0,99

+18,5 х 43,93 / 100

+8,13

Изменение среднего уровня валового дохода

67,9 х (-0,17) / 100

-0,12

+67,9 х (+0,4) / 100

+0,27

Всего

-

-1,11

-

+8,4


 

За отчётный период (2011 год) индекс цен равен 1,12. Товарооборот в сопоставимых ценах кафе-бара «Триумф» составил 60,6 млн. руб. (67,9/1,12). Таким образом, за счёт ценового фактора прирост товарооборота составил 7,3 млн. руб. (67,9-60,6). Рост валового дохода, остающегося в распоряжении организации за счет ценового фактора составил 3,2 млн. руб. (7,3х43,93/100).

 

Таблица 2.5. Расчет влияния  изменения состава товарооборота  и уровней валового дохода по реализации собственной продукции и покупных товаров на выполнение плана по среднему уровню валового дохода по кафе – бара «Триумф», млн руб.

Состав  товарооборота

Общий объем товарооборота, 2011 г.

план

Фактически

сумма

Удельный вес, %

сумма

Удельный вес, %

Реализация продукции собственного производства

54,7

78,1

51,9

76,4

Реализация покупных товаров

15,3

21,9

16,0

23,6

Всего

70,0

100

67,9

100


 

Состав товарооборота

Валовой доход

Процентные числа (гр.7 х гр.5)

Средний уровень валового дохода в % к обороту при фактическом составе товарооборота и плановых уровнях валового дохода по отдельным видам реализации (итог гр.10 / 100)

план

фактически

сумма

в % к товарообороту

сумма

в % к товарообороту

Реализация  продукции собственного производства

31,3

57,22

29,2

56,26

4371,6

-

Реализация  покупных товаров

4,7

30,72

5,7

35,63

725,0

-

Всего

36,0

51,43

34,9

51,40

5096,6

50,97

Информация о работе Валовый доход