Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:35, курсовая работа
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики. Современная Беларусь - быстроразвивающееся государство, находящееся в центре Европы. Поэтому её экономика с каждым годом требует всё больше топливных ресурсов. За счёт местных ресурсов наша страна может удовлетворить свои потребности не более чем на 10%, так как крупных залежей топливно-энергетических ресурсов у нас нет. Сама Республика Беларусь относится к странам, небогатым топливными ресурсами, поэтому свои потребности она вынуждена удовлетворять за счёт импорта ресурсов, преимущественно из России.
Введение 3
1. Характеристика топливно-энергетического комплекса Беларуси 4
2. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь 8
3. Проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики беларусь 17
Заключение 27
Список используемой литературы 31
Доказанные запасы природного газа Республики Казахстан составляют 3 трлн.куб.м. Между ОАО ”Газпром“ и ”Интергаз Центральная Азия“ подписаны соглашения о транспортировке российского и среднеазиатского газа по территории Казахстана. С учетом ранее заключенных с ОАО ”Газпром“ контрактов в настоящее время в Казахстане нет свободных объемов газа для поставки в Беларусь.
Иран располагает вторыми в мире (после Российской Федерации) запасами природного газа, доказанные запасы составляют около 26,74 трлн.куб.м. Добыча газа составляет 87 млрд.куб.м в год. Однако почти весь добываемый газ реализуется внутри страны. В настоящее время отсутствует инфраструктура поставки газа в направлении Беларуси.
В настоящее время обеспечение нефтью НПЗ Беларуси ориентировано на поставки из России как по системе нефтепроводов ”Дружба“, так и по нефтепроводу ”Сургут – Полоцк“.
В качестве альтернативы существующей схеме поставок возможны следующие направления:
южное – через порты на Черном море (Одесса);
северное – через порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге, Клайпеда).
Поставщиками могут быть страны – экспортеры нефти, ведущие добычу как в районах Северного моря (Англия, Норвегия), в зоне Персидского залива (страны Ближнего и Среднего Востока) или страны Средней Азии и Каспийского региона (Казахстан и Азербайджан).
Для северного варианта необходима организация обратной перекачки нефти по нефтепроводу из порта ”Вентспилс“ (замена трубы 6 км, строительство НПС и системы учета нефти, изменение технологических схем промежуточных насосных станций ”Джуксте“ и ”Скрудалиена“, строительство резервуарного парка объемом 100 – 150 тыс.куб.м). Необходимые инвестиции составляют порядка 40 млн. долларов США.
Для доставки нефти по южному варианту необходимы следующие объемы инвестиций (требуют уточнения, в случае принятия решения о реализации проекта) и проведение мероприятий:
в случае использования комбинированного маршрута доставки нефти (по магистральному нефтепроводу ”Одесса – Броды“, перевалка в вагоноцистерны на эстакаде в Бродах и дальнейшей транспортировки по железнодорожной дороге) инвестиций не требуется.
Для южного варианта возможно использование нефтепровода ”Баку – Супса“, а также приобретенных Казахстаном нефтеналивных терминалов в Грузии и Украине. Это сделает возможным доставку казахстанской нефти в Беларусь, в том числе и железнодорожным транспортом через Украину.
Также необходимо продолжить проработку вопроса об участии белорусских компаний в разработке месторождений и добычи нефти за пределами Республики Беларусь (в Венесуэле, Иране, Азербайджане).
Целесообразность существенного увеличения использования угля в энергетическом балансе республики определяется объемом его запасов, достаточным для использования на длительную перспективу, ценами на уголь с учетом транспортных затрат, возможностями его импорта от различных поставщиков, то есть их диверсификации, и заключения долгосрочных контрактов на его поставку. Так, из-за значительного объема мировых запасов угля порядка 1 трлн. тонн прогнозируемые темпы роста цен на уголь значительно ниже, чем на нефть и газ.
Для условий республики наиболее вероятными поставщиками в течение достаточно длительного периода могут быть (с учетом имеющихся запасов и расстояния до границ Беларуси) Польша, Украина и Россия. В меньшей степени имеется возможность использовать Европейскую биржу на условиях поставки в европейские порты (Амстердам, Роттердам и др.) из других регионов (ЮАР, Венесуэла, Колумбия, Австралия, Индонезия и др.) и далее через порты в Балтийском море (Россия, Литва, Латвия) железнодорожным транспортом в республику.
Для обеспечения возможного с точки зрения экономической целесообразности импорта электроэнергии в Республику Беларусь предусматриваются варианты поставок из России, Украины. По существующим межгосударственным линиям электропередачи имеется возможность передачи мощности из России – 1200 МВт, Украины – 800 МВт.
Экологическая часть энергетической политики включает:
- сокращение выбросов вредных веществ энергетическими объектами;
- постоянный контроль выбросов загрязняющих веществ стационарными приборами учета;
- продолжение работы по внедрению мониторинга окружающей среды;
- обеспечение жесткого контроля процесса заготовки (добычи) местных видов топлива;
- совершенствование
налоговой и тарифной политики, стимулирующей
всех производителей электроэнергии и
теплолэнергии к разработке и внедрению
экологически чистых технологий и оборудования.[1]
Основной целью энергетической политики республики является определение путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий для производства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населения высокоразвитых европейских государств.
Одной из наиболее важных и сложных проблем электроэнергетики является старение основного оборудования электростанций. В настоящее время 60 % оборудования практически выработало свой технический ресурс, работоспособность его поддерживается за счет ремонтов, объемы которых ежегодно возрастают. Следовательно, требуется широкомасштабное техническое перевооружение отрасли с использованием передовых технологий. Простая замена оборудования и продление ресурса энергоблоков — не самый дешевый способ. Специалисты пришли к выводу, что наиболее выгодной является модернизация и реконструкция существующих электростанций и котельных путем внедрения современных газотурбинных и парогазовых установок с более высоким КПД.
В условиях ограниченности собственной ресурсной базы актуальными являются проблемы энергетической безопасности республики, дефицита финансовых средств в энергетической отрасли, полной зависимости республики по топливообеспечению от основного поставщика - России. Проблема обусловлена тем, что мы покупаем более 80 % топлива за границей (преимущественно в России) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию.
Необходимыми условиями достижения энергетической независимости и безопасности государства является не только наличие резерва электрической и тепловой мощности, запасов топлива, надежность оборудования и т.д., но и соблюдение некоторых критериев. Первый — если энергетика страны основывается на импорте топлива, то закупки не должны осуществляться в одной стране. Второй — доля каждого вида топлива имеет свою предельную величину, энергетика не должна развиваться только на одном виде топлива.
Для
устойчивого и надежного
Использование данных технологий будет способствовать росту КПД электростанций, повышению надежности энергообеспечения, экономии топлива. Реализация проектов внедрения парогазовых циклов на ряде действующих на территории республики электростанций поможет значительно сократить к 2015 г. импорт энергии из России.
В условиях ограниченности собственных энергоресурсов актуальным представляется расширение ресурсной базы электроэнергетики. Увеличение доли природного газа в топливообеспечении генерирующих объектов с 69 до 89 % позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в республике.
Введение
атомной энергетики в топливно-энергетический
баланс страны позволит осуществить
диверсификацию использования топливно-
Топливная промышленность Беларуси представлена предприятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди которых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. В нефтеперерабатывающей промышленности основными направлениями организационно-технологической перестройки являются:
- увеличение глубины переработки нефти до 80—85 %;
- наращивание производства и экспорта высококачественных нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов;
- снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;
- вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.
Основной проблемой функционирования предприятий торфоперерабатывающей отрасли остается постоянный недостаток финансовых средств, вызванный несвоевременным и недостаточным по объему выделением бюджетных средств на покрытие разницы между оптовой и розничной ценами на брикет, поставляемый населению.
Частично сократить поставки топлива из-за рубежа позволит расширение использования местных топливных ресурсов Республики Беларусь, таких как нефть, попутный газ, бурые угли, торф, древесина, отходы животноводства. Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой части импортируемого топлива может стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в 1,5—2 раза.
Достижение решения проблем возникающих в ТЭК возможно только за счет комплексной реализации основных организационно-экономических, технических направлений в повышении эффективности использования ТЭР, что включает законодательно-правовую и нормативно-техническую базы, в состав которых должны войти доработанные или новые стандарты, строительные нормы и правила технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Наиболее значимыми организационно-экономическими мерами являются следующие:
- снижение конечного потребления энергоресурсов за счет структурной перестройки промышленности, внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов;
- осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
- введение для оценки работы министерств, ведомств таких показателей, как снижение суммарного объема и повышение коэффициента полезного использования котельно-печного топлива;
- поэтапный переход от нормирования расхода ТЭР на выпуск продукции (работ, услуг) к проведению регулярных аудитов промышленных предприятий и внесению удельных норм расхода ТЭР в соответствующие нормативные документы;
- ориентация тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топливо с целью поэтапного ухода от перекрестного субсидирования с включением в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;
- разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности промышленного производства и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих объектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;