Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:35, курсовая работа
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики. Современная Беларусь - быстроразвивающееся государство, находящееся в центре Европы. Поэтому её экономика с каждым годом требует всё больше топливных ресурсов. За счёт местных ресурсов наша страна может удовлетворить свои потребности не более чем на 10%, так как крупных залежей топливно-энергетических ресурсов у нас нет. Сама Республика Беларусь относится к странам, небогатым топливными ресурсами, поэтому свои потребности она вынуждена удовлетворять за счёт импорта ресурсов, преимущественно из России.
Введение 3
1. Характеристика топливно-энергетического комплекса Беларуси 4
2. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь 8
3. Проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики беларусь 17
Заключение 27
Список используемой литературы 31
- создания комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации - производство электрической энергии, теплоты и холода;
- создания проектов жилых, административных и общественных зданий с половым отоплением на базе использования низкопотенциальной теплоты;
- реконструкции и модернизации котельных в направлении глубокой утилизации теплоты дымовых газов и теплоты конденсации водяных паров дымовых газов;
- создания биогазовых установок на очистных сооружениях;
- создания общегородских холодильников на базе использования холода, образуемого при дросселировании природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов и при крупных энергоисточниках;
- массового внедрения индивидуальных устройств автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах;
- вовлечения населения в процесс энергосбережения и повышения энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилом комплексе;
- реализации проектов жилых, общественных и административных энергоэффективных зданий с регулируемой вентиляцией, как приточной, так и вытяжной, с одним вводом теплоносителя в отдельную квартиру (отдельный офис) для организации поквартирного учета тепла и регулирования теплоснабжения, с утилизацией вентиляционных выбросов;
- реализации комплексного подхода к энергоснабжению агрогородков за счет создания и внедрения в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих предприятиях биогазовых комплексов, электрогенерирующих установок на местных видах топлива.
В результате реализации перечисленных задач будет:
- снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии в ГПО "Белэнерго" не менее чем на 10 процентов к 2015 году;
- достигнуто снижение потерь в тепловых сетях до 8 процентов;
- увеличено комбинированное производство электрической и тепловой энергии (соотношение между выработкой электроэнергии на конденсационных и теплофикационных источниках) к 2015 году на уровне 55 и 45 процентов;
- достигнуто снижение удельных энергозатрат на производство продукции в промышленности на 15 - 20 процентов;
- доведен удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м в год после капитального ремонта и реконструкции зданий;
- достигнуто к 2015 году строительство не менее 60 процентов энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 этажей до 9 этажей) и 90 кВт·ч/кв. м - для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей) от объемов строительства;
- введено в эксплуатацию гидроэлектростанций мощностью около 103 МВт;
- введено до 2015 года биогазовых установок общей мощностью 39 МВт;
- увеличена в 2011 - 2015 годах суммарная электрическая мощность ветропарков до 300 МВт;
- увеличен объем других видов энергоносителей (солнечная энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно до 100 тыс. т.у.т.[3]
Суть основных принципов экономической и тарифной политики формируется следующим образом.
Развитие нормативной базы должно осуществляться на совокупности взаимоувязанных актов, обеспечивающих реализацию единой политики государства при регулировании деятельности ТЭК предусматривает:
- принятие базовых нормативных и правовых актов;
- разработку правовых норм функционирования энергетических рынков.
Для организации функционирования и регулирования деятельности предприятий и организаций ТЭК в условиях рыночной экономики должны быть приняты нормативные акты:
- определяющие правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития отраслей ТЭК;
- устанавливающие степень участия государства в управлении отраслями ТЭК и регулирования цен и тарифов на энергоносители;
- регламентирующие основные принципы формирования и функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), а также рынка других видов энергоносителей;
- обеспечивающие основные направления реструктуризации отраслей ТЭК;
- гарантирующие государственную защиту потребителям ТЭР;
- разграничивающие функции республиканского и местных органов власти и управления в области обеспечения ТЭР;
- создающие стабильную правовую среду для внешнеэкономической деятельности предприятий ТЭК;
- обеспечивающие энергетическую безопасность Республики Беларусь.
С учетом планируемого реформирования электроэнергетической отрасли требуется разработка и принятие следующих первоочередных документов:
- постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Концепции реструктуризации электроэнергетической отрасли»;
- Закона Республики Беларусь «Об электроэнергетике»;
- Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию».
Учитывая
перспективную возможность
Правовая система энергетического рынка на первом этапе должна обеспечить:
- достаточный уровень конкуренции между поставщиками мощности и энергии;
- возможность расширения участников рынка как за счет привлечения новых потребителей, так и независимых поставщиков энергии;
- возможность заключения договоров на поставку энергии различной стоимости, от долгосрочных соглашений до оперативных поставок по суточным и по часовым заявкам;
- гарантии открытого доступа к единой транспортной сети;
- наличие информационной сети рынка;
- оптимизацию режимов работы поставщиков энергии;
- обоснованное и объективное определение затрат на генерацию, передачу и распределение энергии;
- формирование системы тарифов на продаваемую энергию и цен на топливо с объективным учетом инвестиционной, транспортной, инфраструктурной и экологической составляющей;
- жесткую иерархическую координацию диспетчерского управления всеми технологическими процессами и координацию коммерческой деятельности участников рынка.
Первоочередными
документами, регламентирующими
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения субъектов энергетического рынка между собой и с органами государственного управления;
- положение о принципах формирования структуры оптового продавца и покупателя энергии на республиканском и областном уровнях, их функции и права;
- методики формирования и регулирования тарифов на энергию на всех ступенях купли-продажи;
- нормативные
правовые акты, регулирующие оптовый и
потребительский рынок энергии, включая
акты о защите прав потребителей электрической
и тепловой энергии.
Процессы преобразования в отраслях ТЭК должны протекать при сочетании шагов по предоставлению полной экономической самостоятельности предприятиям и мер прямого государственного регулирования, контроля деятельности естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:
- гласности и открытости методов государственного регулирования;
- адресности государственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;
- обеспечения прав потребителей;
- регулирования отношений собственности;
- регулирования цен и тарифов на энергоресурсы с обеспечением экономически обоснованной доходности предприятий отраслей ТЭК;
- проведения налоговой и кредитной политики.
Для Республики Беларусь представляется наиболее целесообразным преобразовать предприятия концернов в открытые акционерные общества с полной хозяйственной самостоятельностью и создать на базе предприятий отраслей ТЭК белорусские национальные компании холдингового типа.
Схема реформирования электроэнергетической отрасли должна основываться на следующих концептуальных принципах:
- постепенность и поэтапность реформирования;
- единое оперативно-диспетчерское управление;
- единая техническая и финансово-экономическая политика в отрасли;
- разделение функций производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии;
- монополия государства на оперативно-диспетчерское управление и управление оптовым рынком электроэнергии;
- юридическая и хозяйственная самостоятельность организаций при сохранении государственного регулирования отдельных видов деятельности;
- принадлежность государству акционерного капитала.
Необходимо провести экспертные оценки различных вариантов диверсификации поставок энергоносителей и для определения конкретных мероприятий необходимо провести детальную их проработку.
Перспективным
является сотрудничество на основе добычи
Беларусью углеводородов в
В настоящее время природный газ в Беларусь поставляется полностью из России. При рассмотрении альтернативных вариантов удовлетворения потребности республики в природном газе необходимо учитывать ряд факторов: обеспеченность запасами, экономичность и увеличение цен на газ до мирового уровня к 2011 году.
В
настоящее время в
Транспортировка туркменского газа в Беларусь возможна по системе газопроводов САЦ через компрессорную станцию ”Александров Гай“, расположенную на территории России. Иных путей транспортировки природного газа из Туркменистана нет.