Связь педагогики с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Помочь достичь этой цели, призвана наука педагогика. Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3

1 Система педагогического знания …………………………………………..…...6

1.1 Предмет и понятие педагогики………………………………….…………….6

1.2 Система педагогических наук………………………………………….……...7

2 Связь педагогики с другими науками…………………………………..……...10

2.1 Значение других наук в педагогике……………………………………..…...10

2.2 Цели образования и воспитания…………………………………………......14

3 Тестовые задания на определение педагогических способностей………......19

Заключение………………………………………………………….…………......28

Глоссарий………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………….………………………...….32

Работа содержит 1 файл

Шаповалова Н.Н. КР Педагогика.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

 

      2 Связь педагогики с другими науками

 

      2.1 Значение других  наук в педагогике 

     Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться  обособленно от других наук. Современный  этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.), основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации. С широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

     Важную  методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Связь педагогики с философией Является наиболее длительной и продуктивной так как философские идеи продуцировали создание педагогической концепции и теории, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

     Трактовка связей с философии и педагогики носили достаточно жестки, опазиционный характер. С одной стороны педагогику считали «полигоном» для приложений и опробации философских идей. В этом случае рассматривали как практическую философию. С другой стороны неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

       Сегодня общепризнанной, является  методологическая функция философии.  По отношению к педагогике, что является в полнее правомерным и обуславливается самой сущностью философского знания,  мировоззренческого по своей природе и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношении с миром.

     Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном развитии. Это более трех столетии назад отмечал основатель педагогики Я. А. Коменскии. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, и методы его обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная ни породы, ни свойств его души, ни способов воздействия на неё.3

       Первоначально отношения между  педагогикой и психологией представлялось  многим очень простым. Если  психология раскрывает «механизмы  души», то из нее можно напрямую  вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени, собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были физиками и психологами.

     Особенно  большое значение для решения  конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания.4

     Тесные  связи существуют между педагогикой  и школьной гигиеной, изучающей и. определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

     Педагогика  имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т.п.

     Параллельно с развитием педагогики, в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и образования). Развивались и вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний, методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школах.

     Важнейшая задача методики - разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов, изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук (например, .математических методов, понятия об обратной связи, заимствованного из кибернетики). Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

     Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Как любая  наука, педагогика включает в себя фактический  материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.

     Процесс разностороннего взаимопроникновение  наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений, объективно требует  органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается. Укрепляя и совершенствуя свой связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

     В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,  возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития в разные возрастные периоды, механизм изменения психики под влиянием обучения и воспитания. Идей ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

     Исключительно ценными знаниями о природе физического  развития человека, педагогику вооружает  общая и возрастная физиология, составляющая естественно научную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогает раскрывать научные основы тех изменений,  которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействии и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

     Новые, дополнительные возможности для  исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует движения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими  специфическими закономерностями, которые кибернетики недоступны.

     Связь педагогики с медициной привела  к появлению корректной педагогики как специальной отрасли педагогического  знания, предметом которой является образования детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи, с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усиливаются также позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющееся, дефекты или снижают их тяжесть.

     2.2 Цели образования и воспитания 

     Воспитательный  процесс в значительной степени  носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление  воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

     Воспитание  молодого поколения - это серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

     Разберемся, что же конкретно это означает. И для этого сначала уточним понятие «гуманизм». Термин «гуманизм» очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось.

     Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) прежде всего означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие «гуманизм» оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

     При такой трактовке гуманизм как  определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общественного  идеала. Человек рассматривается  как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

     С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла.

     Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного  круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

     Во-вторых, общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты.

Информация о работе Связь педагогики с другими науками