Учёт основных средств и анализ эффективности их использования

Автор: v**********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение учета основных средств и анализа эффективности их использования.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1) раскрыть экономическую сущность основных средств;
2)рассмотреть классификацию и оценку основных средств;
3)провести анализ нормативно- правового регулирования, учета основных средств;
4)разработать предложения по совершенствованию учета основных средств, начисления амортизации их переоценки;
5)провести анализ эффективности использования основных средств и выявить резервы их повышения.

Работа содержит 1 файл

учет основных средств и анализ эффективности их использования.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

   Прищепа А. И. [29] считает, что «износ» и «амортизация» не только разные экономические термины, но и разные по экономическому смыслу. Если износ показывает, какую долю своих первоначальных свойств объект потерял, то амортизация - какую сумму по тому или иному объекту отнесено на издержки производства.

   По  мнению Шевлюкова А. П. [46] амортизация представляет собой, с одной стороны, перенесение стоимости постепенно снашиваемых основных средств на стоимость производимой продукции, а с другой - целевое накопление денежных средств и их последующее использование для возмещения изношенных основных средств.

     Коновалов А.В.[22]В современной практике для отражения «результата расчета амортизации» применяется комбинированный подход использования счета бухгалтерского учета, ведения синтетического и аналитического учета амортизации на счете 02 «Амортизация основных средств» для расчетов, связанных с амортизационным фондом используется счет управленческого учета «Амортизационный фонд». Однако результаты последних исследований  позволяют предположить вариант использования для целей управленческого учета амортизационного фонда счетов систематического бухгалтерского учета. В связи с этим предлагается открыть к счету 80 «Уставный капитал» два аналитических счета «Уставный капитал во внеоборотных  и оборотных активах», «Амортизационный фонд». Предложенная методика формирования и учета амортизационного фонда существенно повысит информационное обеспечение процесса управления амортизационными отчислениями и контроля за целенаправленным их использованием.

     Ефимова О.В.[7] предлагает определить ликвидационную стоимость следующим образом:

     1) при поступлении любого объекта  основных средств необходимо  сделать допущение, что за время  его эксплуатации он будет  использован в полном объеме. В этом случае использовать  нижнюю границу коэффициента  ликвидности (5%) в качестве критерия оценки ликвидной стоимости по отношению к рыночной стоимости.

     2) в случае повышения коэффициентов  ликвидности своего нижнего порога (5%) необходимо в бухгалтерском  учете уменьшить сумму начисленной  амортизации по объекту на  полученную разницу методом красного сторно: в случае если коэффициент будет меньше – доначислить амортизацию.

     Использование на практике предложенной методики определения  амортизационной стоимости объектов основных средств с учетом их ликвидационной стоимости позволяет приблизить отечественный учет к Международным стандартам финансовой отчетности, а также уменьшить затраты, связанные с амортизацией основных средств, что будет способствовать снижению себестоимости продукции, работ, услуг.

     Кандидат  экономических наук Снитко К. [33]считает, что в нормативных документах целесообразно установить две учетные единицы – инвентарные объекты и комплексы основных средств. Комплекс основных средств будет представлять собой систему средств труда или совокупность взаимосвязанных основных средств. Эти комплексы могут быть подразделены в соответствии со структурой капитальных вложений, что важно для планирования, составления баланса производственных мощностей, расчета количества рабочих мест. А внутри комплекса для расчета амортизации вести учет по каждому входящему в комплекс объекту.

     Нуждается в совершенствовании действующий  порядок основных средств. В настоящее  время объекты основных средств, созданные подрядным способом, зачисляются  в основные средства по сметной стоимости; выстроенные же хозяйственным способом – в сумме фактических затрат на строительство. В связи с этим предлагается в основу оценки всех объектов строительства, независимо от способа работ, положить сметную стоимость, а сумма отклонений от сметной стоимости списать на уменьшение или увеличение добавочного фонда.

     Экономист Калинович О.[36] считает, что для сокращения сроков получения результатов при проведении инвентаризации основных средств на предприятиях необходимо использовать следующие методы:

     - привлечение дополнительных человеческих ресурсов, как правило работников смежных отделов, это позволяет экономить время на проведение инвентаризации и получать результаты более оперативно.

     - проведение инвентаризации в  выходные либо праздничные дни.  В этом случае график работы  предприятия не корректируется, а дополнительные затраты состоят из оплаты сверхурочных сотрудников, занятых в инвентаризации,  является применение сканеров и штрих-кодов.

  Кругликова  А. И. предлагает следующую методику учета расходов на поддержании основных средств в рабочем состоянии [19]. Проведенные исследования показывают, что на современном этапе многие предприятия не производят отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт, а расходы на ремонт основных средств относят на затраты производства по мере их возникновения. В Российской Федерации предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт определена в законодательном порядке и не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

  В этих условиях, автор считает целесообразным, расходы на поддержание основных средств в рабочем состоянии подразделять на:

  - экономически целесообразные;

  - экономически нецелесообразные,

  Разграничение расходов на поддержание основных средств  в рабочем состоянии на экономически целесообразные и экономически нецелесообразные требует нового порядка отражения  вышеуказанных расходов на счетах бухгалтерского учета. Так,  финансирование экономически нецелесообразных расходов на поддержание основных средств в рабочем состоянии, предлагается осуществлять за счет собственного источника – прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

  Анализируя  работы перечисленных авторов, можно сделать вывод, что учет основных средств требует дальнейшего совершенствования, та как они оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

     3.1. Документальное оформление поступления,  перемещения, выбытия основных средств 

    Поступающие в СПК имени Гашкевича основные средства должны быть документально  оформлены в соответствии со стандартами, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь.

    Документальное  оформление поступления основных средств  в СПК зависит от каналов поступления, которыми могут быть:

    - приобретение со стороны;

    - строительство подрядным способом;

    - формирование основного стада;

    - безвозмездная передача и получение  в безвозмездное пользование  от других организаций и лиц;

    - взятие в лизинг с последующим  выкупом.

    Оприходование построенных подрядным способом объектов в СПК производится на основании  актов, составленных приемочной комиссией.

    Акт о приемке в эксплуатацию объекта  составляется в пяти экземплярах, два  из которых представляются в орган  управления и юридическому лицу, назначившим  приемочную комиссию, два – заказчику  и один – подрядчику. Акт подписывается  всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом, назначившим комиссию.

    Акты  о приемки в эксплуатацию объектов утверждаются решением     ( приказом, постановлением) местных  исполнительных органов или иных юридических лиц, назначивших комиссию, в срок не более пятнадцати дней после подписания актов.

    Для оформления операций по поступлению (вводу  в эксплуатацию), приему отремонтированных (реконструированных) основных средств  в СПК имени Гашкевича применяются  следующие типовые унифицированные  формы документов:

    - акт о приеме-передаче объекта  основных средств (ф.№ОС-1а) (приложение А) применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию. Акт утверждается председателем СПК- получателя и организации – сдатчика и составляется в количестве не меньше 2-х экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному объекту.

     - накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2) (приложение Б), применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения в другое. Она выписывается передающей стороной в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика.

     - акт о приеме-сдаче отремонтированных,  реконструированных, модернизированных  объектов основных средств (ф.  № ОС-3) (приложение В), подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на прием объектов основных средств, а также представителями организации проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию и утверждается руководителями организации или уполномоченным им лицом, после чего сдаются в бухгалтерию.

     - акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС-14), применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств, составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в 2-х экземплярах утверждается руководителем или уполномоченным лицом.

     - акт о приеме-передаче оборудования  в монтаж (ф. № ОС-15), применяется  при проведении монтажных работ  подрядным способом, в состав  приемочной комиссии входит представитель  подрядной  монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте и ему передается копия акта.  

     - акт о приеме-передаче объекта  основных средств (ф. № ОС-1)  составляется в одном экземпляре  на каждый объект в отдельности.  В акте указывают наименование  объекта, год постройки или  выпуска заводом, краткую характеристику  объекта, первоначальную стоимость, сумма амортизации (для объекта бывшего в эксплуатации), инвентарный номер, место использования объекта, результаты испытания, его соответствие, технические условия, заключение комиссии и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. Акт утверждает председателем СПК.

     После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию, на основании этих документов бухгалтерия  производит записи в инвентарные  карточки основных средств. К акту прилагают техническую документацию (паспорт,  чертежи), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.

     Оприходование основных средств на склад СПК  имени Гашкевича производится по документам поставщика, то есть по договору купли-продажи и товарной накладной ф. № ТН-1, ТН-2 (приложение Г), на которых расписывается материально-ответственное лицо в получении объекта основных средств. Накладные служат основанием для расчетов за перевозку ТМЦ, учета выполненной транспортной работы и расчетов по НДС.

     Акт на перевод животных (приложение Д) применяется для учета перевода крупного рогатого скота,  лошадей  из одной учетной группы в другую, включая перевод в основное стадо.

     Выбытие объекта имеет место в случаях  продажи, физического износа, безвозмездной передачи, ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях. Стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с баланса СПК.

     Для решения вопроса о целесообразности дальнейшего использования объектов основных средств, для оформления документации на списание приказом председателя создается комиссия. На комиссию возложены обязанности: устанавливать непригодность объекта к восстановлению и использованию, производить осмотр выбывающих объектов, устанавливать причины их списания, определять стоимость объектов при реализации их другому юридическому или физическому лицу, а также при передаче в аренду.

     Результаты  принятого комиссией решения  оформляются актом на списание основных средств (приложение Е) или актом на списание автотранспортных средств. В актах указывается наименование объекта, дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные ремонты, причина выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления.

Информация о работе Учёт основных средств и анализ эффективности их использования