Текучесть рабочей силы и методы ее регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение на примере ООО «Метелица» способов удержания профессионалов в компании путём оценки уровня удовлетворённости персонала, проведение соответствующего анализа, на основе которого мы получим информацию для принятия решений по устранению проблемы текучести кадров.

Содержание

Введение 3
1. Текучесть кадров. 4
1.1 Понятие текучести кадров. 4
1.2 Регулирование текучести кадров. 5
2. Пути сокращения текучести кадров. 6
2.1 Причины текучести кадров. 6
3. Практическая часть: метод удержания профессионалов в компании 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего     профессионального     образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права»

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Экономика труда

На тему: «Текучесть рабочей силы и методы ее регулирования»

 

 

                             

 

 

                                         Выполнил (а): Демихова А.А.

                                                                   Студентка: 3 курса, группы  УП(з) 81

                                                                   Специальность: «Управление персоналом»

                                                                   Зачётная книжка № 0922060

                                                            Проверил (а)________________________

 

 

 

Хабаровск 2011

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   3

1. Текучесть кадров.                                                                                                4

1.1 Понятие текучести кадров.                                                                               4

1.2 Регулирование текучести кадров.                                                                    5

2. Пути сокращения  текучести кадров.                                                                 6

2.1 Причины текучести  кадров.                                                                             6

3. Практическая часть:  метод удержания профессионалов  в компании          10

Заключение                                                                                                             15

Список используемой литературы                                                                       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится, сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм.

Текучесть кадров – один из показателей, связанных с увольнением и влияющих на жизнеспособность и успех организации. Даже если количественно этот фактор соответствует планам руководства, то уход из организации каждого конкретного работника может оказаться если не фатальным, то, по крайней мере, опасным.

Основной задачей в  контрольной работе отмечено рассмотрение понятия текучести кадров, её отрицательные и положительные стороны, причины, меры борьбы с ней.

Целью моей работы является рассмотрение на примере ООО «Метелица» способов удержания профессионалов в компании путём оценки уровня удовлетворённости  персонала, проведение соответствующего анализа, на основе которого мы получим информацию для принятия решений по устранению проблемы текучести кадров.

 

 

 

 

 

 

 

1. Текучесть  кадров.

1.1 Понятие  текучести кадров.

Текучесть персонала – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.

Текучесть может быть:

Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;

Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.

Различают естественную и излишнюю текучесть кадров. Как  понять, естественная или излишняя текучесть кадров на вашем предприятии?

Текучесть кадров можно  рассчитать по формуле:

Текучесть кадров для  планового периода (F) и среднего (F1):

F= число увольнений в плановый период / среднее число сотрудников в плановый период.

F1= среднегодовая численность  уволенных * 100 / среднегодовая численность. 

Коэффициент текучести кадров – это отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

Естественная  текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.

Излишняя текучесть  персонала, по данным западных психологических  исследований, отрицательно сказывается  на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации  и преданности организации.

Можно отметить, что:

  • текучесть кадров сказывается на производительности труда не только тех работников, которые намерены уходить, но и тех, которые продолжают работать, то есть на жизни всей организации;
  • текучесть мешает создавать эффективно работающую команду, отрицательно влияет на корпоративную культуру организации.

Несмотря на остроту  этой проблемы во многих организациях, «программы сохранения персонала» пока являются редкостью.

 

 

1.2 Регулирование  текучести кадров.

 

Текучесть кадров по-разному может отразиться на работе предприятия. В зависимости от сферы деятельности компании и должностей постоянно меняющихся сотрудников это влияние может быть благотворным, практически незаметным, а может привести к потере конкурентоспособности и спаду производства.

Тяжелее всего «текучка»  может ударить по предприятиям со сложными технологическими процессами, в том числе строительным и  промышленным. Текучесть приводит к  снижению объемов производства, сказывается  на качестве продукции. Впрочем, только в том случае, если она превышает норму.

Вполне допустимо, если на предприятии с численностью сотрудников до 300 человек ротация кадров держится в пределах 20% от численного состава в год. Это объясняется многими факторами. Например, за год сотрудник набирает необходимый опыт, а получить повышение в должности затруднительно, так как позиция, на которую он претендует, занята.

Если это крупное  предприятие, то количество увольняющихся  не должно превышать 10–15%. Более вялая  «текучка» здесь объясняется  тем, что на крупных заводах и строительных холдингах больше внимания уделяют управлению персоналом. У них обычно есть кадровые службы, внимательно следящие за происходящими в трудовом коллективе процессами. Тем не менее, и они не застрахованы от массового перехода сотрудников в конкурирующую компанию. Если количество увольняющихся увеличивается из квартала в квартал – это сигнал о том, что пора принимать меры.

 

2. Пути сокращения  текучести кадров.

2.1 Причины  текучести кадров.

 

Основные и главные  причины ухода персонала следующие:

    1. неконкурентоспособные ставки оплаты;
    2. несправедливая структура оплаты;
    3. нестабильные заработки;
    4. продолжительные или неудобные часы работы;
    5. плохие условия труда;
    6. деспотичное или неприятное руководство;
    7. проблемы с проездом до места работы;
    8. отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста;
    9. работа, в которой нет особой нужды;
    10. неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов;
    11. неадекватные меры по введению в должность (отсутствие контроля за адаптацией);
    12. работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (жесткая структура);

С причинами текучести  персонала необходимо работать, их можно устранить или снизить  их влияние:

    • Неконкурентоспособные ставки оплаты.

Проведите или закажите исследование заработных плат, сравните полученные данные с данными предприятия. Пересмотрите ставки там, где они ниже, и там, где они выше, т.к. переплата также как и не доплата чревата экономическими потерями.

Проведите или закажите аналогичные исследования по другим выплатам (больничным, отпускам, льготам и т.п.).

    • Несправедливая структура оплаты труда.

Пересмотрите структуру  заработной платы, предпочтительно  посредством оценки сложности работы, для выявления неадекватных ставок. Проанализируйте дифференцированные тарифы, пересмотрите их, если выявятся «перекосы ставок».

Если происходят значительные колебания в оплате в результате системы премий или системы участия  в прибылях, проверьте эти системы  и пересмотрите их.

    • Нестабильные заработки.

Проведите анализ причин нестабильности заработков. Их может быть множество, начиная от неэффективной стратегии бизнеса, до недостаточной квалификации вашего персонала.

    • Плохие условия труда.

Сравните условия труда (часы работы, гибкость смен, оборудование, эргономику рабочих мест, состояние систем отопления, кондиционирования, освещения) вашей компании с условиями труда конкурентов рынка или компаний, на которые вы равняетесь. Разработайте меры по улучшению условий труда: более гибкий график работы, новая мебель или перестановка мебели, добавление освещения могут сделать чудеса.

    • Деспотичное или неприятное руководство.

Каждый руководитель, особенно руководитель среднего звена  должен быть тщательно подобран на эту должность, должны быть оценены  его потенциалы и возможности. Они должны постоянно совершенствоваться в управлении путем обучения и повышения квалификации. Причем, эффективнее, если такое обучение происходит не внутренними тренерами, а внешними специалистами.

Займитесь разработкой системы  корпоративного обучения.

    • Работа, в которой нет особой нужды.

Возможно, ваши сотрудники не ощущают нужности и необходимости  своей работы в массе всего  предприятия. Попробуйте сделать их работу более привлекательной, путем  повышения ответственности, расширения сферы деятельности или сокращения ненужной, монотонной работы на данной должности.

Проведите или закажите исследование мотивации ваших сотрудников  и вы точно будете знать, чего они  хотят от вашего предприятия, и какими методами надо повышать их эффективность  труда.

    • Неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов.

Для эффективной системы  отбора и оценки необходимо иметь: должностные  инструкции, положения о структурных  единицах, четкие критерии отбора и  оценки кандидатов и надежные методы оценки кандидатов, квалифицированных специалистов по отбору и оценке. Проверьте наличие этих параметров, если что-либо отсутствует, срочно принимайте адекватные меры, начиная от найма специалиста по персоналу, заканчивая разработкой и утверждением документов.

    • Неадекватные меры по введению в должность.

По кадровой статистике самый большой процент ухода  происходит в первые три месяца работы сотрудника, т.к. никто не вводит его  в должность, не адаптирует к новой  работе, к новой культуре компании. Именно в первые три месяца у сотрудника либо появляется лояльность к компании, либо она уже не появляется никогда. Проанализируйте, каким образом на вашем предприятии работает программа адаптации, кто этим занимается. Особенно заострите внимание на адаптации менеджеров среднего звена и редких специалистов высокой квалификации.

    • Работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (получение максимума от сотрудника, пока он полон энтузиазма, «выжатый» сотрудник становится ненужным компании).

«Выжатый» персонал уходит из компании и со «скоростью мысли» распространяет отрицательную информацию о компании, «отпугивая» дальнейших кандидатов. Поэтому: пересмотрите кадровую политику в этой области, смягчите свое отношение к сотрудникам (если сможете).

Такие компании формируют  выносливых сотрудников для своих  конкурентов, ваша компания становится трамплином для дальнейшей карьеры покинувшего вас персонала. Подумайте, надо ли формировать штат конкурентам.

    • Имидж компании.

Просмотрите все перечисленные  выше пункты и обратите особое внимание на, те из них, которые отрицательно влияют на репутацию организации как работодателя (подумайте, в какую организацию Вы бы сами не пошли работать).

Вам следует также  рассмотреть и сильные стороны  вашей организации, такие как  интересная работа, возможности обучения и повышения квалификации, перспективы  продвижения по службе, страхование, льготы и пособия для работников. Эти факты необходимо сравнить с теми, которые предлагают конкуренты, и составить список наиболее выгодных пунктов. 

Информация о работе Текучесть рабочей силы и методы ее регулирования