Управление издержками предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заключается в том, что предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики и на данном этапе проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний.
Это объективно обусловливает усложнение его ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием. В связи с переходом к рыночной экономике в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления текущими издержками предприятия …………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и классификация издержек ……………………………………..5
1.2. Сущность и значение управления текущими издержками
предприятия ……………………………………………………………………11
1.3. Процесс управления затратами на предприятии………………………………………………………………….14
Глава 2. Управление текущими издержками предприятия на примере ЗАО «Амта»………………………………………………………………………….17
2.1. Организационно- экономическая
характеристика ЗАО «Амта»…………………………………………………17
2.2. Анализ производственно-хозяйственной
деятельности ЗАО «Амта»…………………………………………………..19
2.3. Рекомендации по снижению издержек предприятия……………………24
Заключение …………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...........................................29
Приложение 1…………………………………………………………………..31
Приложение 2…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 65.38 Кб (Скачать)

К прочим расходам относят и чрезвычайные расходы. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как  последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Таким образом, затраты, классифицированные по учетному признаку, относят на себестоимость  продукции специфическими способами. Они также влияют на формирование как прибыли от реализации продукции, так и налогооблагаемой прибыли.

По способу  отнесения затрат на единицу выпускаемой  продукции выделяют постоянные и  переменные расходы.

Постоянные  расходы не зависят от изменения  объема выпускаемой продукции. Это  административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата  и др.

Переменные  расходы прямо пропорциональны  объему производства. Это расходы  на сырье и материалы, технологическое  топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.

Деление расходов на постоянные и переменные необходимо, прежде всего, для планирования себестоимости  продукции и соответственно для  правильного определения цены реализации.

При классификации  расходов по их роли в производственном процессе все затраты, составляющие себестоимость продукции, подразделяются на основные и накладные. Это необходимо для выделения затрат, зависящих  от изменения объема производства. К основным относятся технологически неизбежные расходы, без которых  вообще не может быть изготовлена  продукция. К накладным относятся  расходы, связанные с управлением  и обслуживанием производства. По месту возникновения они подразделяются на общепроизводственные расходы цеха и общехозяйственные расходы, прочие производственные и коммерческие расходы  предприятия.[8,78c]

Cпособы отнесения расходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываются отдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этой продукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов .

Соотношение между  отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство.

Все затраты  на производство и реализацию продукции  составляют ее полную себестоимость. Для  предприятия себестоимость является основой для определения цен  на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли  от реализации продукции и налога на прибыль.

Рассмотрев  понятие затрат предприятия и  их различные виды мы встаем перед  объективной необходимостью изучения процесса управления ими. Остановимся  в следующем параграфе на данном вопросе более подробно.[10, 130c]

 

    1. Сущность и значение управления текущими издержками предприятия

 

Управление затратами  на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым  объектом, т. е. разработку (принятие) и  реализацию решений, а также контроль за их выполнением. [11, 305c]

Функции управления затратами  реализуются через элементы управленческого  цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. Выполнение функций  управления в полном объёме по всем элементам составляет цикл воздействия  управляющей подсистемы (субъект  управления) на управляемую систему (объект управления). При этом управлении затратами шире, глубже и многообразное, а, следовательно, и сложнее суммирования управления эффективностью использования  отдельных ресурсов, поскольку учитывает  их комплексное использование, возможную  взаимозаменяемость и различие в  величине и сроках влияния на результаты работы предприятия.

Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования).

Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых  затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и  выпуска новой продукции (работ, услуг), увеличение мощности предприятия.

Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия. Краткосрочное планирование затрат, отражающие нужды ближайшего будущего, более точно, поскольку обосновывается годовыми, квартальными расчетами.[12, 78c]

Организация - важнейший  элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом  на предприятии управляют затратами, т. е., кто это делает, в какие  сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности  за их соблюдение. Разрабатывается  иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей  и специалистов, участвующих в  управлении затратами, которая должна быть совместима с организационно -производственной структурой предприятия.

Координация и регулирование  затрат предполагают сравнение фактических  затрат с запланированными, выявление  отклонений и принятие оперативных  мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия, выполнения плана, то затраты, запланированные  на его реализацию, корректируются. Своевременная координация и  регулирование затрат позволяет  предприятию избежать серьезного срыва  в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Стратегия управления затратами  представляет собой систему долгосрочных целей финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта и наиболее эффективных путей их достижения. [13, 67 c]

Установление в хозяйственной  практике стратегии управления затратами  обусловливает необходимость разработки отдельных блоков по достижению намеченных целей.

Эффективность системы управления затратами существенно зависит  от реализации всех функций финансового  менеджмента, в том числе и  от opганизационного обеспечения, которое  представляет собой совокупность структурных  подразделений и служб, обеспечивающих разработку, принятие и реализацию управленческих решений и несущих  ответственность за их результаты на соответствующем уровне управления.

Стремление работать с  максимальной экономической отдачей  заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так  и методы управления бизнесом, важным компонентом которых является управленческий учет. Управленческий учет - это определенным образом упорядоченная и подчиненная  внутреннему регламенту предприятия  система процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки  информации о затратах и результатах  хозяйственной деятельности организации  по ее определенным сегментам, а также  передачи этой информации топ-менеджерам, осуществляющим контроль и принимающим  управленческие решения. [14,100c]

Система управленческого  учета позволяет:

  1. определить стратегию развития бизнеса, сформулировать цели и выработать пути их достижения;
  2. рассчитать эффективность бизнеса в целом, эффективность каждого структурного подразделения и деятельности каждого сотрудника путем внедрения сбалансированной системы показателей;
  3. проводить качественную оценку инвестиционных проектов и любых инноваций, разобраться со всеми бизнес-процессами компании и разумно детализировать все хозяйственные операции;
  4. разработать систему сбора, консолидации и анализа информации, как финансовой, так и нефинансовой, которая быстрее сигнализирует о проблемах (например, количество отказов клиентов быстрее, чем уменьшение прибыли, сигнализирует о снижении качества продукции);
  5. повысить эффективность управления денежными средствами компании;
  6. установить систему взаимоотношений между структурными подразделениями, организовать эффективную многоступенчатую систему внутреннего контроля на предприятии;
  7. создать систему управления затратами с целью их оптимизации;
  8. внедрить систему бюджетирования;
  9. принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные. [15, 89c ]

И в российской, и в  международной практике именно на базе данных управленческого учета принимаются  управленческие решения, осуществляются контроль за текущей деятельностью  и планирование. [16, 45c]

 

    1. Процесс управления затратами на предприятии

 

Рассмотрим далее, что  в общем представляют собой процесс  управления расходами на производство и реализацию продукции на предприятии.

Управление расходами  предприятия является составляющей системы управления в целом. Поэтому  в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами.

Управление – это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления при  условии рационального использования  имеющихся ресурсов. Что касается сути управленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить  как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной  работы, а также стимулирования.

Исходя из содержания понятия  «управление», основными элементами управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии  являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета  и калькулирования себестоимости  продаж, анализ, контроль и регулирование  деятельности по ходу ее осуществления.

Непосредственно в процессе управления расходами и себестоимостью продукции решают где, когда и  в каких объемах должны расходоваться  ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны  дополнительные финансовые ресурсы, и  как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления расходами  и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования  ресурсов и максимизация отдачи от них.

Каждое предприятие должно предусматривать использование  разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:

1. При прогнозировании,  оценки ожидаемой величины затрат  и установлении показателей себестоимости  продукции с целью выявления  путей развития предприятия и  ожидаемой прибыли и рентабельности  на период более двух лет.

2. В процессе планирования, то есть обоснования величины  затрат и себестоимости продукции  на предстоящие один - два года  с учетом организационного уровня  производства и величины всех  факторов, которые поддаются количественной  оценки. Особое значение, при текущем  планировании затрат и себестоимости  продукции, имеет экономическое  обоснование решений о производстве  новых изделий и снятии с  производства устаревших, об учете  эффективности использования всех  видов ресурсов, новой техники,  организационно-технических мероприятий,  внедрение новой технологии и  т.д.

3. При нормировании, определении  оптимального размера затрат  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов при производстве запланированной  к выпуску продукции.

4. В процессе улучшения  учета фактических затрат, обоснования  калькуляции себестоимости продукции.

5. При анализе затрат  и себестоимости продукции путем  сравнения фактических показателей  с плановыми, в динамике, с предприятиями  – конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения.

6. В процессе контроля  и регулирования показателей  по ходу хозяйственно-финансовой  деятельности, выявлении резервов  экономии затрат на производство  и возможности по снижению  величины и уровню себестоимости  продукции (за счет совершенствования  управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков  в деятельности предприятия и т.д.).

Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производство хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.[17,300]

 

Глава 2. Управление текущими издержками предприятия на примере ЗАО «Амта»

2.1. Организационно- экономическая  характеристика  предприятия 

Кондитерская фабрика «АМТА» основана  в 1971 году и в настоящее  время является одним из крупнейших предприятий по производству кондитерских изделий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Учредителями являются физические и юридические лица. Выпущено 50 841 обыкновенных акций. Фабрика имеет трехэтажный производственный корпус, вспомогательные и складские помещения, капитальное ограждение и проходную. Общая площадь застройки составляет 2,1 га.    

 Основное направление деятельности - производство кондитерских изделий:  конфеты, карамель, печенье, вафли,  торты, пирожные, набор конфет. Кондитерская  фабрика способна вырабатывать  до 600 тонн кондитерских изделий  в месяц и 7200 тонн в год.  Стоимость основных и оборотных  средств фабрики, в ценах на 1 января 2010 года, составляет 56,04 млн. рублей. Годовой оборот - более 150 млн. рублей.    

 Численность работающих на предприятии в 2010 году составила 470 человек. На предприятии имеется  пять цехов основного производства: карамельный, бисквитный, конфетно-розничный, кондитерский и заготовительный и 8 цехов вспомогательного производства: транспортный, механический, стройгруппа, электроцех, теплоцех, компрессорный, картонажный и котельная. Производственная мощность предприятия – 14050 тонн кондитерских изделий в год. За 2009 год произведено и реализовано более  8827 тонны кондитерских изделий. Темп роста составил 109,1% к уровню 2006 года (5433 тонн в 2006 году). Основная часть оборудования установлена на предприятии с 1971 года. На предприятии имеется парк грузовых автомашин, насчитывающих 24 единиц, в том числе 11 автофургонов для перевозки кондитерских изделий.[19]

Информация о работе Управление издержками предприятия