Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – проанализировать практику управления затратами на производство и реализацию продукции.
Введение…………………………………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы управления затратами
1.1. Понятие и классификация затрат……………………………………………………..... 4
1.2. Управление затратами на производство и реализацию продукции……………….......8
2. Анализ себестоимости продукции на базе данных ООО «Валенок»
2.1. Характеристика предприятия и ассортимента……………………………………... 15
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Валенок»…………………… 16
2.3. Характеристика исследуемой проблемы…………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………………………… 21
Список литературы…………………………………………………………………………….. 23
Приложение
В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.
В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.
Экономический анализ, как элемент управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли.
Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
Детальный анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат должен предшествовать планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются при разработке текущих и перспективных планов.
Анализу принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а, следовательно, максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности предприятия.
Эффективное управление себестоимостью продукции невозможно без строгого и регулярного контроля за уровнем затрат на производство.
Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Существуют разные сферы и виды контроля. Однако они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности. Считают, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности.
В заключении следует еще раз отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема разработки и использования в практике новых подходов к эффективному управлению издержками производства широко обсуждается в отечественной и зарубежной экономической литературе.
2. Анализ себестоимости продукции на базе данных ОО «Валенок».
2.1. Характеристика предприятия и ассортимента
Организация «Валенок» была создана в ноябре 1980 года в городе Жуковский
Московской области. Главной целью создания предприятия было обеспечение населения сапоговаляльной продукцией. Продукция выпускалась на заказ. Производство товара осуществлялось ручным трудом. Численность рабочих организации составляла 6 человек. В 1983 году, в связи с увеличением спроса на сапоговаляльную продукцию, был организован цех на 50 рабочих мест. Фабрика получила новое название «Московский Валенок». В 1992 году произошла приватизация предприятия. Появилось товарищество с ограниченной ответственностью «Валенок». В 1999 году – общество с ограниченной ответственностью «Валенок».
По характеру собственности фирма относится к частной. ООО «Валенок» занимается промышленным видом деятельности. Материалом для изготовления продукции предприятия ООО «Валенок» является овечья шерсть.
В ООО «Валенок» структурными подразделениями являются цех первичной обработки сырья, цех изготовления основы, валяльный цех, цех обработки.
Технологический процесс протекает следующим образом: овечья шерсть попадает в цех первичной обработки сырья, где с помощью чесальной машины она очищается от загрязнений, после этого рабочие сортируют шерсть на годную и не годную для изготовления продукции. Потом обработанное сырьё поступает в цех изготовления основы, где ручным способом выкладывается на специальные основы, далее происходит химическая обработка сырья, а затем его «валяют» до тех пор, пока основа не станет пригодной для дальнейшей обработки. На следующем этапе обработанная шерсть попадает в валяльный цех, где происходит непосредственное изготовление продукции. Валенки помещаются в сушильную машину. После сушильной машины они попадают в цех обработки, где происходит окончательная доработка: валенки обрезаются, проверяются на качество, определяется размер, связываются и поступают на склад.
Предприятие ООО «Валенок» занимается выпуском валенной обуви: валенков и чулков.
Валенки представляют собой зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.
Чулки – это валенки, сделанные из более тонкого «полотна», предназначенные для домашней носки.
Этот продукт пользуется спросом не только на территории Московской области, но и за ее пределами.
В основе технологии изготовления продукции лежит ручное производство.
Сырьём для изготовления каждого вида продукции является 100% овечья шерсть.
Предприятие выпускает следующие виды продукции:
Рассмотрим процентное соотношение выпуска продукции за 2003 – 2007 гг.
В 2003 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 39%, женских валенок – 24%, детских валенок – 20%, чулок женских – 14%, чулок мужских – 3%.
В 2004 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 28%, женских валенок – 35%, детских валенок – 17%, чулок женских – 15%, чулок мужских – 5%.
В 2005 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 32%, женских валенок – 28%, детских валенок – 14%, чулок женских – 18%, чулок мужских – 8%.
В 2006 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 33%, женских валенок – 34%, детских валенок – 17%, чулок женских – 12%, чулок мужских – 4%.
В 2007 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 43%, женских валенок – 34%, детских валенок – 12%, чулок женских – 10%, чулок мужских – 1%.
Таким образом, наибольшим спросом у населения пользуются мужские валенки, на втором месте по реализации – женские валенки.
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Валенок»
Анализ основных технико-экономических показателей проведём на основе данных, представленных в таблице 1 (см. Приложение).
Данные, представленные в таблице 1, характеризуют общие результаты и эффективность производственно-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Валенок» за последние пять лет.
Для того чтобы наглядно представить изменение показателей деятельности предприятия за 2003 – 2007 гг. построим их графическое изображение.
Рассмотрим данные об объёме производства
и объёме реализации (выручке) продукции.
Рис. 1. Изменение выручки предприятия.
В связи с тем, что предприятие ООО «Валенок» изготовляет свою продукцию по заказу населения, выручка (объём реализации) равна объёму производства. Проанализируем изменение выручки предприятия за период 2003-2007гг. По данным таблицы 1 следует, что наблюдается ежегодный рост выручки предприятия. Наиболее «пиковыми» периодами являются 2005г. и 2007г. Это, главным образом, связано с увеличением стоимости продукции и спецификой товара: в данные года зимой стояли сильные морозы. Но в среднем за последние два года наблюдается меньший темп роста выручки по сравнению с 2004-2005гг., что связано с падением спроса на данную продукцию, а также с увеличением затрат на производство продукции.
На рис. 2 представлено изменение показателей, характеризующих себестоимость выпуска продукции.
Рис. 2. Изменение себестоимости выпуска продукции.
За период 2003-2007 г.г. наблюдается рост себестоимости продукции. Хотя в 2006 г произошло понижение себестоимости по сравнению с 2005 г. на 302019 рублей, что связано с уменьшением материальных затрат (остатки сырья для изготовления продукции с прошлого года), также материальные затраты в 2005г. были выше вследствие планируемого ремонта цеха обработки. В 2007г. также наблюдается резкий скачок себестоимости продукции, так в 2007 году себестоимость выпуска продукции составила 3 339 278 рублей , что на 1179206 рублей больше, чем в 2006 году, то есть себестоимость продукции возросла на 54.59% по сравнению с 2006 годом, что объясняется увеличением стоимости сырья, а вследствие ростом расходов.
Рассмотрим данные об объёме производства продукции, графически представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Изменение выпуска продукции.
За период 2003-2005гг. выпуск продукции снижается, после 2005 года наблюдается рост выпуска товара в связи с увеличением спроса на реализуемую продукцию , но даже в 2007г. он не достигает выпуска 2004г., но в то же время наблюдается ежегодный рост объёма реализации товара в денежном выражении, что связано с увеличением цен на выпускаемую продукцию в апреле 2005 и августе 2007г.
На рис. 4 представлено изменение рентабельности предприятия за период 2003 – 2007 года.
Рис. 4. Изменение рентабельности предприятия.
Из данных таблицы 1 видно, что в 2004 г. произошёл резкий спад рентабельности на 25,87%, с 2004 г по 2006 г наблюдался рост рентабельности, так в 2005 г произошло увеличение на 14,49%, а в 2006г – 13,85%, но в 2007 году рентабельность снизилась на 36,55%, что, главным образом, связано с более высоким ростом себестоимости продукции по отношению к прибыли предприятия, то есть ростом постоянных и переменных затрат.
Проанализируем также затраты, приходящиеся на рубль товарной продукции, являющиеся важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведённой продукции в действующих ценах.
Данный показатель составил в 2003 г. - 88%, 2004 – 87%, 2005– 77%, 2006 – 69,5%, 2007 – 93,2%. Представим данные графически.
Рис. 5. Изменение затрат на рубль товарной продукции.
Из данных видно, что за первые 4 года наблюдалась положительная тенденция снижения затрат на рубль товарной продукции, а в 2007 году произошло резкое увеличение этого показателя в связи с ростом общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.
Таким образом, данные показатели кратко отражают состояние дел на предприятии ООО «Валенок». Для выявления тенденций развития предприятия требуется более глубокий анализ данных показателей, а также анализ постоянных и переменных затрат, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
2.3. Характеристика исследуемой проблемы
Исследуемой проблемой является совершенствование управления затратами на предприятии.
Данные по затратам предприятия ООО «Валенок» за 2003 – 2007 гг. представлены в таблице 2 (см. приложение).
Из данных таблицы 2 (приложение) видно, что резкое увеличение материальных затрат произошло в 2007 г. В 2007 году они составили 603 677 рублей, когда в 2006 году - 174 148 рублей, то есть по сравнению с 2006 годом они возросли на 429 529 рублей или увеличились в 3,5 раза. Что произошло вследствие увеличения стоимости сырья, а также запланированным ремонтом валяльного цеха и цеха первичной обработки сырья. Это повлекло увеличение себестоимости продукции и роста цены товара.