Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Помочь достичь этой цели, призвана наука педагогика. Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической.
Введение……………………………………………………………………….……3
1 Система педагогического знания …………………………………………..…...6
1.1 Предмет и понятие педагогики………………………………….…………….6
1.2 Система педагогических наук………………………………………….……...7
2 Связь педагогики с другими науками…………………………………..……...10
2.1 Значение других наук в педагогике……………………………………..…...10
2.2 Цели образования и воспитания…………………………………………......14
3 Тестовые задания на определение педагогических способностей………......19
Заключение………………………………………………………….…………......28
Глоссарий………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………….………………………...….32
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6.
«Излишняя самоуверенность
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5.
«Это тем более должно
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
1-. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4.
«Я хотел (а) бы знать, почему?
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6.
«Как ты думаешь, почему я
каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1.
«Почему это я должен
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3.
«Прежде, чем я смогу
4.
«Давай подождем, поработаем и
вернемся к обсуждению этой
проблемы через некоторое
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6.
«Не волнуйся, и у меня в
свое время ничего не
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это — плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Гуманистическая ориентация предполагает отход от одномерной оценки как бедующего функционера общественного производства. Поскольку объем обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место.
Гуманизм (от лат. humanus – человечески, человечный) прежде всего означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие «гуманизм» оформляется как система ценностей ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
При
такой трактовке гуманизм как
определенная система ценносных
ориентации и установок получает
знание общественного идеала.
Таблица 1 - «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Порядковый номер педагогической ситуации | Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 5 | 5 | — | — |
2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 5 | — | — |
3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | — | — |
4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | — | — |
5 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 5 | 5 |
6 | 2 | 3 | 2 | 4 | 5 | 5 | — | — |
7 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | — | — |
8 | 2 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 | — | — |
9 | 2 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | — | — |
10 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | — | — |
11 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | — | — |
12 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | — | — |
13 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | — |
14 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | - | - |
Примечание
- Свободные ответы оцениваются отдельно,
и соответствующие оценки добавляются
к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если
испытуемый получил среднюю оценку
выше 4,5 балла, то его педагогические
способности (по данной методике) считаются
высокоразвитыми. Если средняя оценка
находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла,
то педагогические способности считаются
среднеразвитыми. И, наконец, если средняя
оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла,
то педагогические способности испытуемого
рассматриваются как слаборазвитые.
Целью данного исследования явилось изучение педагогики как системы педагогических наук, а также определением взаимосвязи педагогики и других наук о человеке. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.