Трудовые ресурсы организации (предприятия) и эффективность их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать эффективность использования труда в организации торговли.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Определить сущность понятия «Персонал организации (предприятия)»;
- Рассмотреть классификацию персонала;
- Определение обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами ;

Содержание

1.Введение…стр. 2 – 3
2.Теоретическая часть. 2.1.Персонал организации (предприятия), его классификация, характеристики по профессиям, специальностям, квалификации…стр.4 – 7
2.2..Определение обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами …стр. 8 – 11
2.3..Нормирование труда, виды норм стр. 12 – 15
2.4.. Производительность труда, ее показатели и измерители стр. 16 – 20
3.Практическая часть… стр.21 – 24
4.Заключение…стр. 25 – 26
5.Список использованной литературы… стр. 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа!.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Содержание.

1.Введение…стр. 2 – 3

2.Теоретическая часть.                                                                                             2.1.Персонал организации (предприятия), его классификация, характеристики по профессиям, специальностям, квалификации…стр.4 – 7

2.2..Определение обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами …стр. 8 – 11    

2.3..Нормирование труда, виды норм  стр. 12 – 15          

2.4.. Производительность труда, ее показатели и измерители  стр. 16 – 20    

3.Практическая часть… стр.21 – 24

4.Заключение…стр. 25 – 26    

5.Список использованной литературы… стр. 27     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

На современном  этапе развития экономики, объективно усиливается роль организации труда, что объясняется более высоким уровнем обобществления труда и производства, качественными изменениями в рабочей силе и средствах производства в период научно-технической революции.

Формирование  персонала в условиях рыночных отношений  опирается на действие механизма  внутреннего рынка труда организации. Смысл создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми работниками и придает постоянный характер рыночным отношениям между работодателем и наемным работником в течение всего срока действия трудового договора. В соответствии с этим договором работодатель создает и постоянно поддерживает необходимые условия труда, а работник постоянно обеспечивает выполнение своих трудовых функций на высоком качественном уровне в установленные сроки.

Важным показателем, характеризующим работу торговых предприятий, является производительность труда  и эффективность использования  трудовых ресурсов.

Об актуальности темы свидетельствует, в частности, тот факт, что результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение бизнес-плана, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов. Кроме того, интенсификация общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции предполагают максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий. 
Достаточная обеспеченность компании нужными трудовым ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для объёмов оказания услуг и повышения эффективности работы компании. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и, как результат объём оказания услуг, себестоимость перевозок, прибыль и ряд других экономических показателей.

Критерием социально-экономической  эффективности является полнота  удовлетворения личных, коллективных и общественных потребностей людей при наиболее рациональном использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов общества.

Производительность  же труда торговых работников является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия торговли, выражением эффективности затрат труда.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать эффективность использования труда  в организации торговли.

В ходе работы следует  выполнить ряд задач:

- Определить сущность понятия «Персонал организации (предприятия)»;

- Рассмотреть классификацию персонала;

- Определение обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами ;   

- Определить сущность и значение производительности труда,е1тпоказателей и измерителей ;

Проблема производительности труда торговых работников не достаточно изучена, особенно много вопросов по совершенствованию производительности труда, среди них выделяют повышение материальной заинтересованности, техническая оснащенность, квалификации и т.п. Нет четкой методики расчета резервов повышения производительности.

Вопросы анализа  эффективности труда торговых работников, и повышения их производительности достаточно хорошо рассмотрены отечественными авторами С.Н. Лебедевой, Л.В. Мисниковой, Л.И. Кравченко, Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой и др.

В целом при  написании работы широко использовалась научная литература и материалы  периодической печати, освещающие проблемы эффективности трудовых ресурсов в  торговле.

Курсовая работа состоит из четырех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы. 
 
 
 

2.Теоретическая  часть.

2.1. Персонал организации (предприятия), его классификация, характеристики по профессиям, специальностям, квалификации.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "персонал" предприятия. 

Трудовые  ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.   

Персонал  предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица-собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности организации своим личным трудом. Персонал (сотрудники) постоянно заинтересованы в надежности своего рабочего места, в максимально возможной зарплате и социальных гарантиях, хороших условиях работы и согласии, а также в высоком престиже своего предприятия. Часто встречающимися мотивами являются также возможности профессиональной реализации своих способностей и личного признания. Интересы сотрудников защищаются также профсоюзами и органами представительства наемных рабочих на предприятии.С практической точки зрения персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником.

Персонал организации  в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. При этом цели определяются интересами собственника и являются основой для выработки стратегии и политики управления предприятием, которые в свою очередь предполагают эффективную реализацию поставленных целей. Ведущая роль в выполнении стратегических решений по достижению этих целей принадлежит персоналу предприятия.

Все работники  предприятия делятся на две группы:  
- промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;  
- непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия. 

По характеру  выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих). 

  • Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники. В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс). 
  • Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.   
  • Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.   
  • Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия. В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации. 

  • Профессия - определенный вид деятельности (занятий) человека, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения.   
  • Специальность - вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.   
  • Квалификация - степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Сегодня в практике существуют два основных подхода к решению проблем персонала. Первый акцентирует внимание на том, что "управление человеческими ресурсами" охватывает стратегические аспекты решения данной проблемы, включая и вопросы социального развития, а "управление персоналом" в большей мере относится к оперативной работе с кадрами. Второй подход исходит из того, что "управление человеческими ресурсами" ориентировано прежде всего на вопросы государственного регулирования отношений в области труда и занятости, а "управление персоналом" - на трудовые отношения на уровне предприятия.

Сфера деятельности На что направлена Типичные функции Кому докладывают  о выполнении
Управление  человеческими ресурсами (стратегический аспект) На решение  глобальных, долговременных, принципиально новых задач   Планирование  человеческих ресурсов

Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации

Планирование  затрат на персонал в рамках стратегии  общих затрат фирмы и др.

Президенту  корпорации  
Работа  с персоналом (оперативная деятельность) На решение  повседневных проблем, которые требуют  административного вмешательства Подбор и  расстановка кадров

Управление трудовой мотивацией

Контроль за состоянием техники безопасности

Разрешение конфликтов

Вице-президенту корпорации  
 

В России все  работники делятся по следующим  классификационным признакам:

  • по функциям, выполняемым в производственном процессе, персонал подразделяется на шесть категорий: рабочие (основные и вспомогательные), инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики, охрана;
  • по характеру фактической деятельности (роду занятий): основанием для отнесения работника к категории служит не образование, а занимаемая должность; в основу классификации занятий положено сочетание профессионального и отраслевого признаков;
  • по принципу участия рабочих в технологическом процессе: по производству продукции рабочие подразделяются на основных и вспомогательных ;
  • по сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.

Все работники  сферы материального производства подразделяются на две группы:

а) персонал, занятый  в основной деятельности (в промышленности эти работники составляют промышленно-производственный персонал);

б) персонал, занятый  в неосновной деятельности, или прочий персонал: к этой категории относится персонал непромышленных организаций, входящих в структуру предприятия.

Социальная система  предприятия закономерно разделяется  на две основные подсистемы: управляющую  и управляемую. Таким образом, субъектом  управления персоналом выступает управленческий персонал, а объектом - производственный персонал. К работающему по найму управленческому персоналу, или, как их образно называют, "белым воротничкам", относят менеджеров и администраторов, работников умственного труда и специалистов, а также конторских служащих.                                                          К персоналу, который занят непосредственно на производстве и участвует в осуществлении технологического процесса - "синим воротничкам", в практике менеджмента чаще всего относят всех рабочих, без разделения на группы основных, вспомогательных и обслуживающих, как это до сих пор принято па отечественных предприятиях. 
 
 
 

2.2.Определение обеспеченности организации(предприятия)трудовыми ресурсами.

Для определения  обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами используется целая система показателей.  Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников: 

Информация о работе Трудовые ресурсы организации (предприятия) и эффективность их использования