Топливно-энергетический комплекс Беларуси и проблемы регулирования его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики. Современная Беларусь - быстроразвивающееся государство, находящееся в центре Европы. Поэтому её экономика с каждым годом требует всё больше топливных ресурсов. За счёт местных ресурсов наша страна может удовлетворить свои потребности не более чем на 10%, так как крупных залежей топливно-энергетических ресурсов у нас нет. Сама Республика Беларусь относится к странам, небогатым топливными ресурсами, поэтому свои потребности она вынуждена удовлетворять за счёт импорта ресурсов, преимущественно из России.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика топливно-энергетического комплекса Беларуси 4
2. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь 8
3. Проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики беларусь 17
Заключение 27
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

- создания комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации - производство электрической энергии, теплоты и холода;

- создания проектов жилых, административных и общественных зданий с половым отоплением на базе использования низкопотенциальной теплоты;

- реконструкции и модернизации котельных в направлении глубокой утилизации теплоты дымовых газов и теплоты конденсации водяных паров дымовых газов;

- создания биогазовых установок на очистных сооружениях;

- создания общегородских холодильников на базе использования холода, образуемого при дросселировании природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов и при крупных энергоисточниках;

- массового внедрения индивидуальных устройств автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах;

- вовлечения населения в процесс энергосбережения и повышения энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилом комплексе;

- реализации проектов жилых, общественных и административных энергоэффективных зданий с регулируемой вентиляцией, как приточной, так и вытяжной, с одним вводом теплоносителя в отдельную квартиру (отдельный офис) для организации поквартирного учета тепла и регулирования теплоснабжения, с утилизацией вентиляционных выбросов;

- реализации комплексного подхода к энергоснабжению агрогородков за счет создания и внедрения в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих предприятиях биогазовых комплексов, электрогенерирующих установок на местных видах топлива.

    В результате реализации перечисленных  задач будет:

- снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии в ГПО "Белэнерго" не менее чем на 10 процентов к 2015 году;

- достигнуто снижение потерь в тепловых сетях до 8 процентов;

- увеличено комбинированное производство электрической и тепловой энергии (соотношение между выработкой электроэнергии на конденсационных и теплофикационных источниках) к 2015 году на уровне 55 и 45 процентов;

- достигнуто снижение удельных энергозатрат на производство продукции в промышленности на 15 - 20 процентов;

- доведен удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м в год после капитального ремонта и реконструкции зданий;

- достигнуто к 2015 году строительство не менее 60 процентов энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч/кв. м для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 этажей до 9 этажей) и 90 кВт·ч/кв. м - для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей) от объемов строительства;

- введено в эксплуатацию гидроэлектростанций мощностью около 103 МВт;

- введено до 2015 года биогазовых установок общей мощностью 39 МВт;

- увеличена в 2011 - 2015 годах суммарная электрическая мощность ветропарков до 300 МВт;

- увеличен объем других видов энергоносителей (солнечная энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно до 100 тыс. т.у.т.[3]

       Суть  основных принципов экономической  и тарифной политики формируется  следующим образом.

  1. Экономический механизм, ценовая и тарифная политика будут в одинаковой степени стимулировать и производителей и потребителей ТЭР к разработке и внедрению энергоэффективных технологий и к снижению затрат на всех стадиях производства, транспорта и потребления топлива, электрической и тепловой энергии.
  2. Государственное регулирование будет осуществляться с учетом того, чтобы тарифы на электро- и теплоэнергию, а также цены на все виды топлива обеспечивали самофинансирование функционирования и развития энергоснабжающих организаций и предприятий ТЭК.
  3. Тарифы на все виды энергоносителей будут обеспечивать сбалансированность социально-экономических интересов производителей и общества, ликвидацию перекрестного субсидирования льготируемых групп потребителей с принятием адекватных мер по защите малоимущих.
  4. Тарифы на электрическую энергию, теплоэнергию и природный газ должны быть двухставочные и максимально дифференцированы по времени года и суток, параметрам (напряжение, давление, температура, калорийность и т.п.), регионам, категориям потребителей.
  5. Процесс формирования и утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на топливо будет открытым и доступным для контроля со стороны потребителей и общественности на всех стадиях.
  6. По мере реализации планов структурной перестройки экономики в целом и отраслей ТЭК, формирования полноценного энергетического рынка и его инфраструктуры степень государственного контроля за ценами и тарифами должна ослабиться, а основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии.

       Развитие  нормативной базы должно осуществляться на совокупности взаимоувязанных актов, обеспечивающих реализацию единой политики государства при регулировании деятельности ТЭК предусматривает:

- принятие базовых нормативных и правовых актов;

- разработку правовых норм функционирования энергетических рынков.

       Для организации функционирования и регулирования деятельности предприятий и организаций ТЭК в условиях рыночной экономики должны быть приняты нормативные акты:

- определяющие правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития отраслей ТЭК;

- устанавливающие степень участия государства в управлении отраслями ТЭК и регулирования цен и тарифов на энергоносители;

- регламентирующие основные принципы формирования и функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), а также рынка других видов энергоносителей;

- обеспечивающие основные направления реструктуризации отраслей ТЭК;

- гарантирующие государственную защиту потребителям ТЭР;

- разграничивающие функции республиканского и местных органов власти и управления в области обеспечения ТЭР;

- создающие стабильную правовую среду для внешнеэкономической деятельности предприятий ТЭК;

- обеспечивающие энергетическую безопасность Республики Беларусь.

       С учетом планируемого реформирования электроэнергетической  отрасли требуется разработка и принятие следующих первоочередных документов:

- постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Концепции реструктуризации электроэнергетической отрасли»;

- Закона Республики Беларусь «Об электроэнергетике»;

- Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию».

       Учитывая  перспективную возможность строительства  АЭС, необходимо принять меры по формированию законодательства республики в области  использования ядерной энергии. К таким мерам относится разработка и принятие базового Закона Республики Беларусь "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности".

       Правовая  система энергетического рынка  на первом этапе должна обеспечить:

- достаточный уровень конкуренции между поставщиками мощности и энергии;

- возможность расширения участников рынка как за счет привлечения новых потребителей, так и независимых поставщиков энергии;

- возможность заключения договоров на поставку энергии различной стоимости, от долгосрочных соглашений до оперативных поставок по суточным и по часовым заявкам;

- гарантии открытого доступа к единой транспортной сети;

- наличие информационной сети рынка;

- оптимизацию режимов работы поставщиков энергии;

- обоснованное и объективное определение затрат на генерацию, передачу и распределение энергии;

- формирование системы тарифов на продаваемую энергию и цен на топливо с объективным учетом инвестиционной, транспортной, инфраструктурной и экологической составляющей;

- жесткую иерархическую координацию диспетчерского управления всеми технологическими процессами и координацию коммерческой деятельности участников рынка.

       Первоочередными документами, регламентирующими энергетический рынок, должны стать:

- нормативные правовые акты, регулирующие отношения субъектов энергетического рынка между собой и с органами государственного управления;

- положение о принципах формирования структуры оптового продавца и покупателя энергии на республиканском и областном уровнях, их функции и права;

- методики формирования и регулирования тарифов на энергию на всех ступенях купли-продажи;

- нормативные правовые акты, регулирующие оптовый и потребительский рынок энергии, включая акты о защите прав потребителей электрической и тепловой энергии. 

       Процессы  преобразования в отраслях ТЭК должны протекать при сочетании шагов по предоставлению полной экономической самостоятельности предприятиям и мер прямого государственного регулирования, контроля деятельности естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК.

       Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:

- гласности и открытости методов государственного регулирования;

- адресности государственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;

- обеспечения прав потребителей;

- регулирования отношений собственности;

- регулирования цен и тарифов на энергоресурсы с обеспечением экономически обоснованной доходности предприятий отраслей ТЭК;

- проведения налоговой и кредитной политики.

       Для Республики Беларусь представляется наиболее целесообразным преобразовать предприятия  концернов в открытые акционерные  общества с полной хозяйственной  самостоятельностью и создать на базе предприятий отраслей ТЭК белорусские  национальные компании холдингового типа.

       Схема реформирования электроэнергетической  отрасли должна основываться на следующих  концептуальных принципах:

- постепенность и поэтапность реформирования;

- единое оперативно-диспетчерское управление;

- единая техническая и финансово-экономическая политика в отрасли;

- разделение функций производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии;

- монополия государства на оперативно-диспетчерское управление и управление оптовым рынком электроэнергии;

- юридическая и хозяйственная самостоятельность организаций при сохранении государственного регулирования отдельных видов деятельности;

- принадлежность государству акционерного капитала.

   Необходимо  провести экспертные оценки различных вариантов диверсификации поставок энергоносителей и для определения конкретных мероприятий необходимо провести детальную их проработку.

      Перспективным является сотрудничество на основе добычи Беларусью углеводородов в Азербайджане, Венесуэле, Иране, Казахстане.

      В настоящее время природный газ в Беларусь поставляется полностью из России. При рассмотрении альтернативных вариантов удовлетворения потребности республики в природном газе необходимо учитывать ряд факторов: обеспеченность запасами, экономичность и увеличение цен на газ до мирового уровня к 2011 году.

      В настоящее время в среднеазиатском  регионе экспортерами природного газа являются Туркменистан, Узбекистан и  Казахстан. Среднеазиатский газ  экспортируется (в основном, в Россию и Украину) по системе магистральных  газопроводов ”Средняя Азия – Центр“ (далее – САЦ), построенной в 1974 году.

      Транспортировка туркменского газа в Беларусь возможна по системе газопроводов САЦ через компрессорную станцию ”Александров Гай“, расположенную на территории России. Иных путей транспортировки природного газа из Туркменистана нет.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Беларуси и проблемы регулирования его деятельности