Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи, которую мы и называем технологией. В данном контексте термины «подход» и «технология» в определенном смысле являются синонимами.
Введение 3
1.Понятие процесса принятия решения 4
1.1 Общее понятие. 4
1.2 Классификация проблем и решений. 5
1.3 Проблемы выбора в уникальных ситуациях. 7
2.Технология принятия управленческого решения 10
2.1 Подходы к принятию управленческого решения. 10
2.2 Системный подход. 11
2.3 Особенности технологии принятия решения в уникальных ситуациях. 17
2.4 Организационные системы решения проблем в уникальных ситуациях. 18
2.5 Информационные системы для принятия решений. 19
2.6 Математические модели. 21
3.Роль руководителя в процессе принятия решений 24
4. Проблема универсальности технологии принятия решений 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Общим в рассматриваемых
случаях является взгляд на
модель как на способ описания
объективно существующих
Несколько иной тип моделей принесло с собой исследование операций.
Исследование
операций использует общую
Исключение его из рассмотрения, попытка рассмотрения ситуации выбора как
"объективно существующей"
приводит к крайней
Прежде всего отметим, что упоминавшиеся выше методы исследования операций предназначены для хорошоструктуризованных проблем. Слова
"хорошоструктуризованные
проблемы" совсем не означают, что эти
проблемы легки. Построение математической
модели, отражающей основные черты проблемы,
часто представляет значительные трудности,
не говоря уже о математических методах
решения задач исследований операций,
которым посвящены многочисленные труды.
Большинство
Важнейшая особенность слабоструктуризованных проблем заключается в том, что их модель может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека, участвующего в решении проблемы. При этом исчезает почва для построения беспристрастных объективных моделей.
Непонимание этого
обстоятельства явилось
Многие системы, включающие в себя людей очень трудны для изучения.
Характеристики
и поведение таких систем
Так как граница между классами хорошо- и слабоструктуризованных систем не является четкой и однозначной, некоторые исследователи наряду с общей схемой системного подхода использовали и "объективные" математические модели. Так появились модели сложных человеческих систем - здравоохранения, воспитания и т.д. Записанные в математическом виде взаимосвязи не стали более объективными, однако, некоторые исследователи искренне верили, что можно построить объективную модель сложных социальных систем. Так, известный американский ученый, профессор Дж. Форрестер пишет: "Наши социальные системы несравненно более сложны и труднопонимаемы, чем технологические. Почему же тогда мы не используем аналогичный подход создания моделей социальных систем и проведения лабораторных экспериментов на них перед тем, как опробовать новые законы и программы в жизни?". И далее: "Сейчас имеется возможность конструировать модели социальных систем.
Конечно, такие
модели являются упрощением
Другие ученые
не столь категоричны, понимая,
В известной
модели мировой динамики Дж.
Работы Дж.Форрестера
и Д.Медоуза важны тем, что привлекали
общественное внимание к опасным процессам,
происходящим в окружающем нас мире и
взаимозависимости этих процессов. Но
методология, на базе которой были проведены
эти исследования, имеет серьезные дефекты
и не раз подвергалась критике, основанной
главным образом на том, что в настоящее
время мы не располагаем информацией,
необходимой для построения сколько-либо
надежных и объективных моделей. Подвергаются
сомнению даже основные причинно- следственные
связи. Так, согласно данным одного исследования,
в ближайшие годы изменения в технологии,
вкусах потребителей, международных отношениях
будут играть большую роль в истощении
ресурсов и загрязнении среды, чем рост
населения.
Конечно, математические
модели сложных человеческих
систем могут разрабатываться
не только для цели принятия
решений. Они могут служить
средством лучшего понимания
таких систем. Если же говорить
о проблемах уникального
Как справедливо отмечает американский ученый Дж.Шлессинжер,
"применимость
методов исследования операций
зависит от выполнения
Существует множество
проблем уникального выбора, для
которых в последние 10-20 лет
были построены "объективные"
математические модели. В большинстве
случаев эти модели остались
без всякого применения. И, возможно,
потому что, как сказал
В.Леонтьев, "недостаток
фактических знаний об условиях существующих
в реальном мире, заставляет авторов модели
основывать многие, если не все, общие
заключения на различных априорных допущениях,
выбранных из-за их удобств, а не из-за
их отношения к наблюдаемым фактам".
3.Роль руководителя
в процессе принятия решений
В предыдущих
разделах уже неоднократно
1. Руководитель должен управлять процессом выработки решения;
2. Руководитель выдвигает
задачу для решения, участвует
в ее конкретизации и выборе
оценочных критериев. Умение
3. Руководитель выполняет
сложную работу по самому
4. Руководитель организует
выполнение решения.
Можно выделить
два основных типа работников,
участвующих в процессе
Как правило,
аналитики добиваются ясной,
Аналитики рассматривают
принятие решения как
Руководитель
выбирает единственный вариант
решения из предлагаемых аналитиками.
Он должен вовремя получить данные анализа,
пусть даже неполные. Не принятое вовремя
решение – более грубая, чреватая более
тяжкими последствиями ошибка, чем решение
принятое, но имеющее ошибки.
Всегда есть
какой-то оптимум, некоторая
Решение является
непосредственным продуктом
4. Проблема универсальности
технологии принятия решений
Нами уже неоднократно
упоминалось, что процесс
Технология позволяет
рационально использовать
Следовательно,
потребности в технологиях
Совершенно очевидным становится то, что объективно лучшей технологией принятия решения быть не может. В теоретическом смысле, как указывает В.И.
Подшивалкина, - "социальная технология - это инструментальная система, являющаяся результатом целенаправленной человеческой деятельности и создаваемая для решения задач в некоторой проблемной области". Поэтому проблема существования оптимальной, универсальной технологии по принятию решений в нашей работе решается исходя из того, что каждая организация
(фирма или предприятие) функционирует в определенной сфере с сталкивается с проблемами, возникновение которых характерно для деятельности в этой сфере.
Технологии, позволяющие
решать эти проблемы наиболее
эффективно, будет являться оптимальной
для этой организации. Другими
словами, такие технологии
Информация о работе Технология принятия управленческого решения