Технология принятия управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи, которую мы и называем технологией. В данном контексте термины «подход» и «технология» в определенном смысле являются синонимами.

Содержание

Введение 3

1.Понятие процесса принятия решения 4
1.1 Общее понятие. 4
1.2 Классификация проблем и решений. 5
1.3 Проблемы выбора в уникальных ситуациях. 7
2.Технология принятия управленческого решения 10
2.1 Подходы к принятию управленческого решения. 10
2.2 Системный подход. 11
2.3 Особенности технологии принятия решения в уникальных ситуациях. 17
2.4 Организационные системы решения проблем в уникальных ситуациях. 18
2.5 Информационные системы для принятия решений. 19
2.6 Математические модели. 21
3.Роль руководителя в процессе принятия решений 24

4. Проблема универсальности технологии принятия решений 25

Заключение 28

Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

. Технология принятия управленческого решения.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

1. Важность проблемы  для организации. Важная проблема  требует больше четкости, организованности  в подготовке принятию решения,  создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями,  участвующими в решении.

2. Временной аспект  решения проблемы. Решение для  срочной проблемы, как правило,  принимается в условиях большей  неопределенности по сравнению  с тем случаем, когда проблема  не требует быстрого решения  и целесообразно накопить необходимую  информацию для принятия наилучшего  решения.

3. Предварительная  оценка эффективности решения  проблемы. Если изначально известен  незначительный эффект, то обычно  целесообразно не производить  большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку  даже не самое лучшее решение  не дает большого проигрыша.  В случае ожидаемого значительного  эффекта процедуру принятия решений  необходимо продумывать особенно  тщательно.

4. Условия принятия  решений, определяемые состоянием  внешней и внутренней среды:  определенность, риск, неопределенность  и противодействие.

5. Характер (уровень)  принятия решений: индивидуальный  или коллективный 

(организационный). Решение, принимаемое на индивидуальном уровне характеризуется: наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется: созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом [1, 304].

6. Характер модели  проблемной ситуации: точная или  приближенная. Как правило, проблемная  ситуация описывается приближенной  моделью, достаточно простой,  чтобы ею можно было воспользоваться.  В случае важных проблем 

(или когда решение  дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать  ситуацию. Найденное оптимальное  решение должно быть наилучшим  для некоторой идеализированной  проблемы, выраженной в модели. 

 Часто бывает  целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее,  решение для реальной проблемной  ситуации, чем тратить усилия  на поиск оптимальных решений  для неразрешимых проблем.

7. Уровень формализации  процесса принятия решения. При  принятии решений немаловажную  роль играют такие неподдающиеся  формализации факторы, как: компетентность, объективность, авторитетность источника  информации, психологическое состояние,  влияние традиций, моральные нормы.

8. Кратность принятия  решения: однократная или многократная  процедура. 

 Однократные решения как правило проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия однократных решений. Многократные решения, в свою очередь, делятся на периодические и непериодические.

9. Вид принимаемых  решений: запрограммированные и незапрограммированные. 

 Для повторяющихся  или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются  стандартные правила, инструкции. 

 Для классификации  проблем и связанных с ними  решений принципиальное значение  имеет их отнесение к стандартным  (рутинным) проблемам, которым соответствуют  запрограммированные решения, и  нестандартным (творческим) проблемам,  которым отвечают решения незапрограммированные. 

 К запрограммированным относятся такие решения, которые уже известны из прошлого опыта (или известен четкий алгоритм их получения) и сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму при возникновении стандартных проблем. Выработка же незапрограммированных решений требует новой информации, поиска ее нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п. 

 Отнесение проблемы  к тому или иному классу  ее решений зависит от того, какова степень влияния неопределенности  на эти ее элементы. Если проблема  настолько ясна, что известны  не только ее цели, альтернативы, затраты, критерии, но и само  наиболее рациональное решение,  то она является стандартной  и к ней могут применяться  шаблонные правила принятия решений. 

 Если перечисленные  элементы проблемы в основном  ясны настолько, что они могут  быть описаны не только качественно,  но и количественно, но выбор  решения из многих вариантов  довольно сложен, то его принятие – это предмет исследования экономико-математического моделирования (о чем речь пойдет в разделе 2.6 ). 

 Самой обобщающей  классификацией проблем является  классификация, предложенная Г.Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса: 

1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки; 

2) неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны; 

3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать. 

 Хотя эта классификация  не является устоявшейся, и  некоторые проблемы могут со  временем изменить свою принадлежность  к определенному классу, она позволяет  понять многое. Прежде всего отметим, что упоминавшиеся выше методы моделирования предназначены для хорошо структуризованных проблем. 

 Между классами  хорошо структуризованных и неструктуризованных находится класс слабо структуризованных проблем. Согласно принятым определениям, к типичным слабо структуризованным проблемам относятся проблемы, обладающие следующими особенностями: 

- принимаемые решения  относятся к будущему; 

- имеется широкий  диапазон альтернатив; 

- решение зависит  от текущей неполноты технологических  достижений; 

- применяемые решения  требуют больших вложений ресурсов  и содержат элементы риска; 

- не полностью  определены требования, относящиеся  к стоимости и времени решения  проблемы; 

- проблема внутренне  сложна вследствие того, что для  ее решения необходимо комбинирование  различных ресурсов. 

 Следует подчеркнуть,  что между перечисленными классами  проблем не существует четкого  различия. Многие новые проблемы  первоначально выступают как  неструктуризованные и слабо структуризованные, но по мере их анализа, превращаются в проблемы хорошо структуризованные и даже стандартные. Каждая организация постоянно имеет дело с различными классами проблем, соотношение которых может различаться в зависимости от объективных условий ее деятельности и других факторов, определяющих степень неопределенности, с которой она сталкивается. В организации, которая является саморазвивающейся системой, возникают новые потребности, видоизменяются старые требования, появляются новые возможности удовлетворения потребностей, т.е. так или иначе появляются новые проблемы, которые требуют новых творческих решений

[10, 300]. Эти творческие  решения (инновационные) особенно  характерны для слабо структуризованных проблем, примером которых могут быть проблемы выбора в уникальных ситуациях. Именно об этом речь пойдет в следующем разделе работы. 

1.3 Проблемы выбора  в уникальных ситуациях. 

 Наиболее характерными  проблемами выбора в уникальных  ситуациях являются проблемы, возникающие  перед людьми, работающими в административных  службах, при управлении организациями  и совокупностью организаций.  Любой сотрудник административного  аппарата обязан быть рациональным  хотя бы для того, чтобы иметь  возможность объяснить другим  логические основания своего  выбора.

 Именно эти  работники ежедневно сталкиваются  с необходимостью решения нестандартных  проблем, а возможно и принятия  инновационного решения. 

 Проблемы рационального  выбора в уникальных ситуациях,  характерных для административной  деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных  исследований и разработок, выбор  плана производства изделий, выбор  перспективного плана развития  предприятия и др.) всегда интересовали  многих специалистов и исследователей. Список подобных проблем довольно  обширен, но все они имеют  следующие общие черты: 

- уникальность, неповторяемость ситуации выбора; 

- сложный для  оценки характер рассматриваемых  альтернатив; - недостаточная определенность  последствий принимаемых решений; 

- наличие совокупности  разнородных факторов, которые следует  принять во внимание; 

- наличие лица  или группы лиц, ответственных  за принятие решений. 

 Проблемы рационального  выбора в уникальных ситуациях  существовали всегда, но по ряду  причин в последние десятилетия  важность их значительно возросла. Прежде всего резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными. Во- вторых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора. В-третьих, возросла сложность каждого из вариантов принимаемых решений. В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего этого резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора. Эти проблемы существенно усложнились, и люди, руководители организаций, встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожидать еще большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора. 

 Как же обычно  решаются такие проблемы? Из истории  мы знаем, что опытных руководителей  отличает умение наилучшим образом  использовать свой опыт и интуицию. В ситуациях принятия уникальных  решений всегда существует нехватка  информации, покрыть которую можно  лишь верой в одну из возможных  гипотез. Опытные руководители  обычно используют все полезные  советы, но поступают по-своему, на  основе своей модели развития  будущих событий, своей оценки  тех или иных личностей. Проблемы  принятия уникальных решений  всегда требовали творческого  подхода, озарения, другими словами,  рациональный выбор в уникальных  ситуациях по своей сути является  особым искусством. 

 В наше время  на вновь появляющиеся проблемы  государства реагируют созданием  специальных административных органов,  т.е. фактическим расширением  административного аппарата. Так,  например, во всех промышленно  развитых странах в послевоенный  период появились министерства  науки и техники (или их эквиваленты). В последние 5-7 лет возникают  административные органы по охране  окружающей среды. Даже в классической  стране свободного предпринимательства  - США государство отреагировало  на энергетический кризис в  первую очередь созданием специального  агентства по энергетике - ЭРДА, а  затем - министерства энергетики. 

 Каждый административный  орган, существующий в течении десятилетий или недавно организованный, живет своей особенной жизнью. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых административных аппаратов: это естественно, поскольку функционирование административных служб существенно зависит от характеров, талантов работающих в них людей. Но, несмотря на внешнюю непохожесть, административная деятельность характеризуется одними и теми же элементами административных функций, которые определяются следующим набором умений: прогнозировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать. Принятие решений (умение распоряжаться) является центральным элементом административной деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Процесс принятия решений включает три необходимых элемента процесса выбора: 

- проблема, требующая  разрешения; 

- человек или  коллективный орган, принимающий  решение; 

- несколько альтернатив,  из которых осуществляется выбор. 

Информация о работе Технология принятия управленческого решения