Сущность планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Обозначим основные понятия предмета исследования.
Понятие «регулировать» означает: «1) подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; 2) устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма, прибора, аппарата и т.п.; 3) воздействовать на экономические процессы для получения нужных показателей, достижения нужной степени удовлетворения потребностей» .

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И  РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Регулирование хозяйственной  деятельности предприятия

Обозначим основные понятия  предмета исследования.

Понятие «регулировать» означает: «1) подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; 2) устанавливать  правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма, прибора, аппарата и т.п.; 3) воздействовать на экономические процессы для получения  нужных показателей, достижения нужной степени удовлетворения потребностей» .

Регулирование экономики - управляющее, корректирующее воздействие на экономику  со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений.

В централизованно управляемой  экономике регулирование осуществляется с помощью преимущественно директивных, распорядительных методов, в рыночной путем использования в основном экономических методов, с опорой на рыночный механизм и рыночные регуляторы.

Регулирование экономики, экономических процессов, действий экономических объектов может осуществляться посредством:

• программирования,

• стимулирования,

• рыночного саморегулирования.

Применение экономического регулирования необходимо для:

- обеспечения баланса  интересов потребителей (доступные  цены) и товаропроизводителей (финансовые  результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов);

- определения структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и

эффективного отнесения  издержек на тарифы для различных  типов потребителей;

- создания условий для  развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям) .

Разновидностью регулирования  является государственное регулирование.

Государственное регулирование  экономики – воздействие государства  в лице государственных органов  на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Оно  осуществляется, чтобы придать процессам  организованный характер, упорядочить  действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных  и общественных интересов.

Государственное регулирование  в широком смысле слова включает:

- прогнозирование,

- планирование,

- финансирование,

- бюджетирование,

- налогообложение,

- кредитование,

- администрирование,

- учет,

- контроль.

Государственное регулирование  имеет место как в централизованно

управляемой экономике, так  и в рыночной экономике, но формы  регулирования

существенно различаются: в  централизованной экономике упор делается на

директивное планирование и  администрирование, а в рыночной на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Регулирование хозяйственной  деятельности предприятия связано  с государственным регулированием, отношениями между государством и предприятием на принципах взаимной ответственности. Взаимоотношения  государства с предприятиями  зависят от того, является ли предприятие  частным, государственным, действующим  на конкурентном рынке, или оно представляет собой так называемую естественную монополию.

Индикативные планы не обязательны для предприятий  частного сектора. Поэтому отраслевое индикативное планирование в развитых странах, как известно, оказалось  неэффективным (за исключением периода  послевоенной реконструкции).

В настоящее время основную роль во взаимодействии государства  с предприятиями играет политика создания стабильных и благоприятных  общих условий для деятельности предприятий. Стабильные и благоприятные  условия обеспечивает макроэкономическая политика антиинфляционные меры, контроль над налогами и обязательными  отчислениями и другие известные  ее элементы. Важную роль играет юридическая, регламентационная политика. определяющая четкость и стабильность правил игры через законы, регулирующие деятельность предприятий и конкуренцию. Не менее важна работа государственной администрации — развитие и качество общественных служб, подготовка кадров, научные исследования, коммуникации и связь.

Взаимоотношения государства  с государственными предприятиями  конкурентного сектора мало отличаются от взаимоотношений обычного акционера  с предприятиями частного бизнеса. Для этой категории предприятий  наиболее существенная деятельность государственных  органов заключается в назначении членов правления. Помимо назначения членов правления, государство в развитых странах обычно устанавливает всем государственным предприятиям конкурентного  сектора ориентиры в уровне заработной платы.

Государство может ограничить мелочную опеку, используя механизм целевых контрактов, касающихся лишь стратегичС крупными государственными предприятиями, действующими в условиях естественной монополии в таких отраслях, как энергетика, транспорт и связь, взаимоотношения обычно складываются по-другому. Они принимают форму планового контракта, который в первую очередь определяет политику инвестиций и тарифных ставок предприятия. Плановые контракты, связывающие предприятия с государством обычно охватывают 3-5-летний период и могут включать задачи в области производительности, качества обслуживания, планирования инвестиций, обязательств государства в отношении изменений тарифов. В этом проявляется возможность совместного определения государством и предприятием среднесрочной и долгосрочной стратегии или принятия на себя взаимовыгодных финансовых обязательств. Контракты заключаются между предприятием и курирующим органом. Они предусматривают конкретные меры в случаях, когда изменение экономических условий может помешать их выполнению.

Взаимоотношения между государством и предприятиями могут воплощаться  в передачу информационных данных, дополняющих сигналы рынка.

Во многих развитых странах  система государственного индикативного  планирования ориентирует предприятия  гарантиями минимального уровня рентабельности капиталовложений в стране на предстоящий  период.

Государственные предприятия  в развитых странах, как правило, являются коммерческими предприятиями  независимо от сферы их деятельности. Исключение могут составлять государственные  предприятия в форме некоммерческих организаций. Они в основном действуют  в сфере общественных услуг, например, таких, как образование, связь, электроснабжение.

Коммерческие государственные  предприятия, как правило, представляют собой хозяйственные общества, чаще всего акционерные компании. Наиболее существенным инструментом их управления является право назначать руководителей. Государственные предприятия обычно подлежат дополнительному воздействию  со стороны государства в сфере  стратегии и сфере финансов.

Влияние на формирование стратегии  предприятия обычно осуществляется через представителя органа, к  ведению которого относится отрасль, например промышленности, транспорта, обороны. Представитель правительства  присутствует на заседаниях правления, информирует его о позиции  курирующего органа управления, он может настаивать на повторном рассмотрении вопроса или в отдельных случаях  воспользоваться правом вето.

Финансовые планы, как  правило, должны одобряться одновременно и курирующим органом, и органом, отвечающим за формирование финансов. В сфере финансов осуществляется дополнительный контроль. Контроль обычно ведется государственным контролером  или контрольной комиссией, которые представляют на предприятии министерство, отвечающее за управление финансами. Государственный контролер, присутствующий на заседаниях правления, следит за экономической и финансовой деятельностью предприятия. Он может осуществлять такие контрольные функции, как, например, обязательное визирование документов по сделкам. Периодически государственные предприятия подлежат также контролю эффективности хозяйствования специальной административной инстанцией.

Финансирование государственных  предприятий осуществляется главным  образом путем предоставления дотаций  некоммерческим организациям и

учреждениям или путем  увеличения уставного капитала, которое  обеспечивает само государство как  акционер. Существует также практика реинвестирования дивидендов, превращения  конвертируемых облигаций в акции.

Государство предоставляет  некоторым государственным предприятиям субсидии на реконструкцию и техническое  перевооружение или в отдельных  случаях эксплуатационные субсидии, например, чтобы удерживать некоторые  тарифы ниже уровня, компенсирующего  издержки производства. Кроме того, государство может выступать  гарантом по займам государственных  предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Однако, как показывает мировая  практика, сколь бы значительной ни была государственная финансовая поддержка, сама по себе она недостаточна для  развития предприятий. Для того чтобы  развиваться, необходимо заключать  союзы с другими фирмами, выходить на финансовый рынок.

Государство предоставляет  предприятиям возможность выпускать  ценные бумаги, позволяющие увеличивать  собственные фонды без продажи  акций частным инвесторам. Однако часто возникает необходимость  выйти за пределы специфической  техники финансирования, открывая капитал  государственных компаний для доступа  частных акционеров.

Акционерный капитал, полностью  принадлежащий государству, может  затруднять операции по скупке активов  других предприятий, которые проще  было бы оплатить путем предоставления ценных бумаг акционерам приобретаемых  компаний или заключения международных  союзов с частными акционерными обществами через перекрестное участие в  капитале.

Контрактные отношения с  государственными предприятиями. Неэффективность  командного подхода к управлению обусловила в годах переход в  развитых странах к системе контрактов как основному инструменту планирования деятельности государственных предприятий.

Контрактный подход предполагает, в первую очередь, что государственные  предприятия становятся ответственными партнерами государства. Прежде чем  заключить контракт с государством, они должны разработать свой собственный  план развития предприятия.еских, качественных ориентиров развития предприятия.

Плановые контракты. Каждое государственное предприятие должно во взаимодействии с государством вырабатывать свою стратегию и цели, которые  необходимо обсуждать с представителями  персонала и одобрять правлению. Затем государство и государственное  предприятие заключают плановый контракт на период срока действия плана предприятия.

Контракт может состоять из трех основных частей. В первой части  определяются среднесрочные цели развития. В ней должны быть отражены приоритеты как государства, так и предприятия. Эта часть не содержит никаких количественных ориентиров и ограничивается констатацией общих стратегических целей и задач, принятых по взаимному согласию.

Во второй части уточняются задачи, отвечающие общенациональным интересам, выполнение которых государство  рассчитывает возложить на предприятие. В первую очередь это обязательства  в сферах занятости, НИОКР, экспорта и экономии энергии.

В третьей части уточняются характер финансовых отношений между  государством и предприятием, а также  результаты деятельности предприятия - рост производства, рентабельность, финансовая устойчивость.

Практика контрактных  отношений в развитых странах  в 70-х годах показала возможность  эффективного управления Государственными предприятиями. Государство оказалось  вынужденным более четко формулировать собственную стратегию. В таких областях, как ценовая политика, капиталовложения, финансирование государственные предприятия приобрели большую автономию. Они стали действовать в рамках стабильных внешних условий, в формировании которых они участвуют сами. В ходе выполнения стратегия корректируется в соответствии с изменением хозяйственной конъюнктуры.

Наконец, контрактные обязательства  могут реализоваться лишь в том  случае, если парламент ежегодно предоставляет  правительству достаточно бюджетных  средств для их выполнения. В то же время правительству не всегда удается добиться от государственного предприятия точного соблюдения всех условий контракта. В ходе постоянного, не прерывающегося и после подписания контракта, обмена мнениями между руководителями предприятия и правительством, именно первые, постоянно сталкиваясь с реальностями рынка, имеют более обоснованную позицию, и в случае разногласий им чаще необходимо настаивать на своей точке зрения.

В целом практика показала, что плановые контракты больше отвечают потребностям государственных предприятий, выполняющих функции общественной службы и действующих в тех  отраслях, где конкуренция остается ограниченной и где рынок достаточно стабилен, а крупные масштабы капиталовложений требуют тщательного планирования. Это, например, транспорт, энергетика, коммунальное хозяйство.

По – иному решаются проблемы государственных предприятий  конкурентного сектора. Они также  обязаны вырабатывать четкие стратегические установки. Эти предприятия играют в национальном хозяйстве ключевую роль, по отношению к которой государство  не может оставаться безразличным. Однако, действуя на чрезвычайно динамичных рынках, они вынуждены приспосабливаться  к их требованиям.

Целевые контракты. Государство  должно приспосабливать общие принципы контрактных отношений к индивидуальным особенностям каждого из предприятий  конкурентного сектора. В практике развитых стран среди предприятий  конкурентного сектора получили распространение целевые контракты, содержащие весьма гибкие положения, процедура  разработки которых протекает вне  процедуры индикативного планирования. В целевых контрактах содержится более общее определение хозяйственной  и финансовой стратегии предприятия, нежели в плановых контрактах. Цели, в частности, подлежат ежегодной  корректировке. Эти контракты не предусматривают ни обязательств со стороны государственного бюджета, ни обязательств по выплате дивидендов со стороны предприятий.

Информация о работе Сущность планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия