Топливно-энергетический комплекс Беларуси и проблемы регулирования его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики. Современная Беларусь - быстроразвивающееся государство, находящееся в центре Европы. Поэтому её экономика с каждым годом требует всё больше топливных ресурсов. За счёт местных ресурсов наша страна может удовлетворить свои потребности не более чем на 10%, так как крупных залежей топливно-энергетических ресурсов у нас нет. Сама Республика Беларусь относится к странам, небогатым топливными ресурсами, поэтому свои потребности она вынуждена удовлетворять за счёт импорта ресурсов, преимущественно из России.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика топливно-энергетического комплекса Беларуси 4
2. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь 8
3. Проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики беларусь 17
Заключение 27
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

  Концепция стратегического развития объединения  «Белоруснефть» на 2007 – 2015 годы предусматривает  реализацию ряда инвестиционных проектов. Затраты на их реализацию будут обеспечены из собственных средств объединения, других источников финансирования:

1. Замедление  темпов падения добычи нефти. Основным объектом вложения инвестиций в этот проект является программа поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа на территории деятельности объединения «Белоруснефть». Ее реализация позволит максимально замедлить темпы падения добычи нефти и удерживать годовые объемы добычи на заданном уровне. Инвестиции в разработку месторождений носят стабильный характер и обеспечивают рентабельную работу всего Объединения. Для реализации проекта планируется пробурить 275 скважин, в т. ч. 229 эксплуатационных; выполнить геолого-технических мероприятий в количестве 1526 скважино-операций, в т. ч. 155 скважин восстановить методом бурения вторых стволов; выполнить работы по гидро- и солянокислотным разрывам пластов в количестве 394 скважино-операции.

2. Модернизация  газоперерабатывающего производства. Это приведет к увеличению объемов выпуска товарной продукции Белорусского газоперерабатывающего завода. Продукция (сжиженные углеводородные газы) предназначается для обеспечения внутреннего рынка Республики Беларусь и экспорта. Для повышения эффективности работы существующей схемы переработки газа к 2015 году планируется выполнить реконструкцию установки компримирования газа для повышения уровня промышленной безопасности оборудования и улучшения экологической обстановки. Благодаря реализации инвестиционного проекта, предусматривающего модернизацию и техническое перевооружение газоперерабатывающего производства, объем переработки стороннего сырья к 2015 году может быть увеличен до 520 тыс. т в год.

3. Снижение  энергетической составляющей в  себестоимости продукции. На период с 2011-го по 2015 год запланирована реализация проектов «Строительство когенерационной установки на территории нефтесборного пункта «Давыдовка» НГДУ «Речицанефть» и  «Модернизация ТЭЦ на попутном газе с применением тригенерационных технологий. 2-й пусковой комплекс» действующая на местных видах топлива (попутный нефтяной газ), обеспечивает производство энергоресурсов для технологических нужд предприятия.

  На  ОАО “Мозырский НПЗ” реализуется программа развития завода на период до 2015 года. В результате завод должен производить продукцию, соответствующую спецификациям Евро-2005 и Евро-2010, а глубина переработки нефти составит 74 процента.

  На  ОАО “Нафтан” разработана программа  его развития на 2011-2015 годы. Главная задача - повышение качества продукции до требований Евро-2005, увеличение объемов переработки нефти до 8,5-9 млн. т в год, дальнейшее углубление переработки нефти до 82 процентов, наращивание производства ароматических углеводородов (бензола и ортоксилола).

  Прогнозируемые  объемы переработки нефти на обоих  НПЗ составят (млн. т): 2005 год – 20,4; 2010 – 21,6; 2015 – 21,6; 2020 год – 21,7.

  Основные  направления развития газификации:

- строительство газопроводов в районах, не охваченных газификацией;

- дальнейшее максимальное развитие распределительных газовых сетей от существующих ГРС к крупным потребителям природного газа;

- перевод жилищного фонда со сжиженного на природный газ;

- реконструкция объектов, срок службы которых более 35 лет (газопроводы Ивацевичи-Вильнюс, Торжок-Минск-Ивацевичи, Ивацевичи-Долине, Минск-Гомель, 7 компрессорных, более 50 ГРС).

            Общая протяженность  распределительных сетей природного газа по годам: 2005 – 28000 км, 2010 – 33000 км, 2015 – 38000 км, 2020 – 43000 км.

     Планируется расширение Прибугского ПХГ до 1,35 млрд. м3 и строительство Василевичского ПХГ объемом хранения 3,1 млрд. м3.

     После 2005 года ожидается снижение потребления сжиженного газа (млн. т.у.т.): в 2002 году - 0,38, 2005 - 0,33, 2010 - 0,30, 2015 - 0,24, в 2020 году– 0,20.

     Прогноз потребления природного газа в республике по годам (млрд. м3): в 2005 году – 18,50, 2010 – 17,99, 2015 – 17,45, в 2020 году – 16,90.

      С учетом планируемого роста переработки  нефти на НПЗ увеличится и производство сжиженного газа с 0,3 млн. т у.т. в 2002 году до 0,40 млн. т у.т. в 2015, что позволит прекратить к 2015 году его импорт из России.

     В торфяной промышленности одним из важных направлений повышения эффективности работы торфяной отрасли является увеличение производства в республике кускового торфа. В 2008 году были закуплены два высокотехнологичных финских комплекса для добычи кускового торфа (УП «Витебскоблгаз» и РУП «Витебскэнерго»). Финская техника по своей производительности примерно в 4 раза эффективнее отечественных аналогов (30 тыс. тонн в сезон против 8,5 тыс. тонн). Ее применение на полях добычи позволила снизить себестоимость одной тонны кускового торфа как минимум в 3,5 раза. Так, в настоящее время за счет собственных средств организаций заканчивается проектирование строительства цеха по производству торфяных топливных пеллет (25 тыс. тонн в год) на УП «Витебскоблгаз». Ведется проектирование и возведение нового брикетного завода на предприятии «Усвиж-Бук» РУП «Витебскэнерго». Глубокая модернизация будет осуществлена на торфобрикетных заводах «Браславский» и «Житковичский», продолжена на торфобрикетных заводах «Сергеевичский» и «Березовское», а также на машиностроительных предприятиях «Большевик» и «Красное Знамя».

     В целом же основными направлениями  деятельности организаций ГПО «Белтопгаз»  по техническому переоснащению и  модернизации производства, снижению расхода топливно-энергетических ресурсов являются:

- перевод газовых котлов и технологических топок на использование местных видов топлива;

- замена  технологических топок и реконструкция  топочно-сушильных агрегатов с  установкой теплогенераторов;

- модернизация  прессового оборудования брикетных  цехов с внедрением устройств плавного пуска;

- замена  неэффективных кот лов на более  экономичные с высоким КПД;

- повышение  эффективности работы систем  теплоснабжения за счет модернизации  энергооборудования, внедрения пластинчатых теплообменников, применения эффективных изолирующих материалов;

- внедрение  частотных преобразователей (частотно-регулируемых  электроприводов) и устройств  плавного пуска электродвигателей;

- реконструкция  теплотрасс с применением предизолированных  труб;

- устройство  местного отопления с установкой котлов на местных видах топлива.

     Будет завершена реконструкция котельных  ПРУТ «Днепровское», УП «Гроднооблгаз» (брикетный цех «Вертелишки») и  УТП «Ляховичское» с заменой  торфяных котлов на более эффективные, а также внедрено АСУТП на котельных ОАО «ТБЗ Усяж» и ОАО «Торфобрикетный завод Лидский». В 2010-2012 годах планируется выполнить реконструкцию котельных с преобразованием их в мини-ТЭЦ, работающих на торфяном топливе, на ПРУТ «Старобинский ТБЗ» (филиал «Слуцкий»), ОАО «Торфобрикетный завод Лидский», ПРУТП «Гатча-Осовское».

     Повышение надежности и энергоэффективности работы отраслей Министерства энергетики станет существенным вкладом в обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь и в конечном итоге в развитие белорусской экономики и повышение уровня жизни населения страны.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики беларусь
 

    С учетом растущего мирового дефицита и постоянного удорожания традиционных энергоносителей возникла острая необходимость  их замещения местными и возобновляемыми видами топливно-энергетических ресурсов.

    В 2011 году объем использования местных и возобновляемых энергоресурсов в Республике Беларусь (кроме нефти, вторичных энергоресурсов и попутного газа) составил более 3 млн. т.у.т.

    Для нашей страны, импортирующей около 80 - 85 процентов всех топливно-энергетических ресурсов, задача по максимальному вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии является первостепенной.

    Исходя  из данных о ресурсном потенциале местных и возобновляемых источников энергии и экономически целесообразном объеме их использования можно прогнозировать увеличение этого показателя в 2015 году до 5,7 млн. т.у.т. (в 1,9 раза).

    Рост  доли местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива позволит уменьшить объемы импорта энергоносителей, а также придать дополнительный импульс развитию перспективных направлений в области энергетики. В результате не только сократится энергозависимость, но и за счет сохранения финансовых ресурсов внутри страны будет, достигнут дополнительный экономический эффект (увеличение рабочих мест, создание новых высокотехнологичных производств, рост налогооблагаемой базы и другое).

    Для достижения прогнозных показателей и регулирования деятельности ТЭК предусматривается решение следующих задач:

- уточнение потенциальных запасов местных энергоресурсов;

- определение технически возможных и экономически целесообразных объемов добычи (производства) местных видов топливно-энергетических ресурсов;

- распределение заданий по производству и потреблению энергоресурсов по отдельным отраслям и регионам;

- оценка возможности собственного производства оборудования для использования местных видов топливно-энергетических ресурсов;

- оценка требуемых инвестиций;

- совершенствование правовой базы и тарифной политики в части стимулирования использования местных и возобновляемых источников энергии;

- реализация конкретных мероприятий.

    Решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации следующих направлений использования местных и возобновляемых топливно-энергетических ресурсов:

- ввод энергоисточников на древесном и торфяном топливе суммарной электрической мощностью до 49 МВт, тепловой - 1063 МВт;

- внедрение биогазовых установок электрической мощностью до 90 МВт;

- строительство новых и реконструкция действующих гидроэлектростанций мощностью 102 МВт;

- строительство ветроэнергетических установок мощностью 460 МВт;

- внедрение тепловых насосов для использования низкопотенциальных вторичных энергоресурсов и геотермальной энергии мощностью 8,9 МВт;

- внедрение 172 гелиоводонагревателей и гелиоустановок;

- внедрение установки замедленного коксования нефтяных остатков.[2]

    Стратегической  целью деятельности в области энергосбережения на период до 2015 года является снижение энергоемкости ВВП Республики Беларусь на 50 процентов к уровню 2005 года. Заметим, что энергоёмкость хозяйственной продукции в Беларуси в 2 раза выше, чем в среднем по Евросоюзу и почти в 3 раза выше, чем в Японии.

    Достижение  поставленной цели будет обеспечено за счет:

- совершенствования и разработки новых нормативных правовых актов и технологических регламентов;

- совершенствования тарифной политики, стимулирующей экономию энергоресурсов на всех стадиях производства, транспортировки и использования энергоносителей с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования и внедрением системы дифференцированных тарифов;

- структурной перестройки экономики в целях увеличения доли сферы услуг в ВВП;

- увеличения в топливном балансе республики доли вторичных энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- разработки и внедрения, новых энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и в частности:

- внедрения парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий для производства электрической и тепловой энергии с КПД не менее 57 процентов со снижением удельного расхода топлива на производство электроэнергии на 10 процентов к 2015 году и на 15 процентов - к 2020 году;

- создания технологий низкотемпературного комбинированного теплоснабжения с количественным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки, децентрализацией тепловых мощностей;

- создания комплекса технологического оборудования и разработки тепловых технологических решений по использованию тепловых насосов в системах теплоснабжения;

- разработки и реализации оптимальных схем энергоснабжения промышленных объектов на базе сочетания первичных энергоносителей, максимального использования вторичных энергоресурсов всех уровней с передачей излишков тепловых вторичных энергоресурсов для теплоснабжения объектов коммунальной собственности и жилья;

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Беларуси и проблемы регулирования его деятельности