Управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы – проанализировать практику управления затратами на производство и реализацию продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы управления затратами
1.1. Понятие и классификация затрат……………………………………………………..... 4
1.2. Управление затратами на производство и реализацию продукции……………….......8
2. Анализ себестоимости продукции на базе данных ООО «Валенок»
2.1. Характеристика предприятия и ассортимента……………………………………... 15
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Валенок»…………………… 16
2.3. Характеристика исследуемой проблемы…………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………………………… 21
Список литературы…………………………………………………………………………….. 23
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эк.ор-ции.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.

    В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

    Экономический анализ, как элемент управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли.

     Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

     Детальный анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат должен предшествовать планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются при разработке текущих и перспективных планов.

     Анализу принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а, следовательно, максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности предприятия.

     Эффективное управление себестоимостью продукции невозможно без строгого и регулярного контроля за уровнем затрат на производство.

     Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Существуют разные сферы и виды контроля. Однако они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности. Считают, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности.

     В заключении следует еще раз отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

      Проблема разработки и использования в практике новых подходов к эффективному управлению издержками производства широко обсуждается в отечественной и зарубежной экономической литературе.

 

     2. Анализ себестоимости продукции на базе данных ОО «Валенок».

     2.1. Характеристика предприятия и ассортимента

     Организация «Валенок» была создана в ноябре 1980 года в городе Жуковский

Московской области. Главной целью создания предприятия было обеспечение населения сапоговаляльной продукцией. Продукция выпускалась на заказ. Производство товара осуществлялось ручным трудом. Численность рабочих организации составляла 6 человек. В 1983 году, в связи с увеличением спроса на сапоговаляльную продукцию,  был организован цех на 50 рабочих мест. Фабрика получила новое название «Московский Валенок».  В 1992 году произошла приватизация предприятия. Появилось товарищество с ограниченной ответственностью «Валенок».  В 1999 году – общество с ограниченной ответственностью «Валенок».  

     По характеру собственности фирма относится к  частной. ООО «Валенок» занимается промышленным видом деятельности. Материалом для изготовления продукции предприятия ООО «Валенок» является овечья шерсть.

     В ООО «Валенок» структурными подразделениями являются цех первичной обработки сырья, цех изготовления основы, валяльный цех, цех обработки.

     Технологический процесс протекает следующим образом: овечья шерсть попадает в цех первичной обработки сырья, где с помощью чесальной машины она очищается от загрязнений, после этого рабочие сортируют шерсть на годную и не годную для изготовления продукции. Потом обработанное сырьё поступает в цех изготовления основы, где ручным способом выкладывается на специальные основы, далее происходит химическая обработка сырья, а затем  его «валяют» до тех пор, пока основа не станет пригодной для дальнейшей обработки. На следующем этапе обработанная шерсть попадает в валяльный цех, где происходит непосредственное изготовление продукции. Валенки помещаются в сушильную машину. После сушильной машины они попадают в цех обработки, где происходит окончательная доработка: валенки обрезаются, проверяются на качество, определяется размер, связываются и поступают на склад.

     Предприятие ООО «Валенок» занимается выпуском валенной обуви: валенков и чулков.

     Валенки представляют собой зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.

     Чулки – это валенки, сделанные из более тонкого «полотна», предназначенные для домашней носки.

     Этот продукт пользуется спросом не только на территории Московской  области, но и за ее пределами.

     В основе технологии изготовления продукции лежит ручное производство.

     Сырьём для  изготовления каждого вида  продукции является  100% овечья шерсть.

     Предприятие выпускает следующие виды продукции:

  • валенки мужские с 27  размера по 33 размер расцветки чёрной, серой, белой;
  • валенки женские с 23 размера по 26 размер расцветки чёрной, серой, белой ;
  • валенки детские с 16 размера по 22 размер расцветки чёрной, серой, белой;
  • чулки мужские с 27  размера по 33 размер расцветки чёрной, серой, белой;
  • чулки женские с 23 размера по 26 размер расцветки чёрной, серой, белой.

     Рассмотрим процентное соотношение выпуска продукции за 2003 – 2007 гг.

     В 2003 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 39%, женских валенок – 24%, детских валенок – 20%, чулок женских – 14%, чулок мужских – 3%.

     В 2004 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 28%, женских валенок – 35%, детских валенок – 17%, чулок женских – 15%, чулок мужских – 5%.

    В 2005 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 32%, женских валенок – 28%, детских валенок – 14%, чулок женских – 18%, чулок мужских – 8%.

     В 2006 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 33%, женских валенок – 34%, детских валенок – 17%, чулок женских – 12%, чулок мужских – 4%.

     В 2007 году выпуск каждого вида продукции составил: выпуск мужских валенков – 43%, женских валенок – 34%, детских валенок – 12%, чулок женских – 10%, чулок мужских – 1%.

     Таким образом, наибольшим спросом у населения пользуются мужские валенки, на втором месте по реализации – женские валенки.

     2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Валенок»

     Анализ основных технико-экономических показателей проведём на основе данных, представленных в таблице 1 (см. Приложение).

     Данные, представленные в таблице 1, характеризуют общие результаты и эффективность производственно-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Валенок»  за последние пять лет. 

     Для того чтобы наглядно представить изменение показателей деятельности предприятия за 2003 – 2007 гг.  построим их графическое изображение.

     Рассмотрим данные об объёме производства и объёме реализации (выручке) продукции. 

          

     Рис. 1. Изменение выручки предприятия.

     В связи с тем, что предприятие ООО «Валенок» изготовляет свою продукцию по заказу населения, выручка (объём реализации) равна объёму производства. Проанализируем изменение выручки предприятия за период 2003-2007гг. По данным таблицы 1 следует, что наблюдается ежегодный рост выручки предприятия. Наиболее «пиковыми» периодами являются 2005г. и 2007г. Это, главным образом, связано с увеличением стоимости продукции и спецификой товара: в данные года зимой стояли сильные морозы. Но в среднем за последние два года наблюдается меньший темп роста выручки по сравнению с 2004-2005гг., что связано с падением спроса на данную продукцию, а также с увеличением затрат на производство продукции.

     На рис. 2 представлено изменение показателей, характеризующих себестоимость выпуска продукции.

          

     Рис. 2. Изменение себестоимости выпуска продукции.

     За период 2003-2007 г.г. наблюдается рост себестоимости продукции. Хотя в 2006 г произошло понижение себестоимости по сравнению с 2005 г. на 302019 рублей, что связано с уменьшением материальных затрат (остатки сырья для изготовления продукции с прошлого года), также материальные затраты в 2005г. были выше вследствие планируемого ремонта цеха обработки. В 2007г. также наблюдается резкий скачок себестоимости продукции, так в 2007 году себестоимость выпуска продукции составила 3 339 278 рублей , что на  1179206 рублей больше, чем в 2006 году, то есть себестоимость продукции возросла на 54.59% по сравнению с 2006 годом, что объясняется увеличением стоимости сырья, а вследствие ростом расходов.

     Рассмотрим данные  об объёме производства продукции, графически представленные на рисунке 3.

          

     Рис. 3. Изменение выпуска продукции.

     За период 2003-2005гг. выпуск продукции снижается, после 2005 года наблюдается рост выпуска товара в связи с увеличением спроса на реализуемую продукцию , но даже в 2007г. он не достигает выпуска 2004г., но в то же время наблюдается ежегодный рост объёма реализации товара в денежном выражении, что связано с увеличением цен на выпускаемую продукцию в апреле 2005 и августе 2007г.

     На рис. 4 представлено изменение рентабельности предприятия за период 2003 – 2007 года.

         

     Рис. 4. Изменение рентабельности предприятия.

     Из данных таблицы 1 видно, что в 2004 г. произошёл резкий спад рентабельности на 25,87%, с 2004 г по 2006 г наблюдался рост рентабельности, так в 2005 г произошло увеличение на 14,49%, а в 2006г – 13,85%, но в 2007 году рентабельность снизилась на 36,55%, что, главным образом, связано с более высоким ростом себестоимости продукции по отношению к прибыли предприятия, то есть ростом постоянных и переменных затрат.

     Проанализируем также затраты, приходящиеся на рубль товарной продукции, являющиеся важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведённой продукции в действующих ценах.

     Данный показатель составил в 2003 г. -  88%, 2004 – 87%, 2005– 77%, 2006 – 69,5%, 2007 – 93,2%. Представим данные графически.

         

     Рис. 5. Изменение затрат на рубль товарной продукции.

     Из данных видно, что за первые 4 года наблюдалась положительная тенденция снижения затрат на рубль товарной продукции, а в 2007 году произошло резкое увеличение этого показателя в связи с ростом общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.

     Таким образом, данные показатели кратко отражают состояние дел на предприятии ООО «Валенок». Для выявления тенденций развития предприятия требуется более глубокий анализ данных показателей, а также анализ постоянных и переменных затрат, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.

     2.3. Характеристика исследуемой проблемы

    Исследуемой проблемой является совершенствование управления затратами на предприятии.

     Данные по затратам  предприятия ООО «Валенок» за 2003 – 2007 гг. представлены в таблице 2 (см. приложение).

     Из данных таблицы  2 (приложение) видно, что резкое увеличение материальных затрат произошло в 2007 г. В 2007 году они составили 603 677 рублей, когда в 2006 году - 174 148 рублей, то есть по сравнению с 2006 годом они возросли на 429 529 рублей или увеличились в 3,5 раза. Что произошло вследствие увеличения стоимости сырья, а также запланированным ремонтом валяльного цеха и цеха первичной обработки сырья. Это повлекло увеличение себестоимости продукции и роста цены товара.

Информация о работе Управление затратами на предприятии