Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:18, контрольная работа
Определение доли рынка, контролируемой предприятием, является одной из основных задач любого участника рыночных отношений. Для анализа рыночной доли целесообразно использовать количественную и качественную оценки, характеризующую величину рыночной позиции и основные факторы, под влиянием которых эта позиция формируется.
Рыночные доли предприятий их анализ и расчёт.
Задача № 1– «Оценка эффективности конкуренции».
Задача № 2 – «Оценка конкурентоспособности продукции».
Задача № 3 – «Оценка конкурентоспособности предприятия по конкурентным факторам успеха».
Задача № 4 – «Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью рейтинга».
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и финансов
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «Управление конкурентоспособностью»
Вариант 15
Алчевск, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 РЫНОЧНЫЕ ДОЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИХ АНАЛИЗ И РАСЧЁТ
Определение доли рынка, контролируемой предприятием, является одной из основных задач любого участника рыночных отношений. Для анализа рыночной доли целесообразно использовать количественную и качественную оценки, характеризующую величину рыночной позиции и основные факторы, под влиянием которых эта позиция формируется.
Расчет долей рынка предполагает, что предприятие точно определило свой базовый рынок, т.е. множество товаров, марок, или фирм которые являются для него конкурирующими и работающие с такой же продукцией. После того как базовый рынок определен, доля рынка для предприятия А рассчитывается по простой формуле:
Доля предприятия А =
Смысл измерения доли рынка состоит в том, чтобы исключить влияние внешних факторов, которые оказывают одинаковое воздействие на все конкурирующие предприятия, и благодаря этому дать возможность более точно и правильно оценить конкурентную силу каждого из них.
Определение доли рынка имеет определенную степень условности и не может гарантировать 100%-ной точности, так как этот процесс связан со статистическими методами, носящими вероятностный характер. Поэтому при получении подобной информации из одного источника по возможности следует сопоставлять полученные результаты с данными из иных доступных источников с целью корректировки имеющейся информации.
Для определения доли рынка мировые маркетинговые агентства предлагают 8 основных методов:
1. Розничный
аудит — измерение
2. Дневниковая потребительская панель — используя постоянную выборку респондентов (панель), с помощью дневника фиксируются все покупки, сделанные участниками панели. Полученные данные переводятся в относительные доли продаж товаров — доли рынка. Дневниковые записи используются многими предприятиями в США. Как правило, такие панели сбалансированы по показателям размера семьи, возраста главы семьи, семейного дохода и географии.
3. Сканнер-панель аналогична предыдущему методу, за исключением способа фиксации покупок. В данном случае респондентам выдается идентификационная карточка (или используется кредитная карточка респондента). Человек предъявляет (использует) карточку при оплате покупок в магазине, использующем сканнер штрих-кода. К данным, считанным сканером прикрепляется код респондента. В отличие от первого метода, сканнер-панель позволяет оценить продажи внутри различных сегментов потребительского рынка. Но этот метод применим только в странах с очень высокой степенью автоматизации торговли.
4. Опрос предпочтений — респондентов напрямую спрашивают, какие товары и как часто они покупают — частота покупок умножается на среднюю покупку. Часто опрос также включает измерение узнавания определенных марок и отношения к ним.
5. Парный
опрос предпочтений —
6. Шпионаж за персоналом конкурентов — зная приблизительно продуктивность труда в отрасли и количество рабочих, занятых на производстве у основных конкурентов, можно оценить объемы производства конкурентов, умножив продуктивность труда на количество рабочих.
7. Шпионаж за сырьем — зная затраты сырья на единицу продукции и объемы закупок сырья конкурентами, можно оценить объемы производства конкурентов, разделив объем закупок сырья на затраты сырья на 1 единицу продукции. Этот метод удобно использовать при централизованных поставках сырья на рынке.
8. Шпионаж за сбросом отработанного материала — зная выход отработанного материала за единицу товара в среднем и объемы производственных отходов конкурентов, можно рассчитать объем производства конкурентов, разделив объем производственных отходов на отходы на единицу продукции.
В секторе
потребительских товаров
— Уровень проникновения - это процент покупателей предприятия X от общего числа покупателей, приобретающих товары определенной категории, к которой принадлежит данное предприятие.
— Уровень эксклюзивности определяется как доля покупок исследуемого предприятия среди общих покупок всех покупателей предприятия X. Этот уровень является мерой приверженности, проявляемой к предприятию X при условии, что у покупателей имеется возможность разнообразить свои покупки и приобретать различную продукцию у других предприятий.
— Уровень интенсивности сравнивает среднее количество, закупаемое покупателем предприятия Х, со средним количеством, закупаемым в расчете на одного покупателя в данной категории товаров.
Через эти три компонента можно выразить долю рынка для предприятия:
Доля рынка = Уровень проникновения * Уровень эксклюзивности * Уровень интенсивности
Чтобы выразить долю рынка в стоимостном выражении, следует ввести индекс относительной цены: отношение средней цены в предприятии к средней цене по всем конкурирующим предприятиям.
Такое определение доли рынка может применяться очень широко. Оно, в частности, позволяет идентифицировать различные причины наблюдаемых изменений доли рынка. Так, возможны следующие объяснения падения доли рынка:
— предприятие теряет потребителей (снижается уровень проникновения),
— покупатели отводят рассматриваемому предприятию меньшую долю в общих закупках товара (снижается уровень эксклюзивность),
— покупатели данного предприятия закупают предлагаемую продукцию в меньших количествах по сравнению со средними количествами, приобретаемыми покупателями товара (более низкий уровень интенсивности).
Измерение доли рынка может использоваться в двух различных целях: (а) как индикатор эффективности в конкурентной борьбе и (б) как индикатор конкурентного преимущества. В первом случае доли рынка следует рассчитывать при возможно более мелком разбиении рынка, например по сегменту, сбытовой сети или региону. Во втором случае более агрегированная база деления представляется — предпочтительнее, так как она позволит четче выявить уровень рыночной силы, достигнутый предприятием, и возможности для экономии на масштабе или эффектах опыта.
Информация о доли рынка в сочетании с другими данными позволяет оценить количественные и качественные показатели деятельности предприятия. К количественным показателям относятся объем продаж предлагаемой продукции, объем выручки, величина производственных затрат и т.д. В совокупности с другими данными информация о доли рынка дает представление о качественных характеристиках деятельности предприятия по сравнению с основными конкурентами: структуре продаваемой продукции, размерах выручки в расчете на одного потребителя, объемах производственных затрат в расчете на потребителя и т.д. В общем виде данные о доли рынка выступают одним из базовых показателей для анализа достигнутых результатов, разработки и корректировки прогнозов и текущей оценки эффективности деятельности предприятия.
Анализ доли рынка начинает помогать в развитии предприятия, только если он проводится периодически и за достаточно длительные промежутки времени. При этом необходимо учитывать, что на объективность расчетов сильно влияют сложность получения полной и достоверной информации по рынку, несовершенство антимонопольного законодательства Украины, необходимость постоянного отслеживания поведения конкурентов, частое отсутствие опыта в проведении исследований и расчетов доли рынка в Украине у тех, кто собирается проводить эту работу.
Для анализа рыночной доли существует много походов, но, несомненно, приоритетным является двухшаговый анализ, на первом этапе которого проводится количественная оценка рыночной доли, а на втором этапе определяются и оцениваются качественные характеристики, под влиянием которых эта доля формируется.
Для проведения
количественного анализа
Проведение качественного анализа рыночной доли предприятия предполагает выполнение следующих задач:
- анализ
потребительских предпочтений
- анализ
рыночной доли с
ЗАДАЧА № 1
Оценка интенсивности конкуренции
На рынке производителей кондитерских изделий Украины, ведущими являются несколько кондитерских фабрик. Основное соперничество происходит именно между ними. По данным таблицы 1.1 рассчитать:
– индекс концентрации и оценить уровень концентрации в отрасли;
– четырёх частичный показатель концентрации;
– индекс Херфиндаля и оценить уровень рыночной власти в отрасли.
Таблица 1.1 – Исходные данные
Предприятие |
Объём реализации предприятия, ден. ед. |
Доли предприятия, % |
1 |
41,89 |
2,76 |
2 |
86,5 |
5,7 |
3 |
229,63 |
15,13 |
4 |
233,85 |
15,41 |
5 |
112,37 |
7,4 |
6 |
84,36 |
5,56 |
7 |
28,17 |
1,85 |
8 |
238,6 |
15,72 |
9 |
243,32 |
16,03 |
10 |
219,25 |
14,44 |
∑ |
1517,94 |
100 |