Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:22, доклад
Управление любой организацией предполагает, прежде всего, воздействие на людей. Характер и содержание этого воздействия зависят от тех целей, которые ставит субъект управления. Рассматривая проблематику управления персоналом, целесообразно представить теоретические аспекты, которые позволят сформировать целостное видение этого сложного вида деятельности и его место в структуре управленческой политики.
На сегодняшний день в экономической науке и практике для характеристики трудовых ресурсов применяются такие понятия, как «персонал», «кадры», «работники», «человеческие ресурсы», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и сущность персонала предприятия
1.2. Сущность, функции и принципы управления персоналом на предприятии
1.3. Методы управления персоналом
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Пелих отмечает, что административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия [26, с. 123]. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Рис. 1.4. Методы управления персоналом по А.И. Турчинову
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей [26, с. 123].
Организационно–методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно–методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейшим опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно–методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико–экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления [26, с. 124].
Акты организационного нормирования и организационно–методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, – совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера [45, с. 106]. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.
Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Экономические методы управления А.С. Пелих определяляет как косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата [26, с. 121].
Данные методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Они призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы [44, с. 39].
В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Роль экономических методов управления заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов [45, с. 108].
Социально–психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов, по мнению А.С. Пелиха, заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом [26, с. 123]. Социально–психологические методы, по его мнению, базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности [26, с. 123].
По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы управления персоналом играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе [45, с. 108].
Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации [45, с. 109].
Следует отметить, что экономические и социально–психологические методы управления носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект [26, с. 123].
Изучение теоретических основ управления персоналом на предприятии позволяет сделать следующие выводы.
Персонал – это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Персонал характеризуется численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью. От его качества и полноты реализации зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед организацией целей.
Под системой управления персоналом понимается систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения целей организации. В нее входят субъект управления, объект управления, а также совокупность принципов и методов управления персоналом. Объект управления – элемент, на который направлено управление. Субъект управления – менеджер или работник аппарата управления, непосредственно осуществляющий разработку и реализацию решений.
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Они реализуются с помощью определенных методов, под которыми понимаются способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Существуют административные, экономические и социально–психологические методы управления персоналом организации. Каждый из этих методов может оказываться оптимальным в конкретных ситуациях.
Перейдем к анализу управления персоналом в Bar&Pizza BeerLusconi (бар «БирЛускони»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информация о работе Управление персоналом на предприятии общественного питания