Сущность планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Обозначим основные понятия предмета исследования.
Понятие «регулировать» означает: «1) подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; 2) устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма, прибора, аппарата и т.п.; 3) воздействовать на экономические процессы для получения нужных показателей, достижения нужной степени удовлетворения потребностей» .

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

По мере того как усиливается  конкуренция на рынках, развитие контрактных  отношений между государством и  государственными предприятиями направляются на увеличение свободы действия предприятий.

Регулирование инвестиционной деятельности государственных предприятии обычно осуществляется специальными государственными органами. Например, во Франции таким органом является Фонд экономического и социального развития. Фонд выполняет двоякую функцию. Он является органом, одалживающим средства государства предприятиям и в то же время организующим планирование и контроль инвестиций, способов их финансирования. Роль этого фонда исторически постепенно претерпевала изменения.

После второй мировой воины  Франция столкнулась с существенными  потребностями в капиталовложениях, в то время как ее внутренние возможности  сбережений были весьма истощены и не могли быть соизмеримы с потребностями. Кроме того, в тот период рынки денег и финансовые организации играли лишь незначительную роль. Государство прибегло к вложениям в создание инфраструктуры и перевооружение промышленности за счет различных фондов, объединенных в 1955 г. в Фонд экономического и социального развития в рамках государственного бюджета.

Начиная с 60-х годов эта  политика постепенно изменялась.

Восстановление масштабов  сбережений, развитие финансовых рынков и бюджетные ограничения привели  к сокращению непосредственного  финансирования со стороны государства, к вовлечению в эти процессы банковской сферы и средств финансового  рынка.

Относительное сокращение займов Фонда для финансирования капиталовложений не привел к сокращению интереса к  нему со стороны государства. Фонд продолжает играть активную роль. В целях содействия осуществлению некоторых инвестиций, считающихся приоритетными, он страхует их риск с помощью гарантий, сокращает  их размеры с помощью фактического снижения учетной ставки займов.

Фонд поддерживает общий  приток государственных займов, специализирует различные государственные или  общественно-государственные учреждения на финансировании приоритетных потребностей, направляя в них некоторые  ресурсы ликвидности или сбережений за счет налоговых и регламентационных  механизмов.

В период кризиса 70—80-х годов  функция Фонда как заимодавца вновь была значительной как в  координации и контроле, так и  в финансировании капиталовложений.

Функции координации и  контроля Фонда обусловлены:

- масштабами программ  капиталовложений на государственных

предприятиях, потребностей в финансовых ресурсах с учетом возмещения

займов и фондов оборотных  средств;

- неадекватностью механизмов  рынка при оценке объема инвестиций  на

государственных предприятиях-монополиях;

- необходимостью ограничить  заимствование средств этими  предприятиями на финансовых  рынках, принимая во внимание  потребности других экономических  агентов и, в частности, других  предприятий и местных властей;

- поддержанием адекватности  усилий этих предприятий, требующей  организации конкуренции, которая  может быть создана на некоторых  рынках, таких как рынки электричества  и газа для отопления жилищ,  железных дорог, автострад, авиации  для перевозок пассажиров.

Фонд увязывает частные  решения с глобальными целями оптимального использования национальных сбережений, стараясь избежать, в частности, чрезмерных капиталовложений. Фонд представляет собой инструмент механизма межминистерского арбитража, функционирующий на двух уровнях: Управляющего совета и Специализированных комитетов.

 

1.2. Назначение планирования, его виды, цели и задачи

Планирование – это  разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу. Планированием  на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного  результата. Утвержденный руководителем  план предприятия имеет силу приказа  для указанных в нем лиц  и структурных единиц. В нем  четко и подробно указываются:

• цель деятельности предприятия  и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием  конкретных видов выпускаемой продукции  и характера работ);

• средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

• правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

• этапы и сроки выполнения работ;

• исполнители плана по срокам и видам работ;

• методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система  хозяйственного управления и регулирования  производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать  все этапы производственного  процесса другим методом, без помощи планирования, невозможно. Планирование занимает центральное место в  механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это - необходимое условие своевременной  подготовки сырья, материалов, комплектующих  изделий, инструментов, оборудования для  изготовления конечной продукции и  создания запасов.

Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать  перспектив) развития собственного производства и потребностей рынка минимум  на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

Планирование, административное управление и контроль деятельности производственного предприятия  неразрывно связаны.

Основная задача планирования – разработать программу действий для получения предприятием максимально  возможной прибыли как результата согласованного осуществления его  важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Кроме того, многие предприятия видят в планировании средство для преодоления возникающих  диспропорций, для эффективного и  рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности  производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения интересов предприятия факторы.

Решение указанных задач  может быть обеспечено:

- предвидением вероятных  рыночных тенденций и соответствующей  корректировкой производственной  программы предприятия;

- целенаправленным повышением  контролируемой предприятием доли

рынка;

- исследованием требований  потребителей, формированием производственной  программы, ориентированной на  их запросы;

- выпуском продукции более  высокого качества;

- согласованием с контрагентами  действий, их направленностью на  достижение взаимовыгодных результатов;

- точным учетом условий  конкуренции, выпуском конкурентоспособной

продукции;

- применением более эффективных  (экономичных) технологий и оборудования;

- поддержанием высокой  репутации фирмы у потребителей;

- материальным и моральным  стимулированием трудового коллектива,

повышением его заинтересованности в коммерческом результате.

Для обеспечения максимальной прибыльности предприятие планирует  конкретные направления работы:

• улучшение конечных показателей  деятельности (прежде всего

финансовых);

• уменьшение издержек;

• расширение производства и увеличение объемов продаж по

ассортиментным группам  продукции;

• технологическое развитие (повышение производительности труда);

• социальное развитие.

На предприятии разрабатывается  программа действий по достижению желаемых производственных показателей. Для  этого сначала устанавливаются:

временные шаги (горизонт планирования), конкретные показатели, которые необходимо достигнуть в плановое время, ответственность  подразделений предприятия за выполнение плана. Затем следует определить, какие важнейшие действия необходимо предпринять, чтобы поставленные цели были достигнуты.

Успех предпринимательской  деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных  целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель  или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и  для кого производить, предлагать. Не импровизация, не спонтанные ситуативные  действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Планирование в системе  предпринимательства представлено на рисунке 1.

Рассмотрим виды планирования. Они представлены на рисунке 2. Различают  непериодическое (нерегулярное, от случая к случаю) и периодическое (текущее  или стандартное) планирование.

Периодическое планирование может быть скользящим (с перекрывающими друг друга периодами) или последовательным (когда выполнению очередного плана  предшествует окончание предыдущего).

Горизонт планирования –  это тот временной отрезок (месяц, квартал, год и т.д.), на который  рассчитано выполнение планового, задания.

Выбор конкретного горизонта  планирования обусловлен многими факторами.

Основные среди факторов следующие:

• среднее время от появления  идеи до ее внедрения – временной  цикл предпринимательского проекта;

• продолжительность воздействия  принимаемых решений на организацию, т.е. период связанности этими решениями;

• степень предсказуемости  будущего, т.е. в течение какого времени  можно прогнозировать устойчивое развитие проекта.

В зависимости от горизонта  планирования различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и  краткосрочное планирование.

Долгосрочный план, как  правило, рассчитан на срок от 5 до 15 лет и предусматривает формирование перспективных целей предприятия, а также принятие решений, направленных на лучшее распределение его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов.

Этот вид планирования имеет два важных основания: внедрение  новшеств и объединение инновационных  стратегий подразделения предприятия.

Примером долгосрочного  планирования выступает генеральное  целевое планирование. При таком  планировании определяются генеральные  цели предприятия, к числу которых  можно отнести постановку всех общих  экономических и неэкономических  задач предприятия.

При целевом планировании определяются области деятельности, отраслевой профиль предприятия, важнейшие  результаты, которых хотят достичь, важнейшие стоимостные цели (финансовые результаты, ликвидность) и социальные цели (социальное положение, модель поведения по отношению к персоналу, партнерам по бизнесу, государству, имидж предприятия).

Еще одной разновидностью долгосрочного планирования является стратегический план предприятия, где  намечены стратегические цели предприятия, основные ориентиры их достижения планирование роста, планирование развития предприятия, инновационное планирование.

 

Стратегическое планирование включает три взаимосвязанные задачи: выработку миссии предприятия, представление  миссии в виде долгосрочных и краткосрочных  целей и выработку стратегии  достижения поставленных целей.

Формой долгосрочного  планирования выступают также инвестиционные проекты — планы капитальных  вложений, направляемых на создание новых  производственных мощностей или  модернизацию действующего производства.

Иногда период, на который  разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых  производственных мощностей.

Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет  специальный инструментарий.

Долгосрочный план может  строиться по принципу согласования нескольких среднесрочных, а также  краткосрочных планов. При этом планы, рассчитанные на ближайшие голы деятельности предприятия, отличаются большей детализацией.

Среднесрочные планы разрабатываются  на срок от 1 года до 5 лет. В сравнении  с долгосрочными эти планы более подробны и содержат большее число количественных показателей, в них делают упор на распределение ресурсов.

Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура  предприятия, производственные мощности, капитальные вложения, потребности  в финансовых ресурсах, исследования, разработки и пр.

В отечественной экономической  практике среднесрочный план, как  правило, входит составной частью в  план перспективный.

Преимущество такого «двойного  планирования» заключается в  том, что:

1) отделение стратегических  планов от количественных проектировок

Информация о работе Сущность планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия