Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, дипломная работа
В новых рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своей работы. Это требует от них адекватного изменения в подготовке кадров.
Основная цель производства состоит в обеспечении потребителя необходимой ему продукцией (услугами) в заданные сроки, заданного качества и комплектации, с минимальными затратами для производителя. При решении этой задачи в условиях рыночной коньюктуры во главу угла ставиться потребитель.
В новых рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своей работы. Это требует от них адекватного изменения в подготовке кадров.
Основная цель производства
состоит в обеспечении
Чтобы выжить, предприятие должно постоянно думать о качестве своей продукции и снижении затрат на ее производство. Это задача руководящих работников и специалистов предприятия, определяющих стратегию и тактику организации и управления производством.
Менеджмент бизнес-процессов – важная часть общего менеджмента организации. Обеспечение качества реализуется на уровне процессов.
Процессы, связанные с потребителями, создают «нить жизни» организации. Взаимовыгодные отношения с потребителями реализуются только через взаимодействие процессов. Организация должна выработать сбалансированные, эффективные и результативные подходы к заинтересованным сторонам (персоналу, поставщикам и партнерам, собственникам) в соответствии с требованиями бизнеса (рис. 1).
Рис. 1 Ориентация на потребителя – основа успеха организации.
Основной принцип состоит в том, чтобы сначала понять требования всех заинтересованных сторон, а затем приступать к их удовлетворению. В этой связи полезен соответствующий подход, основанный на анализе.
Анализ контракта должен предшествовать заключению контракта на покупку или продажу. Анализ дает уверенность, что обещания, данные при подписании контракта, будут выполнены.
Собственно изготовлению продукции предшествуют исследования и разработка. Результаты исследований требований рынка претворяются в технические требования к продукции. Следовательно, стадии исследований и проектирования оказывают существенное влияние на качество продукции. Поэтому организации следует уделять особое внимание менеджменту качества на этих стадиях жизненного цикла продукции.
1. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Построение социально ориентированной рыночной экономики требует пересмотра, как теоретических концепций, так и практических подходов к организации управления производством на предприятии. Данное требование обусловлено глобальным поворотом от административной модели экономики к рыночной.
Рыночная концепция управления коренным образом изменяет специфику управленческого труда, превращая управленца из исполнителя команд, поступающих от вышестоящих звеньев управления в высококвалифицированных предпринимателей и менеджеров, стимулирует их к активной творческой работе, предприимчивости, гибкости мышления, поиску нетрадиционных технических и стратегических решений, умению работать с людьми. В этих условиях управление становится наукой и искусством принятия решений по созданию конкурентной продукции и преодолению конкурентных барьеров [2].
Наиболее характерными чертами рыночного управления являются:
- повышение
роли и значения работников
преимущественно
умственного труда, рассматриваемого
в качестве главного источника
роста, эффективности и прибыльности производства;
-распространение гибкого, немассового производства, удовлетворяющего специализированные запросы потребителей;
- ориентация на небольшие по емкости рынки, их отдельные сегменты и ниши.
Решающее значение при разработке стратегии и тактики управления производством придается умению приспосабливаться к изменениям во внешней среде, которые характеризуются большой гибкостью и динамичностью.
Важный момент нового подхода к управлению состоит в признании того, что в условиях информационной эры на производстве формируется новая социальная группа, мощь которой основывается
на знании, на интеллекте, а не мускульной силе. Не отвергая значения других видов ресурсов, данный тезис подчеркивает, что специалисты, имеющие доступ к информации и наделенные высокой культурой, являются ключевым ресурсом, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей менеджмента. Поэтому огромное внимание уделяется таким факторам, как стиль руководства, квалификация и культура сотрудников, мотивация их поведения и реакция на нововведения.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Экономическая среда, в которой работают предприятия, требует от их руководителей и специалистов самостоятельного принятия согласованных решений по всем аспектам производственно-хозяйственной деятельности.
Существенным отличительным признаком управленческих решений является то, что они принимаются при наличии назревших проблем.
Функция принятия решений -- постоянно решаемая в процессе управления задача, направленная на определение наилучшего способа действий для достижения поставленных целей.
На стадии выбора решения выполняются следующие процедуры.
Определение допустимых решений производится путем последовательного сужения множества альтернативных вариантов, начиная с этапа их формирования до подмножества допустимых решений.
Данная операция может выполняться путем логического мышления или на основе формальных методов.
Приемлемым или допустимым решением называется решение, удовлетворяющее множеству ограничений, участвующих в разрешении данной проблемной ситуации.
Решение называется эффективным,
если не существует более
предпочтительного. Его выбор производится
на основе расчетов
экономической эффективности допустимых решений или
неформального анализа.
1.1. Сущность и
задачи организации
Переход на рыночные отношения кардинально меняет взгляды на организацию производства, создающую условия для наилучшего использования техники и людей в процессе производства и тем самым повышающую его эффективность.
Традиционные подходы,
рассматривающие организацию
На первый план выдвигаются новые цели производства, рассматривающие его как гибкое, способное в любой момент перестроиться на производство других видов продукции при изменении спроса, как оптимальное, функционирующие с наименьшими затратами, и как производство высокой культуры, создающее условия для выпуска высококачественной продукции точно в срок, способной противостоять конкурентной.
Все это говорит о многоплановости задач, стоящих перед организацией производства, решение которых позволит ответить на вопрос, что нужно делать на предприятии, чтобы успешно хозяйствовать. Ведь для руководителей и специалистов предприятия возможности для успешных внешних маневров открываются только тогда, когда они ясно представляют себе состояние своего производства, трезво оценивают его действительные перспективы, резервы и действенно используют их для достижения поставленных целей [4].
На каждом предприятии имеются свои специфические за дачи организации производства, в частности комплекс задач по обеспеченности сырьем, наилучшему использованию рабочей силы, сырья, оборудования, улучшению ассортимента и качества выпускаемой продукции, освоению новых видов продукции и т.д.
Поскольку на практике многие задачи организации производства решают технологию важно различать функции технологии и функции организации производства. Технология определяет способы и варианты изготовления продукции. Функцией технологии является определение возможных типов машин для производства каждого вида продукции, других параметров технологического процесса, т.е. технология определяет, что нужно сделать с предметом труда и при помощи каких средств производства, чтобы превратить его в продукт нужных свойств.
Функцией организации производства является определение конкретных значений параметров технологического процесса на основе анализа возможных вариантов и выбора наиболее эффективного в соответствии с целью и условиями производства.
Например, оптимизировать
загрузку оборудования по
определенному критерию оптимизации
с учетом ограничений по
использованию ресурсов или выбрать
оптимальную производительность того
или иного оборудования с учетом его наличия,
квалификации рабочих, экономических
критериев эффективности производства.
Иными словами организация производства определяет
как лучше считать предмет труда в продукт
необходимых свойств с наименьшими затратами
рабочей силы средств производства.
В каждом конкретном случае
организация производства
экономически обосновывает эффективность
осуществляемого
мероприятия, поскольку для ее повышения
недостаточно внедрить
отдельные мероприятия, обеспечивающие
повышение производительности оборудования,
или снижение трудоемкости продукции,
или улучшение ее качества, или снижение
затрат сырья.
Особенностями организации
производства являются рассмотрение
во взаимосвязи элементов производства
и выбор таких методов и
условий их использования, которые
в наибольшей степени соответствуют цели
производства.
Если задачами технологии являются
повышение потенциальных
В этой связи многие вопросы
управлением производства
рассматриваются совместно с технологией.
Однако организация
производства имеет и присущей только
ей задачи: углубление
специализации, совершенствование норм
организации производства,
быстрая (гибкая) переориентация производства
на другие виды
продукции, обеспечивающие непрерывности и ритмичности
производственного процесса, совершенствование организации труда и производства в пространстве и во времени.
К конструированию, изготовлению, монтажу и наладке машин необходимо постоянно повышать требования, устанавливать оптимальные эксплутационные режимы их работы, рациональные методы ремонта и профилактических работ, обращать внимание на причины их простоя. Так, основной причиной внутрисменного простоя оборудования является несовершенство оперативно-производственного планирования и материально-технического обеспечения. На ряде производств оперативное планирование осуществляется без должного обоснования, отсутствуют расчеты оптимальных объемов производства, партий деталей, складских запасов сырья и материалов, незавершенного производства, запасов готовой продукции.
Оптимальный уровень запасов должен определяться для каждого конкретного предприятия исходя из особенностей ассортимента продукции, техники, технологии, организации производства с учетом особенностей поставок сырья и сбыта готовой продукции. Кроме того, к задачам организации производства относятся сокращение длительности производственного цикла, бесперебойное снабжение сырьем, материалами при уменьшении запасов сырья и материалов, а так же готовой продукции.
В связи с этим задачами
организации производства являются
совершенствование ассортимента
специализации производства, пр
реконструкции и технического перевооружения производства.
1.2. Структурирование
управления организационными
Часть деловой организации,
реализующая функции
На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем - биологических, технологических, социальных -является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть - был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины.
По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет интересовать применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.
В современной теории организации понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.
С иерархией властных полномочий
тесно переплетается