Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель данной работы – изучить основные теоретические аспекты прибыли предприятия, рассмотреть оценочные показатели деятельности предприятия (прибыль и рентабельность), а также изложить методику планирования прибыли различными способами и провести изучение и анализ прибыли ООО «Транснефть». Цель определила следующие задачи: раскрыть экономический смысл основных оценочных показателей прибыли предприятия (прибыль, рентабельность), рассмотреть их основные виды; обосновать необходимость планирования прибыли в условиях рыночной экономики.
Введение
1 Экономическое содержание прибыли организации
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
1.2 Виды прибыли организации и их состав
1.3 Методы планирования прибыли на предприятии
2 Анализ прибыли ООО «Транснефть»
2.1 Анализ финансового состояния
2.2 Анализ состава и структуры прибыли ООО «Транснефть»
2.3 Планирование прибыли ООО «Транснефть»
Заключение
Список используемых источников
Приложения
1.2 Виды прибыли организации и их состав
Прибыль организации складывается из двух основных элементов:
1)прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;
2)прибыль (или убыток) от прочей реализации;
Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.[12,стр.111]
Прибыль от реализации продукции — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно, но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли.
Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).
Характеристику финансовых результатов деятельности организации за отчетный период показывает форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». [13]
В этой самой форме отражен процесс формирования прибыли:
1) Валовая прибыль - равна разнице между выручкой от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров (в торговле себестоимость равна покупной стоимости товаров).
2) Прибыль (убыток) от продаж - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т.е. это финансовый результат от основной деятельности предприятия.
3) Прибыль (убыток) до налогообложения - это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов. Показатель прибыли (убытка) до налогообложения - это финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов и, следовательно, показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.
4) Чистая прибыль (убыток) - это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет бухгалтерской прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств.[13]
Это та часть прибыли, которая предназначена исключительно для использования на цели, определяемые самой организацией. Она является единственным источником для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также распределения доходов между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале.[14,стр.209]
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной (чистой) прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.[15,стр.29]
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использована в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Такая прибыль называется нераспределенной. Прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития
Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно.[16,стр.217]
1.3 Методы планирования прибыли на предприятии
Величина прибыли - параметр управляемый, и управлять ею необходимо на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. [17,стр.57]
С одной стороны, прибыль должна быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности.
С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль невыгодно, потому что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли.
Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственных связей предприятия и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому.
Особенность построения любых моделей экономического развития предприятия заключается в том, что с их помощью можно определить величину будущей прибыли. Разрабатываются различные методики, которые по возможности должны быть простыми и точными.
В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.
Основными методами планирования прибыли являются:
3)совмещённый метод
Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :
П тп = Ц тп – С тп, (1.1)
где П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
П рн = В рн - С рн, (1.2)
где Врн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),
П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;
С рн – полная себестоимость
реализуемой в предстоящем
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
П рп = П о1 + П тп - П о2, (1.3)
где П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства.
Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчётов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчёта здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия (факторный метод).
Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующее этапы:
а) определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчётный год (По) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (Со):
Рб=По:Со
б) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года (Вп) и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности:
Пр=Вп*Рб
в) учёт влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение её качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
г) расчёт прибыли по несравнимой продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат – прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).
На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции.
Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на её величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.[18,стр.209]
Совмещённый метод при планировании прибыли рационально сочетает метод прямого счёта с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учёта влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Условием его применения является небольшой ассортимент выпускаемой продукции. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Таким образом, взяв за основу один из этих методов планирования и прогнозирования прибыли можно составить бизнес-план и заранее просчитать рентабельность того или иного предприятия. Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах.
2 Анализ прибыли ООО «Транснефть»
2.1 Анализ финансового состояния
В первую очередь финансовое состояние предприятия оценивается его финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Под финансовой устойчивостью следует понимать его платежеспособность во времени с соблюдением условия финансового равновесия между собственными и заемными финансовыми средствами. [19, стр.52]
Объектом исследования является ООО «Транснефть» зарегистрировано. Администрацией г. Владивостока Приморского края 13 октября 1998 года, ОГРН 1022501293913 (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. серии 25 № 02360059 от 29.11.2002 г),в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998г.№ 14-ФЗ, приведенного в соответствие с Федеральномым законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»от 30.12.2008 г. №312-ФЭ.(Приложение А).
Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть».
Основные виды деятельности компании: оптовая торговля топливом, бензином, нефтепродуктами и ГСМ; деятельность агентов по оптовой торговле топливом; транспортные услуги, в т.ч. морские, водные и иные пассажирские и грузовые перевозки; транспортно-экспедиционные услуги и т.п.
В своей деятельности Общество руководствуется Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами России, уставом (Приложение Б)
Информация о работе Теоретические аспекты прибыли предприятия