Сущность и основы SWOT-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 01:42, методичка

Описание работы

Цель лабораторной работы: овладение основами SWOT-анализа, возможностью формулирования основных направлений развития предприятия при помощи систематизации имеющейся информации, которой обладает предприятие о сильных и слабых своих сторонах, а также о потенциальных возможностях и угрозах. Получение навыков пользования приемами SWOT-анализа.

Работа содержит 1 файл

2 лабораторная работа ЭА.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

Результатом сбора информации должно быть чёткое и ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия.

3.      Построение SWOT-анализа в общей форме

Рекомендации по формулированию заявлений SWOT-анализа

1)      Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости.

2)      SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей стройте отдельную таблицу.

3)      Нет смысла перечислять все возможное и невозможное: ограничьтесь лишь теми элементами, что оказывают наибольшее влияние на вашу компанию.

 

!

Правило 4. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели.

Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

4)      Анализирующий должен быть объективным. Он должен подкрепить свои заявления доказательствами (цитатами, письмами, статистикой по отрасли, отчетами в прессе, правительственными публикациями, сведениями от дилеров, комментариями покупателей)?

 

!

Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений.

Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

5)      Анализ должен быть ориентирован на покупателя, а не внутрь организации. Рассматривая очередное заявление, полезно задать себе следующие вопросы.

- Уверены ли Вы, что это на самом деле так?

- Насколько Вы уверены?

- Откуда Вы это знаете?

- Возможно ли, что вскоре это изменится?

- Имеет ли это заявление/отношение/значение/смысл для наших покупателей?

- Рассмотрели ли Вы эту позицию по отношению к конкурентам?

Что нужно сделать:

- Проранжировать заявления по значимости для потребителя;

- Включить только основные заявления/аспекты;

- Иметь доказательства в их поддержку;

- Сильные и слабые стороны должны рассматриваться по отношению к конкурентам;

- Сильные и слабые стороны — это внутренние аспекты;

- Возможности и угрозы — это внешние аспекты рыночной среды.

В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды. После этого можно перейти к следующему шагу.

4.      Раскрытие матрицы SWOT-анализа для формирования взаимосвязей

 

Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.

Это достигается благодаря использованию следующей матрицы.

Работа над данной матрицей осуществляется итерациями.

1)      Первичное формулирование фраз.

2)      Анализ их осуществимости и значимости.

3)      Ранжирование фраз по значимости в каждом квадранте.

4)      Дополнение сильных и слабых сторон при необходимости.

5)      Корректировка полученных фраз до уровня, приемлемого для реализации.

Таблица 3. Развёрнутая форма SWOT-анализа

 

Список сильных сторон:

1.       …

2.       …

3.       …

Список слабых сторон:

1.       …

2.       …

3.       …

Список возможностей:

1.       …

2.       …

3.       …

-          Каким образом можно использовать сильную сторону для развития бизнеса благодаря использованию возможности?

-          Каким образом можно использовать возможность рынка для усиления сильной стороны?

Каким образом можно использовать возможности внешней среды для снижения негативного влияния слабых сторон на развитие предприятия?

Список угроз:

1.       …

2.       …

3.       …

Каким образом можно использовать сильную сторону для снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия?

(Не заполняется)

 

Используя обозначенные в квадрантах вопросы, можно сформулировать список мер. При формулировании мер можно использовать несколько сильных и слабых сторон с одной возможностью или угрозой и наоборот. По результатам построения данной матрицы можно перейти к следующему шагу.

5.      Определение основных направлений развития

Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, используя полученные данные SWOT-анализа (общая форма и развёрнутая форма):

1)      Составить общий структурированный список мероприятий, которые были сформулированы на предыдущем этапе в 3-х квадрантах;

2)      Сформировать критерии для определения наиболее значимых мероприятий;

3)      Проранжировать меры по выбранным критериям;

4)      Сформировать план реализации намеченных мероприятий.

Для составления общего структурированного списка необходимо собрать воедино все матрицы SWOT-анализа по всем продуктам, конкурентам и рынкам, если таковые проводились.

В качестве критериев могут выступать:

- Значимость для предприятия данной сильной или слабой стороны;

- Значимость для предприятия данной возможности или угрозы;

- Эффективность мероприятия (результат к затратам);

- Затраты мероприятия;

- И т.д.

Для точности ранжирования рекомендуется использовать веса каждого критерия.

 

!

Правила оценки мер:

1.       В сумме веса критериев должны составлять 1.

2.       Шкала оценки по каждому критерию должна быть одинаковой.

 

Для удобства определения интегрированной оценки каждого мероприятия предлагается использовать следующую таблицу.

Таблица 4  Форма для ранжирования мер по их значимости

Список мер по SWOT-анализу

Критерии оценки

Общая оценка

Критерий 1

Критерий 2

Вес критерия[1]

0,3

0,2

0,5

1

Предприятия

 

 

 

 

Рынка 1

 

 

 

 

Продукта 1

 

 

 

 

Конкурента 1

 

 

 

 

Конкурента 2

 

 

 

 

Продукта 2

 

 

 

 

Конкурента 1

 

 

 

 

Конкурента 2

 

 

 

 

Рынка 2

 

 

 

 

 

 

 

 

И т.д.

 

 

 

 

 

В столбец общая оценка записывается сумма произведений каждого критерия на его вес. В результате мы получаем мероприятия проранжированные по набору критериев, что позволяет точно выявить основные направления развития бизнеса. Это является основанием для формирования плана реализации выбранных мероприятий (стратегии). Для этого выбранные мероприятия необходимо расставить по времени их осуществления, а также определить ответственного за его осуществление, и определить срок реализации.

Примените SWOT-анализ:

Задание 1

В таблице 1.1 представлены “выдержки” из реального документа. Это пример типичных ошибок!!!!

Strengths
Конкурентная среда – Преодолен высокий порог на вход, конкурентам требуются мощные инвестиции, время на развертывание и административный ресурс.
Потребители – новая модная технология привлекает внимание «Пионеров», интересующихся новинками и платежеспособных.

Opportunities
Конкурентная среда – конкурентные преимущества + высокий порог на вход для конкурентов + пока не поделенный рынок являются ключевыми показателями для агрессивного захвата крупного сегмента. Потребители – новая модная технология привлекает внимание «Пионеров», интересующихся новинками и платежеспособных.
Персонал – возможно создание сильной высокопрофессиональной команды единомышленников благодаря сочетанию профессиональных навыков, дружелюбной атмосферы и командного настроя.
Конкурентные преимущества
Отличная фора для продвижения, развития и роста капитализации компании

Weaknesses
Технология – новая, сложная, недостаточно отработана, отсутствуют типовые “коробочные” решения для быстрого выхода на массовый рынок. Требуется дорогостоящий профессионально-подготовленный персонал.
Высокий порог на вход - развитие XXX требует серьезных инвестиций, трудозатрат и административного ресурса
Компания очень технически - ориентирована. Фокус руководства и основные инвестиции направлены на технологию, а не на продажу услуг.
Партнеры – являются конкурентами, 100% обоюдное доверие и поддержка недостижимы
Потребители – Отсутствует четкое позиционирование компании в сознании потребителей. Низкая лояльность массового потребителя. Понятие своего потребителя размыто.
Персонал – слаба корпоративная культура, нет единой цели, понимания общности задач, нет четких зон ответственности, неравномерное распределение нагрузки персонала, в основном слабая мотивация. Отсутствует механизм поддержания единого информационного пространства (автоматизированная система управления бизнес-процессом).
Конкурентные преимущества – работают слабо из-за неотлаженного бизнес- процесса изнутри (подключение клиента занимает 2-4 недели) и отсутствия их продвижения снаружи.

Threaths
Технология – может пойти по иному пути развития, может не оправдать ожиданий. Есть опасность «заиграться» с технологией, забыв, что продаются решения проблем заказчиков, а не hi-teck-овские штучки.
Конкурентная среда – очень агрессивная и динамичная, грядет выход на рынок нескольких агрессивных игроков, обладающих сильными брендами и/или финансовыми ресурсами.
Потребители – не лояльны, высокий порог недоверия со стороны основной массы консервативного потребителя к новой
технологии. Потребители предпочитают дешевые или надежные, по их мнению услуги.
Персонал – отток компетентных кадров при сохранении неясной политики и слабого стимулирования со стороны руководства.
Конкурентные преимущества - опасность потерять индивидуальность под давлением рынка

 

Данный пример демонстрирует тот факт, что названия разделов SWOT (сила, слабость, угрозы, возможности) используются в соответствии с интуитивным пониманием, в частности “возможности” всегда понимаются, как раздел, в котором описываются возможные действия: “У нас есть возможность диверсифицировать предприятие и нанять еще сто человек”.

     В задании 1 необходимо устранить типичные допускаемые ошибки, в  расположении Strengths, Opportunities, Weaknesses, Threaths.
 

Задание 2 

  Сформируйте план кризисных мер, которые могут возникнуть при реализации стратегии. В примере приведен список мер, при осуществлении которых будет невозможно реализовать стратегию (антимеры).

Список антимер:

1.       Квадрант «сильные стороны – возможности»:

a.       Низкая эффективность новых каналов сбыта не позволит воспользоваться высоким потенциалом персонала

б.   Низкий экономический рост не позволит использовать современные мощности и технологии производства

2.       Квадрант «сильные стороны – угрозы»:

a.       Усиление конкурентов позволит им переманить персонал и ослабить потенциал персонала

б.  Обвальное снижение платёжеспособности не позволит использовать наработки для привлечения инвесторов

3.       Квадрант «слабые стороны – возможности»:

a.       Мы не сможем наладить работу по анализу рынка, и не используем экономический рост в России

б.   Нам не удастся использовать новые каналы сбыта из-за их низкой эффективности

4.       Квадрант «слабые стороны – угрозы»:

a.       Низкая платёжеспособность потребителей будет нами не замечена вследствие отсутствия работы по анализу рынка

 

Задание 3

SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. В таблице 1 представьте, расставив правильно,  основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе, используя для этого данные таблиц 2, 3, 4, 5.
Таблица 1

Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости(W):

 

 

 

 

 

 

 Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность и основы SWOT-анализа